Основные западные СМИ без обычно присущего им скептицизма восприняли новые утверждения, подразумевающие, будто Россия каким-то образом связана с уничтожением самолета рейса № 17 компании Malaysia Airlines. Но в ключевых моментах присутствуют значительные доказательные и логические пробелы.
Откуда и куда шли «Буки»
Один из таких пробелов — предполагаемый маршрут передвижения гипотетического конвоя установок «Бук».
Согласно данным Международной следственной группы (МСГ), россияне доставили батарею противоракетных установок «Бук» на пограничный переход примерно в 30 милях* к юго-востоку от Луганска в ночь с 16 на 17 июля 2014 года. С этой точки открывался легкий и логичный маршрут к той точке, которую МСГ обозначила как место ведения огня.
Конвою было бы логично следовать по одной из двух дорог на запад к H21, затем — по H21 на юго-запад в район Снежного прежде, чем выбраться на дорогу к Первомайскому, где, как утверждает МСГ, произошел пуск.
Вместо этого, согласно отчету МСГ, конвой отправился по странному окружному маршруту, огибая Луганск с юга и двигаясь на Енакиево — город, стоящий на дороге E50. Эта дорога, кстати, предлагает другой легкий маршрут на Снежное. Вместо того, чтобы двигаться этим маршрутом, конвой, по версии МСГ, продолжил путь на юго-запад до Донецка, остановившись там до поворота на восток на H21.
Смысла не имеет не только этот маршрут. Особенно — если принять во внимание деликатность вопроса передачи россиянами мощного противовоздушного средства повстанцам, т.е. операции, требовавшей полной секретности и аккуратности. Не имеет никакого военного смысла и конечное расположение системы «Бук» в удаленном городе Первомайское.
Согласно видеоверсии МСГ, русские пошли на такой большой риск, как поставка системы «Бук», с предполагаемой целью защитить войска повстанцев от украинских военных самолетов. Поскольку те, якобы, наносили удары с высот, недоступных для носимых зенитных установок.
Но зачем тогда русские расположили батарею «Буков» на юге, вдалеке от линии фронта, где шли наиболее ожесточенные бои? То есть, на севере. А затем экипажу установки зачем-то понадобилось сбивать коммерческий авиалайнер, летевший там, где не было никаких военных самолетов?
Чтобы принять версию МСГ, вам надо проглотить какую-нибудь пилюлю, изрядно повышающую легковерность. Плюс предположить, что русские крайне некомпетентны. Некомпетентны настолько, что на совершенно секретную операцию они пошлют группу на восток Украины наугад, предпочтя маршрут, который вдвое длиннее логичного и который пролегает по плотно населенным местностям, где этот конвой могут легко сфотографировать.
Тогда, конечно, русские (или их союзники-повстанцы) могут и разместить систему «Бук» в точке с маргинальной или нулевой военной значимостью, и могут все перепутать и принять коммерческий авиалайнер за какую-то разновидность военного самолета, и — испытав неожиданное озарение в виде умелости и компетентности — сбивают этот самолет.
Материалы радиоперехвата
Ключевой вывод руководимого голландцем уголовного расследования, которое увязывает уничтожение МН-17 с Россией, в значительной степени основывается на перехвате шифрованных телефонных переговоров. Материалы были предоставлены Службой безопасности Украины, и им было придано обвинительное значение, которое не обязательно подкрепляется произнесенными словами.
Следователи также, кажется, оставили без внимания другие материалы перехвата, которые противоречат их заключениям. К этой категории относится один разговор, в котором речь, вероятнее всего идет об украинском конвое, находящимся в глубине повстанческой территории.
Этот разговор состоялся между пятью участниками радиообмена. МСГ опубликовала его в расчете на помощь общественности в установлении личностей, представляющих интерес в связи с расследованием инцидента с МН17. Как представляется, участники радиообмена обсуждают информацию из Москвы относительно передвижения конвоя. Но они описывают его как конвой «укропов», т.е. украинских военных.
И хотя сложно точно понять, что именно участники радиообмена обсуждают, но разговор, кажется, ведется о возможном бое за аэропорт, а не о размещении ракетной системы «Бук».
