В Киеве утверждают, что к концу года выкатят танк, который лучше российского
ВМС США отправили на боевое дежурство еще четыре авианосца. Таким образом, число одновременно мобилизованных авианосцев увеличилось до шести, впервые с 2012 года (всего на вооружении ВМС США находятся девять кораблей этого класса). Об этом в понедельник, 6 июня, сообщило агентство Defense News.
1 июня с восточного побережья США вышел авианосец «Дуайт Дэвид Эйзенхауэр» в сопровождении ударной группы. Он отправлен на помощь авианосцу «Гарри Труман», который из акватории Средиземного моря обстреливает позиции террористического «Исламского государства» *.
4 июня с военно-морской базы Йокосука в Японии вышел авианосец «Рональд Рейган». Предположительно, его курс лежит в Южно-Китайское море, где уже находится авианосец «Джон Стейниц».
Еще два авианосца — «Карл Винсон» и «Джордж Вашингтон» — покинули базы на западном и восточном побережье США для проведения тренировочных маневров, сообщил штаб ВМС США.
Но и это не все. В ближайшее время Военно-морские силы США планируют подключить к патрулированию седьмой авианосец — «Джордж Буш».
Напомним: авианосцы — главная ударная сила американских ВМС. В среднем, авиакрыло на борту одного корабля — это 30−40 палубных истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет» («СуперХорнет»). Боевой радиус такого самолета — около 800 километров. Чтобы F/A-18 оказались в состоянии хотя бы угрожать ракетно-бомбовыми ударами по целям на вражеской территории, они должны взлетать с палубы за 400 морских миль от объекта будущего удара.
Вместе с тем, как отмечают многие эксперты, «золотой век» авианосцев США завершился в тот момент, когда Россия и Китай поставили на боевое дежурство береговые ракетные комплексы большой дальности. Так, российский «Бастион-П» способен ударить по авианосцу сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами П-800 «Оникс». Особенность залпа «Ониксами» в том, что к цели они подходят на сверхмалой высоте одновременно, «стаей». Исключив, таким образом, возможность последовательного обстрела средствами корабельной ПВО, и обеспечивая почти гарантированное поражение противника. Неслучайно тот же «Гарри Труман» держится на почтительном удалении от сирийского берега: в 2013 году Москва поставила Дамаску не менее двух береговых ракетных комплексов «Бастион» со сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Яхонт» (экспортная вариант «Оникса»). Испытывать их на себе американцам явно не хочется.
В Киеве утверждают, что к концу года выкатят танк, который лучше российского
Возникает закономерный вопрос: зачем при таком раскладе США отправляют в море две трети своих авианосных кораблей? Интригу усиливает заявление официального представителя ВМС США: он особо подчеркнул, что этот шаг не является ответом на какой-либо конкретный вызов. Какую игру, на деле, затеял Вашингтон?
— В стандартной ситуации до 50% боевых кораблей ВМС США должны находиться в море, — отмечает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков.- С этой точки зрения, использование шести авианосцев из девяти — вполне нормальный режим для американского флота. Должен заметить, американцы всегда так действовали: обеспечивали военно-морское присутствие в ключевых для США точках мира. А присутствие военного корабля, — тем более авианосной группировки, — всегда создает напряженность.
Не думаю, кстати, что наличие у Дамаска береговых комплексов «Бастион» сильно связывает американцам руки. Свои авианосцы они держат в зоне, где им удобно маневрировать, и где они могут обеспечить свободу действий своей авиации. И если США примут решение о нанесении ударов по Сирии, в первую очередь они ударят именно по выявленным «Бастионам».
А вот для ИГИЛ два американских авианосца вместо одного — это неприятная новость. Общая численность американского авиакрыла в этом случае может составить до 120 самолетов. Это значительно превышает, скажем, численность группировки российских ВКС в Сирии, даже в период максимально широкого ее развертывания — в ноябре 2015 года.
Что до появления еще одной авианосной группировки США в Южно-Китайском море, это только поднимет градус напряженности в отношениях Вашингтона и Пекина. Думаю, такое развитие событий нам на руку: КНР будет больше тяготеть к военно-политическому сотрудничеству с Россией.
Вместе с тем, Пекин и при таком сценарии не пойдет на сворачивание программы строительства искусственных островов, чтобы не допускать американские военно-морские силы близко к своему побережью. Эти острова — своего рода непотопляемые авианосцы Китая…
— Во времена СССР американцы отправляли на боевое дежурство все 11 авианосных группировок, которые у них имелись, но особых неприятностей советскому командованию это не доставляло, — напоминает бывший начальник Береговых войск и морской пехоты Черноморского флота ВМФ СССР и России (1986−1995 гг.) генерал-майор Владимир Романенко. — Просто число советских подводных лодок, следящих в океане за перемещениями американцев, в такие периоды увеличивалось. Правда, сейчас у нас нет 170 атомных подводных лодок, как в советское время. Но, думаю, и нынешнего подводного флота хватит на семь американских авианосцев.
