Возможности Дамаска небезграничные: непрекращающаяся с 2012 года гражданская война продолжает истощать сирийские регулярные войска и ополчение, даже несмотря на изменившуюся обстановку в стране после начала российской экспедиционной операции. Но война работает не только против сил Башара Асада и его союзников. Оппозиция — «умеренная» и радикальная — также несет большие потери, а внешние игроки, поддерживающие те или иные структуры, не могут бесконечно и безболезненно имитировать борьбу с терроризмом. В настоящее время тупиковое развитие сирийского кризиса не устраивает даже те силы, которые изначально были заинтересованы в хаосе, ослабляющем существующий режим. Поэтому, на наш взгляд, ситуация в стране в ближайшее время может измениться, причем в лучшую для сирийского народа сторону. Однако скорого разрешения кризиса ждать все-таки не стоит.
Говорим — бомбардировки Алеппо, подразумеваем — перемирие
По итогам 12-часовой встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь Джон Керри заявили, что им удалось сделать «шаги вперед» и договориться о конкретных направлениях, по которым будет вестись работа с правительством САР и оппозицией. Из заявлений сторон можно было сделать вывод, что прогресс в диалоге сводится к оказанию гуманитарной помощи и некоему контртеррористическому сотрудничеству. Отсюда — впервые предоставленный Соединенными Штатами некий список группировок, которые «присоединились к перемирию в Сирии через американскую коалицию». По словам наблюдателей, прорыва в диалоге не получилось — разногласия по политическим вопросам между РФ И США слишком велики. Ведь стороны объявляли о договоренностях по конкретным мерам еще после июльского визита главы американской дипломатии в российскую столицу, но они по-прежнему не озвучиваются.
Однако 29 августа информагентство «Интерфакс» распространило резонансную новость со ссылкой на источник в экспертной американо-российской группе, обсуждающей в Женеве разрешение ситуации в Сирии. Якобы Россия и США обсуждают совместную операцию в середине сентября и «скоординированные удары по Алеппо». Как пояснил собеседник издания, «к этому моменту в городе и его окрестностях должны будут остаться лишь те боевики, которые не пожелали сложить оружие и выйти из Алеппо».
Неясно, было ли это сообщение «информационным вбросом», направленным на улучшение статуса американо-российских переговоров, которые некоторые эксперты уже не без основания критикуют за их отрыв от сирийской действительности, но в тот же день Госдепартамент дал свой комментарий. В заявлении спецпосланника США по Сирии Майкла Ратни говорилось, что сообщение «Интерфакса» о российско-американском соглашении о нанесении ударов по бойцам в Алеппо или эвакуации этих бойцов из города не соответствует действительности. «С самого начала сирийской революции Соединенные Штаты и их союзники в регионе стремятся обеспечить оппозиции возможность строительства лучшего будущего для сирийского народа», — отмечалось в документе.
При этом подчеркивалось, что работа над неким соглашением действительно идет, и оно будет «основано не на доверии, а на специфических шагах», в том числе касаться усиления борьбы с террористическими группировками ИГ * и «Джебхат ан-Нусра» ** (ныне известной как «Jabhat Fatah al-Sham»). Таким образом, можно предположить, что стороны действительно вырабатывают соглашение, но связано оно не с разоружением оппозиции и общими ударами (вероятность этого в районе Алеппо практически нулевая), а с новым перемирием и механизмом, как заставить стороны его соблюдать. Парадоксально, но есть основания считать, что в этом процессе ключевая роль может отводиться Анкаре и ее операции «Щит Евфрата».