Кроме того, если украинские силы настолько глубоко проникали на территорию повстанцев, то сложно исключить возможность того, что какая-то украинская батарея «Буков» могла перемещаться на юг по дороге H-21, которая огибает Донецк, а затем поворачивает на восток к точке, которую МСГ обозначает как место пуска ракеты — в поле рядом с городом Первомайский. Затем H-21 поворачивает на север к Луганскому аэропорту и к городу Луганск.
Страхи русских
После того, как MH-17 был сбит и погибли 298 человек, мне рассказывают, что российские власти стали бояться того, что вдруг кто-то из их полевых операторов мог быть ответствен за происшедшее. И тогда они провели свое собственное интенсивное расследование, включая инвентаризацию своего оборудования. И убедились, что все их ракеты «Бук» на местах.
Международная следственная группа совершила еще одну ошибку, допустив, что в июле 2014 года присутствовали фиксированные линии фронта, четко разграничивавшие силы украинского правительства и восточно-украинских повстанцев — что-то вроде траншей времен Первой мировой войны. На самом деле линии боевых действий постоянно изменялись, и украинцы имели возможность проникать далеко вглубь повстанческой территории. Это подтверждается одним из перехваченных телефонных разговоров СБУ, опубликованным МСГ 28 сентября.
Согласно МСГ, этот разговор раскрывает факт прохождения украинского военного конвоя через город Сабовка, что примерно в пяти милях к западу от Луганска. Конвой, возможно, движется по направлению к аэропорту, вероятно, луганскому аэропорту, находящемуся к югу от города. Если это сообщение МСГ верно, то оно показывает, что вооруженные украинские конвои могли передвигаться практически свободно по весьма значительной части повстанческой территории.
А это должно было насторожить МСГ и породить у нее сомнения в том, что ракеты «Бук» были пущены русскими (военными — ред.) или русскими повстанцами поскольку место ведения огня находилось внутри повстанческой территории. Согласно данным голландской разведки (что, на самом деле, означает разведку НАТО — авт.), в распоряжении украинцев на востоке Украины 17 июля 2014 года — в день, когда был сбит MH-17 — находилось несколько мощных противовоздушных систем, способных «достать» коммерческий лайнер.
Где «Буки»?
Составители доклада МСГ не удосужились объяснить, где были расположены эти украинские «Буки».
В том, что касается перемещения ракетных систем «Бук» с российской территории на украинскую, видеодоклад констатирует: «Все телекоммуникационные данные и перехваченные телефонные разговоры, которые были изучены следственной группой, показывают, что «Бук/ТЕЛАР (автономная операционная система) были ввезены на Украину из Российской Федерации».
Однако, в качестве доказательства МСГ приводит перехват телефонных переговоров, которые — согласно переводу МСГ — не используют слово «Бук», ссылаясь на оборудование, которое передвигается самостоятельно или может быть транспортировано грузовиком. Это может быть система «Бук», но в то же время может быть также применено и по отношению к другим системам вооружений.
В перехваченном разговоре один говорящий произносит (перевод с английского не позволяет определить грамматическую категорию рода) «оно пересекло, пересекло линию». Диктор видеодоклада МСГ затем добавляет: «Бук/ТЕЛАР» пересек линию, другими словами, он пересек границу". Но здесь присутствуют допущения — что неустановленное вооружение является «Буком» и что «линия» является границей. Может быть, так оно и есть. Но возможны и иные интерпретации.
Роль СБУ
При том, что основные западные СМИ выразили доверие международной следственной группе, сама МСГ признала свою зависимость от украинской СБУ. Та формировала расследование путем отбора материала телефонного перехвата.
Между тем, СБУ далека от того, чтобы при расследовании этого дела ее можно было считать нейтральной стороной. Нельзя считать, что руки у этой службы чисты. Что касается украинской гражданской войны, которая последовала за поддержанным Соединенными Штатами путчем, СБУ находится в первых рядах тех, кто стремится сокрушить восстание с использованием тактик, вызывающих протест. Так, в конце июня 2016 года помощник Генерального секретаря ООН по гражданским правам Иван Симонович обвинил СБУ в срыве расследования ООН и рассказал о роли СБУ в проведении пыток и иных воинских преступлений.