«СП»: — Насколько опасна авианесущая американская группировка?
— Это серьезная сила. Авианосцы никогда не действуют поодиночке. Головной корабль обязательно сопровождают одна-две подводные лодки, плюс шесть-восемь кораблей охранения. Прибавьте сюда авиакрыло, которое базируется на авианосце. Такая ударная группировка может создать напряженность в любой точке Мирового океана.
В то же время, одна или даже две авианосные группировки не могут создать угрозу геополитического уровня. Да, США усилят удары по ИГИЛ, и тем самым продемонстрируют мощь американского флага, и усилят напряженность в Южно-Китайском море, но глобальный расклад сил от этого не изменится.
«СП»: — Почему Штаты резко активизировали авианосный флот?
— На мой взгляд, это связано с предстоящими президентскими выборами в США, и с попыткой укрепить позиции Демократической партии. Проблема в том, что внешняя политика Барака Обамы является объектом острой критики. Он, напомню, пришел в Белый дом под лозунгом сокращения американского военного присутствия в мире, и под лозунгом, что американцы не должны влезать в новые войны. На деле, своих обещаний Обама не выполнил. И теперь отправка на дежурство авианосцев позволяет Белому дому сосредоточить внимание американцев на текущем моменте деятельности Обамы, а не на его прошлых неудачах…
— США сейчас сталкиваются с рядом вызовов в нескольких регионах мира, и у американцев банально не хватает ресурсов их парировать, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Речь идет о вызовах в Южно-Китайском море, в районе Персидского залива и вокруг Ирана, и в Средиземном море — в связи с российским военным присутствием в Сирии.
Надо сказать, даже если США задействуют все девять своих авианосцев, они не справятся с перечисленными задачами. На мой взгляд, только сконцентрировав девять ударных авианосных группировок, американцы могут решить задачу на каком-то одном участке. Но этого они, видимо, не могут себе позволить.
Ну что могут, посудите сами, сделать две или даже три американские авианосные группы против всего китайского флота или китайской авиации, которая действует со своего побережья, и которая оснащена противокорабельными ракетами? Думаю, ответ очевиден: почти ничего.
В Средиземном море девять авианосцев США, бесспорно, могли бы серьезно повлиять на военно-политический расклад. В этом случае у американцев было бы больше боевых самолетов, чем у нас и у сирийцев вместе взятых. Но два авианосца в этом регионе, в лучшем случае, создадут паритет сил — не более.
Еще меньше шансов изменить с помощью авианосцев расклад сил в районе Персидского залива. Узость залива делает его похожим на канал, по крайней мере, в военно-стратегическом плане, из-за чего авианосцы и боевые корабли США будут заперты вблизи иранского побережья.
Между тем, еще в 2002 году Пентагон провел в Персидском заливе учения под названием Millennium Challenge 2002. По сценарию учений, Иран в ответ на американскую агрессию начинал массированное ракетное нападение. Как показало в итоге имитационное моделирование, США в этом случае ждал бы настоящий разгром: уничтожение авианосца, десяти крейсеров и пяти десантных кораблей. А дальше иранские сторожевые катера, вооруженные ракетами, без труда расправились бы с остальными морскими силами Пентагона в Персидском заливе. Результатом этого могло стать уничтожение и потопление большей части кораблей Пятого флота США.
Новый беспилотный шаттл Пентагона — разведчик, перехватчик, бомбардировщик и дешевая альтернатива ракетам-носителям
Надо думать, американцы хорошо помнят эти расчеты, и в Персидский залив не сунутся. Напомню показательный эпизод. В декабре 2011 года авианосец «Джон Стейниц» шел через район Персидского залива, в котором Иран проводил военно-морские учения. Иранский командующий в жесткой форме порекомендовал тогда кораблям ВМС США не возвращаться в залив, пока учения не завершатся. Вскоре пресс-секретарь Пентагона выступил с заявлением, что «никто не стремится к конфронтации с Ираном из-за Ормузского пролива».
С учетом сказанного, отправка на дежурство шести авианосцев — шаг, скорее, политико-пропагандистский, чем военно-стратегический.
«СП»: — Для России американские авианосцы представляют угрозу?
— Нет: авианосные группы не смогут подойти к российским берегам на дальность действия палубной авиации.
Так, вход в Охотское море отсекается островами Курильской гряды и Сахалином, где у нас размещены системы береговой обороны. В Северном море вести боевые действия на авианосцах тяжело из-за сильного волнения, плюс, там у нас проходит самый укрепленный рубеж и базируется самый мощный российский флот.
А в Балтийское и Средиземное моря американцы в условиях вооруженного конфликта авианосцы никогда не отправят. В таких небольших акваториях любой авианосец будет чувствовать себя слоном в посудной лавке, и будет быстро потоплен.
Думаю, нынешнее решение Пентагона по авианосцам — это, прежде всего, попытка приободрить себя и попугать противников. Но никак не попытка реально повлиять на геополитическую ситуацию в мире…
* - «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.