Обама стремится оставить «след в истории»
Минобороны ФРГ снова считает Россию одной из главных угроз. Это следует из подготовленного ведомством проекта новой редакции «Белой книги» — документа по вопросам политики обеспечения безопасности Германии. Немецкое правительство должно рассмотреть и принять его в ближайшие недели, еще до ухода на летние каникулы. Об этом в субботу, 4 июня, сообщила газета Die Welt.
В документе подчеркивается, что обстановка вокруг Германии стала «сложнее, переменчивее, динамичнее». «Наряду с уже существовавшими угрозами возникли новые», и все они влияют на ФРГ «с доселе невиданной синхронностью и концентрацией», считают в бундесвере.
К первостепенным угрозам для безопасности Германии отнесены терроризм, киберпреступность, несостоявшиеся государства (в них возможна гражданская война), бесконтрольная миграция, национализм, гонка вооружений, а также Россия.
Берлин пришел к выводу, что Москва «больше не партнер, а соперник», пишет Die Welt. «Россия готова продвигать свои интересы насильственными методами — как это произошло в Крыму и на востоке Украины, — и в одностороннем порядке сдвигать гарантированные международным правом границы. Поэтому она ставит под сомнение установленный после „холодной войны“ мировой порядок в Европе», — говорится в «Белой книге».
Россия отворачивается от Запада, подчеркивает, что является ему стратегическим соперником, и наращивает военную активность на внешних границах ЕС, считает Берлин. Особую обеспокоенность вызывает использование Москвой «гибридных инструментов для размытия границ между войной и миром», а также «подрывная деятельность в отношении других стран». «Если в ближайшее время Россия коренным образом не изменит свой курс, она будет представлять вызов для безопасности на нашем континенте», — цитирует «Белую книгу» Die Welt.
Как отмечает издание, власти Германии приняли решение исправить и дополнить «Белую книгу» впервые с 2006 года. Над 80-страничным документом, составленным Министерством обороны, работали все силовые ведомства ФРГ, и это означает, что сторонников у новой концепции национальной безопасности в Германии хватает.
Как считает ряд российских экспертов, то, что бундесвер причисляет РФ к военным соперникам — факт довольно неприятный. На случай войны немецкие вооруженные силы превращаются из 200-тысячной в полумиллионную армию. Причем, в распоряжении у немцев имеется еще и американская боевая техника и вооружения, в том числе — американский ядерный арсенал, объемы которого на территории ФРГ из соображений секретности не раскрываются.
Москва уже резко отреагировала на публикацию Die Welt. «Даже само предложение объявить Россию угрозой для Германии — после недавнего переиздания „Майн Кампф“ * - выглядит зловеще», — заявила председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, призвав немецких политиков к «ответственности накануне 75-летия со дня вероломного нападения фашистской Германии на СССР».
А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что информация о планах Берлина отнести Москву к соперникам вызывает «сожаление и обеспокоенность».
Обама стремится оставить «след в истории»
Что стоит за корректировкой «Белой книги», способна ли Германия всерьез рассориться с Россией?
— Немцы встраиваются в общую линию НАТО против России, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров.
— Про себя, замечу, они всегда считали нас и соперниками, и противниками. Просто раньше Германия предпочитала всем пудрить мозги на этот счет, и прежде всего — России.
На деле, немцы идут по следам США. В американской стратегии национальной безопасности, принятой в феврале 2015 года, именно Россия названа в числе главных угроз, и в таком же качестве РФ фигурирует в документах НАТО. Так что немцы сейчас просто действуют в рамках той же логики. Правда, Берлин и сейчас опасается прямо называть действия Москвы угрозой. Поэтому немцы изыскивают термины помягче, вроде «соперники». Но суть дела от этого не меняется.
Замечу, что угроза в Европе возникла не из-за России, а потому, что США и их союзники нарушили свои обязательства, и начали продвигать НАТО на Восток. Сначала они втягивали в зону своего военно-политического влияния государства Восточной Европы, а потом и государства постсоветского пространства, чем нарушали баланс сил в регионе не в пользу России. А теперь Запад начал продвигать на Восток и военную инфраструктуру НАТО.
По отношению к друзьям и партнерам так себя не ведут. С партнерами создают какие-то совместные структуры безопасности, а не пытаются их обмануть: дезориентировать и воспользоваться временной слабостью, чтобы отхватить различные куски.
«СП»: — Как реагирует на эти действия Запада Россия?
— В стратегии национальной безопасности РФ, принятой вслед за американской стратегией в декабре 2015 года, мы рассматриваем продвижение НАТО на Восток как главную угрозу, как и действия Запада по сохранению мирового доминирования.
По сути, и мы, и теперь немцы начали называть вещи своими именами, и это можно только приветствовать. Мы должны ясно видеть, кто наши враги и кто друзья, чтобы выстраивать адекватную политику.