Симонович критиковал СБУ за «не предоставление доступа к местам содержания задержанных». А офис Представителя ООН по правам человека по-прежнему получает сообщения о проводимых СБУ пытках, жестоком обращении, произволе, задержаниях без предоставления права общения с родными и близкими, особенно в зоне конфликта. «Пытки и угрозы членам семей, включая сексуальные угрозы, невозможно оправдать, и виновные в этом рано или поздно будут призваны к ответу… Военные преступления, преступления против человечности и серьезные нарушения прав человека не могут быть предметом амнистии».
Тем не менее, СБУ оказывала сильное влияние на то, в каком направлении ведет свое расследование МСГ, в которую входят представители Нидерландов, Бельгии, Австралии и Малайзии. По имеющемуся соглашению с МСГ, Украине дано право вето на опубликовании информации. И это при том, что украинские военные подразделения логично находятся в числе подозреваемых по делу МН-17.
В начале этого года во внутреннем докладе МСГ описывалось, насколько зависимой стала МСГ от информации, предоставляемой СБУ. Согласно этому докладу, СБУ содействовала формированию расследования дела МН-17 путем отбора материала перехвата телефонных переговоров и иных материалов.
Другая озабоченность относительно того, как СБУ может манипулировать расследованием МСГ, заключается в том, что следователи МСГ выезжают в Киев в весьма продолжительные командировки, что может приводить к компрометирующим ситуациям. Киев имеет репутацию рассадника европейской проституции и секс-туризма. Это создает возможность человеческих отношений особого рода между австралийскими и голландскими следователями с одной стороны и офицерами украинской разведки — с другой.
Американское разведсообщество — «нелающая собака»
В этой тайне присутствует еще эффект «нелающей собаки» — любопытное молчание разведывательного сообщества США. Сразу после катастрофы госсекретарь Джон Керри утверждал, что ему известно место пуска ракеты. Но правительство США умолкло сразу после того, как аналитики ЦРУ изучили спутниковые, электронные и иные разведывательные данные.
Один источник, который получил брифинг у аналитиков разведсообщества США, сказал мне, что они рассматривают эту атаку как злонамеренную украинскую операцию с участием одного олигарха, склонного к мерам насильственного характера. Возможным мотивом было сбить официальный самолет российского президента Владимира Путина, возвращавшегося в тот день из Южной Америки. Его самолет внешне схож со сбитым МН-17. Однако мне не удалось определить, является ли это мнением меньшинства или солидарной позицией американского разведсообщества.
Со своей стороны, власти России отрицали поставки восточно-украинским повстанцам систем «Бук», хотя в распоряжении повстанцев были носимые ЗРК меньшего радиуса действия.
Дополнительно хотелось бы отметить, что выпустив доклад в форме видео, МСГ затруднила для общественности возможность сосредоточиться на логических несоответствиях в выводах — таких, как предполагаемый маршрут конвоя. Далее усложняя процесс оценки, МСГ усилила свою презентацию, смешав реалистично выглядящую компьютерную графику с изображениями, найденными в социальных сетях.
Автор (англ. Robert Parry) — американский журналист-разоблачитель, известный своими журналистскими расследованиями в «Ассошиэйтед Пресс« и «Ньюсуик» по делу Иран-контрас, об американской помощи никарагуанским контрас, связанным с незаконным оборотом кокаина в США в 1985 году, а также о катастрофе рейса MH17, когда он опубликовал факты, объединение которых, по его мнению, убедительно показывает, что после нескольких месяцев безуспешных попыток спровоцировать повстанцев Донецкой и Луганской народных республик на уничтожение гражданских пассажирских самолётов вооружённые силы Украины сами сбили пассажирский самолёт.
В 1984 году был награждён премией Джорджа Полка (учреждена в 1948 году, в память корреспондента CBS Джорджа Полка, убитого при освещении гражданской войны в Греции.
Публикуется с разрешения издателя.
Перевод Сергея Духанова
* 1 миля — примерно 1,6 км