Смещение акцента с Асада
«СП» не раз отмечала, что отряды 13 группировок из тактического объединения «Fatah Halab», воюющего в Идлибе и внутри Алеппо с правительственными войсками и их союзниками, перед началом операции Анкары по турецкой территории были переброшены на север Сирии. И сейчас они и турецкие регулярные войска воюют против ИГ и курдско-арабского альянса «Демократические силы Сирии» (SDF). Напомним, что в «Fatah Halab» входят «Faylaq al-Sham», «Nour al-Din al-Zinki», «Sultan Murad», «Jabhat al-Shamiya», «13th Division», «Suqor al-Jebel», «Jaish al-Tahrir», «Hamza Division», «Jaish al-Nasr», «Mutassim Brigade», «Ahrar Tel Rifaat», «Liwa al-Fate», а также частично «Ahrar al-Sham» (есть информация, что движение представлено в Азазе небольшим подразделением, из которого также выделена группа для операции в Джераблусе).
Вторжение Турции в Сирию для формирования буферной зоны, в том числе и с воздуха, явно согласовано с Дамаском, Москвой и Тегераном. По некоторым данным, договорённости сводятся к следующим пунктам:
— Анкара согласна на сохранение Асада у власти;
— Турция блокирует образование курдской Федерации Северная Сирия, а, действуя на севере страны, еще и переносит акцент с операций против Асада на операции против ИГ и курдов;
— турки больше не поддерживают коалицию группировок «Jaysh al Fath» («Ahrar al-Sham», «Jaish Al-Islam», «Jabhat Fatah al-Sham», «Jabhat Ansar al-Din», «Jaysh al-Sunna» и др.).
Представляется, что проблема «Fatah Halab» может быть разрешена только одним способом — включением объединения в согласованный РФ и США список группировок. Оно уже публиковало заявление, в котором согласилось на доставку гуманитарной помощи через квартал Рамусех и трассу Кастелло при условии, что будет введен режим перемирия по всей стране — хотя бы на 48 часов.
По всей вероятности, определенные шансы попасть в «нерасстрельный» список есть и у «Ахрар-аш-Шам» и «Джейш-аль-Ислам» (по версии, персидских монархий чуть ли не светских группировок), и даже у бывшей «ан-Нусры». Если лидеры группировок договорятся, то план, из-за которого, «ан-Нусра» провела ребрендинг, реализуется: структура растворится в новом объединении при возможной ведущей роли «Ахрар-аш-Шам», которое, в свою очередь, присоединится к перемирию.
Таким образом, новое соглашение не «очистит» город Алеппо от оппозиции, но может «установить» реальный режим прекращения огня. А высвободившиеся силы из того же объединения «Fatah Halab» смогут принять участие в борьбе с «Исламским государством», командование которого за последние месяцы понесло большие потери из-за действий международной коалиции под эгидой США.
Не исключено, что в такой ситуации Тегеран, проиранские структуры сирийских мухабарат и часть спецслужб, старающихся сохранить равноудаленность от РФ и Ирана, попытаются саботировать новый режим прекращения огня, поскольку он усилит позиции России в САР. Есть мнения, что в таком случае возможны их контакты с «непримиримыми» оппозиционными группами, которые существуют или сами по себе, или входят в «ан-Нусру», «Ахрар-аш-Шам»
Третья гонка на Ракку
«СП» подробно писала о турецко-курдских столкновениях на севере Сирии сразу на нескольких направлениях, однако последние действия обеих сторон сделали ситуацию еще более запутанной. В настоящий момент складывается впечатление, что ни турки, ни курды, ни пытающиеся их примирить американцы просто не знают, что им делать дальше. А последним крайне важно быстро определиться, потому что времени до президентских выборов становится все меньше, а перспектива хотя бы запуска наступления на Ракку остается туманной.
30 августа издание The Middle East Eye сообщило, что при посредничестве США турки и бригады ССА с одной стороны и коалиция курдско-арабская коалиция SDF c другой достигли предварительных договоренностей о прекращении огня. «В течение последних нескольких часов, мы получили заверения в том, что все стороны, участвующие в конфликте, собираются прекратить стрелять друг в друга, и сосредоточить внимание на борьбе с угрозой ИГ», — отметил представитель Центрального командования ВС США Джон Томас. Ранее спецпосланник президента США по борьбе с «Исламским государством» Бретт Макгерк, часто посещающий Сирийский Курдистан, назвал столкновения турок с SDF неприемлемыми.
