Сможет ли наш «Охотник» хотя бы сравниться с американской «Жаткой»?
Командующий сухопутными войсками США в Европе генерал Бен Ходжес не умеет держать язык за зубами. Взял, и разболтал на конференции в Таллине военную тайну, чем добавил аргументации в высказывания Владимира Владимировича об антироссийских устремлениях альянса, да, впрочем, и всего Запада. Генерал предложил создать… «военный Шенген».
Он так и сказал — «военный Шенген». Суть идеи в том, что сейчас для того, чтобы решить вопрос о переброске войск НАТО, нужно проходить бюрократическую процедуру, согласовывать передвижения. «В настоящий момент мне нужна неделя, чтобы получить разрешение на переброску войск из Германии в Польшу. И две недели, чтобы получить разрешение на переброску войск через территорию Чехии», — пожаловался командующий. А если будет «военный Шенген», то как бы и без границ — гонишь себе в сторону России танки и солдат. И получил радостное одобрение присутствующих. И даже услышал предложения в развитие идеи.
Но прежде чем познакомить с предложениями, расскажем о том, что же за мероприятие проходило в Таллине с пятницы до воскресенья, 15 мая?
Эту конференцию стали проводить в 2007 году. В Таллине ее считают крупнейшим в регионе Северных стран и стран Балтии форумом по вопросам внешней и оборонной политики. С 2008 года мероприятие носит имя бывшего президента Эстонии Леннарта Мери.
Прочему выбрали его имя? Он ведь был обласканный советской властью мастер пера, чьи книги выходили и в издательстве «Советский писатель». Член Союза писателей Эстонской ССР с 1963 года. Его произведения — о путешествиях по СССР, об истории Эстонии. В конце 70-х ему, бывшему ссыльному, сыну эстонского довоенного дипломата, разрешили выезжать из СССР. Несмотря на ссылку, семья вернулась в Таллин, Леннарт Мери окончил Тартуский университет в 1953 году.
Сможет ли наш «Охотник» хотя бы сравниться с американской «Жаткой»?
Его карьере в СССР не мешали. В советский период она развивалась не только на писательском поприще. Он был экологом, а когда «стало можно», отправился в политику — вошел в Народный фронт Эстонии, сотрудничал с такими же организациями Литвы и Латвии, работал в Конгрессе Эстонии — альтернативном советскому парламенте, боровшемся за независимость от СССР. После распада Советского Союза на этой волне был избран президентом. Занимал антироссийскую позицию, называл русских оккупантами. Отмечал гитлеровский праздник — 60-летие боев с советскими войсками — вместе с ветеранами-гитлеровцами. Умер в 2006 году от рака.
А вот его двоюродный брат — первый эстонец, удостоенный 15 августа 1941 года звания Герой Советского Союза за бой в районе города Порхов Псковской области 17 июля 1941 года. Когда бойцы обратились в бегство, Арнольд Мери остановил их и организовал оборону. В бою был четырежды ранен. Приказ держать оборону выполнил. На 60-летии празднования Дня Победы принял участие в параде в Москве. А в Эстонии его преследовали, пытались судить за… преступления против человечности. В 2009-м он умер.
Так что конференция в Таллине полностью соответствует духу первого президента Эстонии, антипода своего двоюродного брата, и понятно, почему она названа именем Леннарта Мери. Проходила под патронатом президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса, бывшего заведующего отделом эстонской редакции радио «Свободная Европа».
В конференции принял участие весь антироссийский цвет региона вместе со своими наставниками: сам генерал-лейтенант Фредерик Бен Ходжес, заместители министра обороны США Роберт Шер и Майкл Карпентер, заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу, премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас, министр обороны Эстонии Ханнес Хансо, глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, министр европейской интеграции Грузии Давид Бакрадзе, министр обороны Швеции Петер Хультквист, министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, экс-премьер Швеции Карл Бильдт и другие.
Так вот, про «военный Шенген». Идею не просто морально поддержали. Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский, как «хозяин» предстоящего в июле саммита НАТО в Варшаве, пошел дальше всех и призвал отказаться от «Основополагающего акта Россия-НАТО», в соответствии с которым альянс не имеет права размещать войска вдоль российских границ на постоянной основе.
