Заокеанский новостной портал military.com регулярно рассказывает о снайперских дуэлях в Афганистане, в Сирии и в Ираке. При этом отмечается высокая точность стрельбы со стороны боевиков. В частности, большой общественный резонанс получил инцидент в афганской провинции Гильменд, где был застрелен британский военный инженер Даррен Фостер. Он находился на сторожевом посту, оборудованном толстыми пуленепробиваемыми стеклами, был лишь один небольшой зазор — бойница для ответной стрельбы. Именно через неё влетела пуля убийцы. По имеющей информации, выстрел был произведен с большого расстояния. Помимо британца были также убиты два морских пехотинца и еще двое получили тяжелое ранение.
Бывший американский «афганец», сержант морской пехоты Карлос Браун, сделал интересное предположение. Мол, речь идет о варминтинг-туризме*, слишком профессионально, с чемпионской тонностью производились выстрелы. Видимо, из элитного оружия. На первый взгляд, от этой версии отдает махровой конспирологией. Однако имеются данные о пребывании в Афганистане спортсменов-стрелков из Саудовской Аравии и Катара.
«Диванные стратеги считают, что в будущей войне победят боевые роботы, тяжелые беспилотники, точные ракеты, истребители класса «Раптор» и супер-танки, — рассуждает Карлос Браун. — Так оно и будет на первом этапе, когда надо сместить неудобное для Америки правительство. Но потом вражеские фанаты-снайперы, стреляющие за полторы мили, положат конец господству экспедиционных сил. Я знаю несколько крупных военных операций, которые отменили из-за меткой пули боевика. В конце концов, не будем же мы, подобно немцам во Второй мировой войне, проводить репрессии и казнить по сто местных жителей за каждого застреленного «инженера Фостера».
Из множества подобных смертельных историй военный корреспондент Джин Кевеллеро написал целую книгу «Снайперы: американские сражения из одиночных выстрелов в Ираке и Афганистане». Судя по описанию, найти убийц зачастую не представляло никакой возможности: они подолгу не задерживались на одном месте и производили по одному выстрелу в день. Самая большая неприятность для спецов по контрснайперской борьбе заключалась в поиске стрелков, «жаливших» издалека — с дистанции 1000, а то и более метров.
Так или иначе, но появился тренд на использование непопулярного в прошлом патрона .408 Cheytac (10.3×77мм), который был создан командой Джона Тейлора специально для стрельбы на дальних дистанциях. Для начала объясним его минусы.
Во-первых, известных компаний, которые делают оружие под .408 Cheytac, можно пересчитать по пальцам. Как минимум половина из них, грешит кучностью в 1 МОА**, хотя и заявляют о 0.3−0.5 МОА. Для сведения, эти винтовки даже в бенчресте (стрельбе со станка), показывают почти 90 см отклонения от цели на дистанции 3 км. На больших расстояниях это все равно, что палить в белый свет, как в копейку. Вторая причина заключается в тяжелейшей отдаче, даже более травмоопасной, чем при стрельбе из крупнокалиберной винтовки, к примеру, Barrett M107A1. Вероятность сломать ключицу для .408 Cheytac, как ни странно, выше. Сказывается массивность крупнокалиберной винтовки, да и начальная скорость пули боеприпаса .50 BMG (12,7×99 мм) поменьше.
Несмотря на это, в последние годы произошли определенные изменения в технологии изготовления снайперского оружия, которые выводят .408 Cheytac в число перспективных боеприпасов.
Так, проблема травмоопасной отдачи при стрельбе патроном Тейлора с самой тяжелой пулей 419 grs (27 грамм) нивелирована в российских снайперских винтовках СВЛК-14 «Сумрак» и DXL-4 «Севастополь», которые были разработаны и выпускаются оружейной фирмой Lobaev Arms. Достигнуто это за счет специальных технических решений, с использованием «сэндвича» из карбона-кевлара-фибергласса в ложе оружия, солидной лапы затворной коробки и особого дульного тормоза. Это позволило стрелкам полностью сосредоточиться на цели, не опасаясь за плечо.