Курды продолжают отрицать присутствие отрядов YPG на западном берегу Евфрата, утверждая, что передали власть местным советам и союзным арабским отрядам — «Военному совету Манбидж» и «Военному совету Джераблус», а турки — демонстрировать пленных курдов с нашивками YPG. 30 августа пришли сообщения, что отряды SDF (то ли курдские YPG, то ли их союзников из ССА — «Джейш Туввар») наступают на ИГ в направлении города Аль-Баб со стороны кантона Африн, взяв под контроль несколько населенных пунктов. К слову, по некоторым данным, поддержку с воздуха при взятии ими у ИГ населенного пункта Мараат Умм аль Хауш оказала российская авиация. Что косвенно подтверждает заявление Минобороны РФ об уничтожении ВКС в этом населенном пункте одного из лидеров «халифата», командира отряда «эмни», ответственного за проведение терактов за пределами Сирии и Ирака, Абу Мухаммада Аль-Аднани. Хотя его могли ликвидировать и ВВС США непосредственно в городе Аль-Баб, который западная коалиция уже несколько дней активно бомбит. 31 августа отряды SDF, по некоторым данным, при поддержке ВКС РФ отбили у ИГ деревню Харбиль на юге города Мареа.
Напомним, что именно через Аль-Баб курды до вторжения Турции планировали соединить свои кантоны в единую курдскую дугу и именно там сейчас «окопались» отряды ИГ, периодически совершающие рейды на юге Манбиджа.
Регулярным турецким ВС и их союзникам из Сирийской свободной армии (группировок «Fatah Halab») удалось выйти к реке Саджур на всем протяжении линии соприкосновения с курдско-арабским альянсом «Демократические силы Сирии» (SDF). Стремление Анкары создать буферную зону между городами Азаз и Джераблус — очевидно. Уже появились сообщения о том, что орган Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) (штаб-квартира в Катаре) — сирийское временное правительство — готовится перенести свою деятельность на территорию Сирии в Джераблус из Газиантепа.
Непонятно только, на какую глубину протурецкие силы продвинутся дальше в Сирию — ограничатся взятием города Мареа или пойдут на Аль-Баб, чтобы окончательно разрушить курдские планы по образованию единого территориального образования, пусть и с «прослойкой» из арабских отрядов SDF? В настоящее время отмечается медленное движение протурецких сил к Аль-Бабу вдоль реки Саджур.
Нельзя исключать и радикальный сценарий, при котором сейчас Анкара пытается убедить Вашингтон окончательно «подвинуть» курдов и союзные им формирования ССА на восточный берег Евфрата и вообще не делать на них ставку при наступлении на Ракку, взамен обещая бросок своих регулярных частей и группировок ССА на «столицу» ИГ. После тех чисток, которые устраивали шиитские ополченцы «Хашд аш-Шааби» и курды в суннитских районах Ирака, сводя на нет успех операций, американцы вынуждены соблюдать осторожность. Поэтому теоретически они могут согласиться на такое турецкое предложение. И даже — на воздушную поддержку РФ.
Общие бомбардировки Ракки (ВКС периодически наносят там удары) могут принести политические очки обеим сторонам: США перед выборами покажут, что близки к наступлению на бастион ИГ, а значит, к уничтожению террористов ИГ, и что в целях мировой безопасности даже готовы сотрудничать с Россией (о необходимости этого постоянно говорит оппонент Хиллари Клинтон — кандидат в президенты США республиканец Дональд Трамп), а российские власти продемонстрируют международному сообществу, что действительно борются с ИГ, а не спасают режим Башара Асада и бомбят «умеренных», в чем их часто упрекают.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.