В общем-то, НАТО ловко обходит сие обязательство, постоянно размещая в странах Балтии небольшие подразделения на ротационной основе. Они как бы и не постоянные, ведь меняются, но находятся все время там. То есть люди меняются. А вот насчет техники Бен Ходжес придумал оригинальный ход — пока для Литвы. После учений, которые, понятно, являются «временными», хотя и частыми, американская бронетехника по его предложению остается в стране. Ну а зачем ее забирать, если вскоре новые маневры? И в литовской деревне Мумайчяй Шяуляйского района уже скопились танки M1A2 Abrams, боевые машины пехоты Bradley, бронетранспортёры M113, грузовые автомобили, бронированные внедорожники Hammer. И все же обязательства «Основополагающего акта Россия-НАТО» как-то сдерживают развитие конфликта, не доводят его до страшного логического финала в случае удовлетворения жажды ненависти сателлитов.
Но может быть, вскоре войска НАТО все же начнут скапливаться и на границе с Россией? Витольд Ващиковский говорит об «Основополагающем акте Россия-НАТО», подписанном в 1997 году: «Это документ о политических обязательствах. Он не является юридически обязательным к исполнению. Я не считаю, что мы должны выполнять этот документ». И разболтал еще одну военную тайну, которую, небось, обсуждают в кулуарах альянса: сказал, что в 1997-м обязательства брало на себя не нынешнее НАТО, а организация того периода, а вот теперь, после расширения, альянс несколько иной.
Вот вам и заверения западных политиков «того периода» в том, будто альянс расширяется чуть ли не в пользу России и во всяком случае угрозы не представляет. Прямо как сейчас говорят про элементы американской ПРО, якобы безопасной для России.
А СМИ, между тем, сообщают, что в НАТО обсуждается вопрос о создании в Польше и странах Балтии шести баз со складами и тренировочными лагерями, а Варшава попросит на саммите создать постоянные базы альянса на территории страны.
Теперь такие просьбы не кажутся провокационными. Раньше было иначе. Будто политики ныряют прямо в «окно Овертона». Так именуется технология, влияющая на сознание и позволяющая постепенно расширять рамки допустимого с точки зрения общественной морали. Названа в память об авторе, американском юристе Джозефе Овертоне. В 2014-м в Эстонии тогдашний министр обороны, нынешний министр юстиции Урмас Рейнсалу предлагал разместить в республике базы НАТО на постоянной основе. «Наш регион — единственный в НАТО, где военный перевес не в пользу НАТО, и их растущее присутствие в интересах военной безопасности Эстонии», — сказал он. Прагматичные эстонские политики зашикали на него, как на юнца (тогда ему было 38), сболтнувшего лишнего в приличном обществе. Но потом об этом заговорил председатель Комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсон, известный антироссийской позицией. А сейчас даже мнение Ващиковского получило поддержку на конференции в Таллине.
Второй «халифат» в Сирии может затмить успехи «Исламского государства»
Министр обороны Ханнес Хансо одобрил как предложение главы МИД Польши, так и идею натовского генерала. «Мы желаем, — сказал он, — чтобы тяжелая военная техника была размещена от нас ближе, чем на тысячу миль. Мы, со своей стороной, совместно с Латвией и Литвой будем трудиться, чтобы обеспечить упрощенное перемещение частей и вооружения союзников через государственную границу и обеспечить им достойные прием и поддержку принимающего государства». Министр выразил надежду, что саммит НАТО в Варшаве решит вопрос об увеличении численности войск на своих восточных границах. «Совет саммиту НАТО ясен: наш регион нуждается в больших войсках союзников», — сказал глава военного ведомства Эстонии. И разболтал еще одну военную тайну: сообщил о заверениях со стороны США в реализации просьб Эстонии.
Правда, эстонцы рановато раскатали губу. Получат они пока немного. «В соответствии с решением Конгресса Эстония получит одну танковую роту. В танковую роту обычно входит от 100 до 120 солдат, 10 танков M1 Abrams, 4 БМП Bradley и бронемашины поддержки», — сообщил руководитель отдела военного сотрудничества посольства США в Эстонии, подполковник Уильям Макникол.
Но лиха беда начало. Мы ведь помним об «окне Овертона»…