Украинские власти утверждают, что вступление в альянс — только вопрос времени
На днях в Донбассе прошла акция, почти не получившая резонанса в России. Тысячи жителей Донецкой народной республики (ДНР) вышли на акции протеста. Они требовали, чтобы в Донбассе не появились полицейские ОБСЕ, вооружённые стрелковым оружием.
В рассуждения политологов, как российских, так и украинских, Донбасс, как впрочем и Украина нередко предстают слепыми исполнителями воли более мощных политических игроков. Однако эта акция говорит о том, что даже, если Новороссию, попытаются «слить», на что намекает часть экспертов, история гражданской войны на Украине отнюдь не закончится.
— Неизбежен всплеск народного сопротивления, — считает директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.
— Степи и терриконы представляют собой отличную среду для партизанской и подпольной деятельности. Сейчас на территории ДНР и ЛНР созданы тысячи схронов оружия. Причём припрятано на всякий случай не только стрелковое оружие, но и гранатомёты, огнемёты
Если ДНР и ЛНР будут оккупированы, Украина получит «русскую Галицию» на своих восточных границах. Партизанская война будет идти много лет. В донбасских республиках понимают, что украинские каратели тут же начнут зачистки всех, кто хоть как-то обозначил свою приверженность донбасским республикам. А таких — многие тысячи. В сеть, как мы знаем, попали списки членов общественных организаций и партий Донбасса. Люди понимают, что многих из них ждёт участь тех сотен участников сопротивления, которые содержатся в тайных тюрьмах в Славянске и Краматорске. Поэтому любая попытка украинизации Донбасса получит мощный отпор. Речь будет идти о новом витке народного восстания.
«СП»: — Почему такое неприятие в ДНР и ДНР вызвала идея вооружённой миссии ОБСЕ?
— Конечно, главным образом потому, что под видом полицейских в Донбасс могут ввести совсем не дружественных республикам военных. В целом, что касается «приплясываний» вокруг вооружения полицейских ОБСЕ, то смысла в этом мало. Если уж в Киеве хотят обеспечить мир в Донбассе, необходимо ввести «классический» миротворческий контингент, как это было в Абхазии, Южной Осетии, в Приднестровье. Во всех этих случаях реальный мир был обеспечен на долгое время.
Украинские власти утверждают, что вступление в альянс — только вопрос времени
— Республики Донбасса уже не раз заявляли, что они должны быть полноценными участниками минского процесса, — говорит член Народного совета ДНР Мирослав Руденко.
— За нас решать не надо. Именно поэтому так много людей вышло в Донецке протестовать против того, чтобы у нас в Донбассе появились вооружённые полицейские ОБСЕ.
Киев и стоящий за ним Запад всячески пытается исказить сам дух минских соглашений, вывести ДНР и ЛНР «за скобки». Последние жестокие обстрелы мирных кварталов говорят о том, что Киев пытается как раз обосновать введение в Донбасс вооружённых полицейских ОБСЕ. Но мы уже дали понять массовыми акциями, что не допустим этого.
«СП»: — Даже если из Москвы придёт соответствующая «рекомендация»?
— Отсюда, из Донецка, невозможно представить, что Россия начнёт настаивать на том, чтобы вернуть ДНР и ЛНР в состав Украины на каких-то невыгодных условиях. Минские соглашения предполагают, по сути, федеративное устройство Украины. И в таком виде мы готовы их выполнять, видим в них перспективу. Киевский режим сейчас наоборот боится выполнения Минских соглашений, поскольку это может привести к дальнейшей федерализации или даже конфедерализации Украины.
Мы понимаем, что вот уже два года остаёмся авангардом Русского мира, в том числе и в борьбе за Украину. Поэтому невозможно представить, что Донбасс будет «сдан» на милость нынешних киевских властей.
Между тем, случайно или нет, на «украинской стороне» заговорили о диверсионной войне. Сначала 8 июня депутат Верховной Рады Надежда Савченко предложила вести такую войну против ДНР и ЛНР, поскольку широкомасштабные действия против республик, на её взгляд, малоэффективны. А 14 июня президент Украины Пётр Порошенко призвал готовится к партизанской войне, правда, уже на территории самой Украины.
Насколько в нынешних условиях может стать эффективной такая форма войны и почему до сих пор к ней не в полной мере не прибегла ни одна из сторон?
— Полной картины о том, в каких масштабах ведётся партизанская война в Донбассе, мы не знаем, — говорит заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
— Эта информация всегда засекречивается. Я думаю, что на той части Донбасса, которую контролирует ВСУ, условия для такой войны идеальные. Внешних различий между представителями обеих сторон практически нет. И те, и другие говорят и по-русски, и по-украински. На этой территории население массово поддерживает ДНР и ЛНР, не принимая киевскую власть. А это значит, что партизаны всегда могут рассчитывать на помощь местного населения.
Впрочем, и в донбасских республиках есть некоторый процент проукраински настроенных жителей. И здесь можно было бы широко развернуть подпольную сеть. С той только разницей, что территория двух республик относительно невелика и потому здесь всё достаточно плотно контролируется спецслужбами. Я допускаю, тем не менее, что с обеих сторон идёт довольно серьёзная диверсионная война, о которой мы мало что знаем.
«СП»: — В современном информационном обществе сложно скрыть последствия серьёзных диверсий, хоть в ДНР и ЛНР, хоть на Украине…
— Например, в октябре 2015 года был сильный взрыв складов с украинской военной техникой и боеприпасами. Тогда были уничтожены восемь реактивных ракетных установок — семь «Ураганов» и один «Смерч». Это единственный пока случай, когда ВСУ потеряли «Смерч». Кроме этого сгорело множество военных машин. Всё это списали на нерадивость некоего майора. Но есть основания предполагать, что таким образом просто скрыли факт удачной диверсии партизан Донбасса. Других грандиозных диверсий на Украине не было, но неизвестно, какие потери несли ВСУ от не столь масштабных действий партизан.
«СП»: — Теоретически возможно ли сильно ослабить или даже уничтожить республики Донбасса при помощи диверсионной войны?
— Уничтожить — ни в коем случае. Нанести ощутимый урон — возможно.
«СП»: — Каким видится вам развитие ситуации в Донбассе, учитывая, что снова украинские снаряды падают на мирные города?
— Я считаю, что обе стороны «недовоевали». И ВСУ и армии донбасских республик уверены, что они ещё не добились тех результатов, которые могли бы. Войну приостановили в самом разгаре. Я практически не сомневаюсь, что будет новый виток военных действий.
Антироссийская политика киевского режима ведёт страну к краху
«СП»: — Однако в последнее время слышались заявления о том, что минский процесс сдвинулся с мёртвой точки, и даже США пытаются убедить Киев выполнить взятые на себя обязательства. Об этом, в частности, говорил глава российского МИД Сергей Лавров…
— В том-то и дело, что есть внешние игроки — Россия и США с Евросоюзом. Они могут договориться совместно вести одну линию, но это не значит, что Киев и Донецк с Луганском будут в точности исполнять распоряжения из Москвы и Вашингтона. У них есть своя позиция, и они не являются полными марионетками.
«СП»: — То есть если завтра, допустим, из Кремля «порекомендуют» ДНР и ЛНР передать контроль за границей с Россией украинским военным, это не будет выполнено?
— Я более чем уверен, что донбасские республики на это не пойдут.