Кроме того, фиксирование в документах антироссийского настроя США, НАТО, а теперь и Германии, нивелируют утверждения российских либеральных кругов, которые продолжают горбачевскую линию, и твердят, что Запад нам не враг.
«СП»: — НАТО отводит Германии роль тарана против России?
— Нет, конечно. Чтобы ФРГ могла развернуть 500-тысячную группировку, немцам нужно наращивать производство оружия в течение нескольких лет. Причем, если Берлин решится на такой шаг, — а скрыть подобные приготовления невозможно, — мы примем ответные меры.
У нас после окончания «холодной войны» остался очень неплохой арсенал. Всего и нужно модернизировать танки и привести в порядок артиллерию, а боеприпасов у нас достаточно. Поэтому при необходимости мы можем выставить против Запада армию численностью в 2−3 миллиона человек.
НАТО, если централизует руководство блоком, принудительно заставит страны-участницы создавать армейские подразделения, начнет централизованно снабжать эти подразделения оружием из «копилки» альянса, теоретически способно выставить и 10-миллионную армию. Но, думаю, когда члены альянса к этой фазе вплотную подойдут, нам уже нужно будет наносить по ним ядерный удар, а не ждать, когда они усилятся.
Замечу, что тактика ожидания и надежда, что авось ничего не случиться, постоянно играли с Россией злую шутку. Так было, например, когда напал Наполеон, потом ситуация повторилась с Гитлером — Иосиф Сталин не хотел лезть в Европу и ждал, когда Гитлер нападет первым.
Мы и сегодня ждем, а надо атаковать: на Украине, в Приднестровье. Плюс, по возможности, использовать ситуацию в Прибалтике, связанную с наращиванием там войск НАТО. Например, можно заявить, что мы рассматриваем такое развертывание сил как угрозу, и объявить Прибалтике военно-морскую блокаду.
И надо понимать: Запад усиливает противостояние с Россией медленно, чтобы не вызвать резкой ответной реакции, но этой своей линии он будет держаться неуклонно. Нам же в такой ситуации нужно не паниковать, а разрабатывать четкую стратегию ответных военных действий…
— Германия не находится в безвоздушном пространстве, и не определяет самостоятельно свою военную политику, — отмечает член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
— Напомню, что ФРГ — одна из крупнейших членов Организации Североатлантического договора, и очень активная. И вся ее военная политика проходит в рамках общей политики НАТО. То, что альянс принимает резолюции, направленные на укрепление НАТО и на конфронтацию с Россией, — давно не секрет. Причем, началось это еще до событий вокруг Украины.
Еще в 2012 году, на чикагском саммите НАТО, в контексте реализации концепции «умной обороны», был представлен и утвержден перечень программ и проектов, предполагающий объединение усилий стран НАТО в определенных областях сотрудничества, таких как стратегические авиационные переброски, совместное патрулирование прибрежной зоны самолетами патрульной авиации, развитие и совершенствование средств наблюдения и разведки.
8−9 июля в Варшаве также собирается большой саммит НАТО, посвященный укреплению альянса и сдерживанию России.
В Европе набирает силу антитурецкая кампания
Германия, со своей стороны, активно участвует в мероприятиях альянса по так называемому усилению восточного фланга. Именно немецкие военные самолеты на основе ротации находятся на аэродромах государств Прибалтики, вблизи границ России. Именно ФРГ выделяет воинский контингент в рамках программы НАТО по размещению шести батальонов в странах восточного фланга. Именно Германия активно участвует в формировании натовских Сил быстрого реагирования.
Так что нельзя сказать, что до сих пор Германия была «белой и пушистой», а теперь немцы отредактировали «Белую книгу» и будут считать Россию угрозой.
На деле, в реальной военной политике Германии это давно произошло. Неслучайно немцы присутствуют в Объединенном комитете начальников штабов США, а многие германские генералы занимают видные посты в Комитете военного планирования НАТО, и вообще в структурах альянса.
Другое дело, что Германия со времен «холодной войны» — с конца 1980-х — существенно сократила состав бундесвера и закупки вооружений, а также перешла на армию, набираемую по контракту. В результате, реальные военные возможности ФРГ также сократились, и теперь, на мой взгляд, немцы надеются, что другие члены НАТО будут тянуть военную лямку. Напомню, что с 1991 года в альянс вступило немало стран, и военные возможности ряда этих новых членов — например, Польши, — вполне серьезные. Это значит, что новый вариант «Белой книги» не несет России новых угроз, а лишь фиксирует изменения во внутригерманской политике…
* В соответствии с федеральным законом от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ на РФ запрещено распространение экстремистских материалов (в их число включены публикации руководителей НСДАП, в том числе книга Адольфа Гитлера «Майн кампф» («Моя борьба»).