Если прибавить к этому техническую кучность «Сумрака» — 0.3 МОА и габариты, близкие к спортивному оружию, то винтовка Владислава Лобаева и впрямь может изменить взгляды профессиональных военных на сверхдальнюю снайперскую охоту. Чтобы иметь представление о точности стрельбы СВЛК-14, поясним, что оружие на тестовых стрельбах с расстояния 2165 метров пять раз подряд поразило мишень 50×50 см. Для таких дистанций винтовке Лобаева, по сути, нет равных в заявленном калибре. В реальности же опытные стрелки, применяя качественные боеприпасы, достигают даже 0.15 МОА.
Эти результаты удивляют еще и тем, что винтовки СВЛК-14 «Сумрак», DXL-4 «Севастополь», DXL-3, DXL-2 являются результатом деятельности обычного стартапа, деньги на развитие которого предприниматель получил за счет продажи собственной 4-комнатной квартиры на Арбате.
Путь выпускника философского факультета МГУ к производству оружия был тернистый. В 2009 году он был отмечен журналом Forbes как бизнесмен, разбогатевший на своих идеях. В 2010 году на форумах поползли слухи, что Лобаева выдавили из России в результате конфликта интересов с «Ижмашем». В то время об этом было немало публикаций в российских СМИ, мол, его фирма «Царь-пушка» была лишена лицензии из-за потери Ижевским машиностроительным заводом части рынка снайперских винтовок.
Не вдаваясь в подробности закулисной борьбы, все-таки отметим, что вряд ли могла иметь место конкуренция между СВЛ (снайперской винтовкой Лобаева), СВ-98** и ORSIS T-5000***. Индивидуальное оружие, произведенное «Царь-пушкой», имело средний ценник в полмиллиона рублей, тогда как качественная армейская СВД продавалась за 50 тысяч, а ORSIS T-5000 — порядка 120 тысяч. Так или иначе, но к чести всех участников бизнес-конфликта никто из его участников «не вынес мусор из избы».
Об этом, в принципе, можно было не вспоминать, если бы не отъезд команды мастера в Объединённые Арабские Эмираты. «Всё оборудование вывезено, как в годы Великой Отечественной войны. Только уже не за Урал. Намного дальше», — в 2010 году эта фраза разошлась сотнями репостов на самых разных форумах. Не столь важно, что двигало русским оружейником Лобаевым, — обида или иная мотивация. Вопрос в другом: что предприняли наши чиновники, чтобы создать максимально благоприятные условия для уникального изобретателя? В конце концов, борьба за профессионалов и технологии в настоящее время является главнейшей задачей любого правительства, в том числе и российского.
Однако вернемся к СВЛК-14 «Сумрак» и DXL-4 «Севастополь». Эти винтовки занимают недооцененную нишу между прекрасной 7.62-мм ORSIS T-5000, а также практичной СВ-98, и крупногабаритными снайперскими винтовками, той же Barrett M107A1. Опыт штатовских кампаний в Афганистане и Ираке показывает, что боеприпас .408 Cheytac имеет неплохой потенциал. Особенно, когда речь идет о сверхдальней снайперской охоте, или контрснайперской борьбе. Таким образом, стрелковое оружие СВЛК-14 «Сумрак» и DXL-4 «Севастополь» не конкурируют с принятыми на вооружение в российской армии снайперскими винтовками, а дополняет их, хотя требуют отдельного обучения и возможно, специальных доработок.
* - От английского слова varmint, означает стрельбу на дальних и сверхдальних дистанциях, в основном по грызунам (суркам, крысам и другим мелким животным).
** - MOA от английских слов Minute Оf Angle — угловая минута, параметр, который широко применяют в баллистике для оценки кучности попаданий.
*** - Магазинная снайперская винтовка, серийно выпускаемая концерном «Ижмаш».
**** - Высокоточная магазинная снайперская винтовка, выпускаемая оружейным заводом «ОРСИС» промышленной группы «Промтехнологии».