
Россия вплотную приблизилась к созданию принципиально нового ракетного оружия — успешно испытан гиперзвуковой летательный аппарат, получивший условное пока название «изделие 4202». Ракета, стартовавшая из пускового района Домбаровский в Оренбургской области, доставила «боевое оснащение» на камчатский полигон Кура. При этом «изделие 4202» изготовлено только из отечественных комплектующих. Что исключает даже малейшую зависимость проекта от наших недоброжелателей за рубежом.
В случае необходимости гиперзвуковой боевой блок позволит российским межконтинентальным ракетам преодолеть любую американскую ПРО. Об этом «СП» заявил главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
По словам эксперта, речь идет о создании перспективных боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет, которые способны атаковать цели не по классической траектории, а осуществлять сложные маневры уклонения от возможного поражение противоракетными системами противника. Оснащение гиперзвукового блока собственными двигателями дает такую возможность.
Пока проделана только экспериментальная работа. Сейчас в России на вооружении стоят лишь классические боевые блоки. Такие же, как у американцев.
Как пояснил «СП» военный эксперт, главный редактор портала Militaryrussia Дмитрий Корнев, точное техническое название испытанного летательного аппарата — «аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение» (АГБО). Его особенность в том, что аппарат большую часть полета движется по границе земной атмосферы. И именно это аэродинамическое движение с высокой скоростью сейчас обозначается термином «гиперзвуковой полет». Скорость — до 7 километров в секунду.
— Важно понимать, что аппарат «4202» сам по себе летать не может. Для его запуска обязательно нужна баллистическая ракета. Часто встречающиеся в Сети «красивые картинки», изображающие некие футуристического вида гиперзвуковые самолеты, какие-то аппараты с крыльями, с ярко выраженным хвостовым оперением
«СП»: — Какие технические сложности для противника возникают?
— Если ПРО вероятного противника столкнется с боевыми блоками, способными маневрировать, то ее задачи усложняются очень сильно. Во-первых, возникает необходимость постоянного перерасчета меняющейся траектории АГБО и координат предполагаемой точки встречи с противоракетой. Во-вторых, — проблема маневрирования самой противоракеты. Ей придется лететь с гораздо большими перегрузками, чем это технически сейчас возможно. Выход видится в размещении систем самонаведения на поражающих элементах противоракеты.
Кроме того, придется массировано примять противоракеты по таким блокам чтобы перекрывать весь створ возможных траекторий. Но это сложно и математически, и технически, и финансово. К тому же — займет дополнительное время.
Если пойти еще дальше и оснастить АГБО системами самонаведения, возможно будет совершать маневры с целью поражения и подвижных целей. Например, авианосных ударных групп в океане. Дополнив блок таким источником целеуказания, получим уже вариант стратегической разведывательно-ударной системы.
«СП»: — Так что же дает низкая высота полета АГБО? Какие примущества по сравнению с традиционной траекторией?
— Главное то, что средства ПРО противника обнаружат АГБО заметно позже, чем обычный блок. Времени на реакцию у него останется меньше. А ведь блок будет еще и маневрировать. Степень вероятности преодоления ПРО при этом резко возрастает.
«СП»: — Какие боеприпасы могут нести новые боевые блоки?
— Баллистическая ракета может нести, что угодно: ядерные боеголовки, валенки, кирпичи… Но поскольку точность поражения и возможности преодоления ПРО серьезно повышаются, мы сможем на таких МБР применять даже неядерные боевые части. Что открывает новые огромные возможности в конфликтах малой интенсивности. С неядерными странами — в том числе. Возможно даже осуществление каких-то точечных акций. Например, в ходе контртеррористических операций.
«СП»: — Каковы примерные технические параметры «4202»?
— Это достаточно крупный аппарат длиной не менее 5 метров и массой около тонны. Имеет сложные профили и несколько отсеков. Причем в их конструкции используются не металлы. Корпус защищен термозащитным и радиопоглощающим покрытием. Те ракеты, которые сейчас используются на испытаниях - МБР 15Ю71 — несут по одному блоку «4202». В перспективе, когда на вооружении встанет МБР «Сармат», их может быть не менее трех на каждой.
«СП»: — Как с подобными прорывными проектами обстоят дела у других стран?
— Китайцы тоже испытывают подобный блок. Их объект называется WU-14. Они впервые испытали его примерно год-два назад. Часть испытаний, возможно, прошла успешно.
У американцев аналогичный проект называется HTV-2. Они над ним работают с середины 2000-х. Жаль, что мы упустили время. У нас был огромный задел с 1980-х, но распад СССР прервал разработки. Сейчас идем с ними вровень.
Справка «СП»
По информации «Известий», разработчик «4202» — «НПО машиностроения», расположенное в подмосковном Реутове, столкнулось с неожиданными трудностями, вызванным кризисом на Украине. Система управления АГБО, отвечающая как раз за маневрирование, прежде изготавливалась на харьковском предприятии «Хартрон». После воссоединения Крыма с Россией сотрудничество с нашей страной по военным программам Киев заморозил. Тогда российскому разработчику была поставлена задача полного импортозамещения всей начинки блока. Она успешно выполнена.
С высокой долей вероятности разработкой системы управления изделия «4202"теперь занимался одно из предприятий, входящих в холдинг «НПО машиностроения». Помимо головного предприятия в Подмосковье, это ПО «Стрела» в Оренбурге, два предприятия в Перми и по одному — в Челябинской и Смоленской областях