Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Минфин и Минздрав залечат армию до смерти

Министры Силуанов и Скворцова становятся на скользкий путь Сердюкова

16775

Мрачная тень «сердюковских реформ» снова грозит накрыть Вооруженные силы. На сей раз зуд немедленных преобразований в этой области обуял Министерство финансов и Министерство здравоохранения.

В конце минувшей недели министр финансов Антон Силуанов внезапно высказался за решительный слом существующей системы медицинского обеспечения армии и флота. По мнению министра, эта система обходится бюджету в три-четыре раза дороже гражданской, а лечат в госпиталях и военных поликлиниках, утверждает он, гораздо хуже.

Откуда у Силуанова столь удивительные данные относительно результатов труда военных медиков, он не пояснил. Зато с ходу предложил рецепт исправления сложившегося положения: включить военнослужащих, ветеранов военной службы и членов их семей в систему обязательного медицинского страхования. Правда, для этого Министерству обороны и прочим силовым ведомствам придется платить за каждого регулярные страховые взносы, чего до сих пор никогда не делалось. А это немалые суммы.

Для чего все это? А для того, разъяснил Силуанов, чтобы любой военнослужащий мог лечиться не только в госпитале или военной поликлинике, а где угодно. Хоть в абсолютно гражданской больнице на соседней улице.

Министра финансов немедленно горячо поддержала его коллега из Минздрава Вероника Скворцова. Мол, системе медицинского страхования это будет выгодно, так как военные — «молодые, мощные мужчины и не требуют таких затрат на медпомощь, как старики и дети». К докторам, то есть, обращаются нечасто, а страховые взносы в общую копилку ФОМСа и за них станут поступать регулярно. А это многие миллиарды рублей ежегодно.

Правда, Скворцова предвидит, что на этом пути ей и Силуанову придется преодолевать глубокоэшелонированную бюрократическую оборону силовиков. Ведь «они имеют не всегда адекватную, раздутую инфраструктуру, которую должны поддерживать». Кроме того, тарифы на лечение у военных свои «и на них сидит огромный штат в силовых ведомствах».

Вот эти слова, про инфраструктуру и штаты, выглядят особенно подозрительно. Невольно закрадывается мысль, что на самом деле новыми реформаторами движет не столько забота о качестве лечения военных пенсионеров, сколько желание прибрать к рукам то, что принадлежит пока военной медицине. А принадлежит ей немало.

Так, на 2017 год на медицинское обеспечение Вооруженных сил намечено потратить 51,8 миллиарда рублей, или 13,4% всех ассигнований на здравоохранение в стране. Плюс — 29,9 миллиарда по линии МВД (данные по Федеральной службе безопасности, Федеральной службе охраны и Службе внешней разведки закрыты, но на определенные мысли наводит тот факт, что примерно 14 миллиардов рублей в бюджетном разделе «Здравоохранение» засекречены).

Это то, что касается финансов. То есть проходит «по столу» министра Силуанова. А вот что наверняка интересно Минздраву — штаты, количество докторов, медсестер, койко-мест и прочее: система военного здравоохранения только по линии Министерства обороны включает в себя более 400 военных госпиталей и лазаретов, поликлиник, санаториев и домов отдыха, учреждений медицинского снабжения и лабораторий, в которых трудится около 100 тысяч человек. Есть за что бороться бюрократам в белых халатах. Только при чем тут здоровье военнослужащих и военных пенсионеров?

Самое прискорбное, что все это Вооруженные силы России проходили совсем недавно. Во времена, когда их возглавлял министр обороны Анатолий Сердюков. Большой, как известно, любитель всяческих реформ. И военной медицины — не в последнюю очередь. Для того чтобы представить, куда могут привести армию и флот нынешние инициативы Силуанова и Скворцовой, стоит вспомнить те времена.

Сердюков взялся за военных медиков практически сразу после того, как взобрался в министерское кресло. И тоже под предлогом неуклонной финансовой и лечебной оптимизации. Во имя, безусловно, укрепления здоровья и благополучия подчиненных.

Тут этапы его реформаторской деятельности таковы. До 1 декабря 2009 года в Вооруженных Силах Российской Федерации функционировали 175 военных госпиталей и 173 военные поликлиники. А кроме того, множество медицинских взводов, рот, батальонов, медицинских служб кораблей и подводных лодок.

До Сердюкова система медицинского обеспечения войск была проста и надежна. В каждом батальоне — начальник медслужбы и медицинский взвод, а также санинструкторы в каждой роте. Если лечение солдата или офицера оказывалось им не под силу — больного или раненного направляли в медицинскую роту. Это уже уровень полка. В составе медроты 20 военных врачей различного профиля и три отделения — терапевтическое, хирургическое и санитарно-эпидемиологическое.

Если человека не могли поставить на ноги и там, его направляли в медицинский батальон дивизии, возможности которого были выше на порядок. Не справлялись даже в батальоне — тогда в военный госпиталь.

Вся эта армада офицеров в белых халатах тогдашнему министру обороны казалась несомненной обузой для бюджета. Бороться с нею он принялся немедленно. В результате развернувшегося кадрового погрома всего за несколько лет число военных медиков в Вооруженных силах было сокращено примерно в шесть раз — с 13 до 2,5 тысячи. В 2009 году было закрыто 18 военных госпиталей (10,4% от общего количества). Еще 30 госпиталей и их структурных подразделений решено было прихлопнуть после 2012 года.

Ударно ликвидировали 17 лазаретов. Количество военных поликлиник сократили до 41. Ощутимо меньше стало военных санаториев.

В армиях и ниже медицинские службы были вообще упразднены. В военных округах в них осталось всего по 14 военнослужащих. В Главном военно-медицинском управлении Вооруженных сил — только 50 должностей. Смешно: это столько же, сколько в отделившемся от этого военного ведомства Департаменте санаторно-курортного обеспечения Минобороны.

Самые общие итоги бюрократического цунами таковы. Всего за несколько лет Вооруженные силы лишились тысяч ценнейших и опытнейших офицеров-медиков, которых Сердюков просто выдавил на «гражданку». Военных госпиталей и поликлиник не стало в 47 субъектах России, где по состоянию на 2012 год проходили службу 43 тысячи военнослужащих и проживало более 350 тысяч военных пенсионеров.

В Сухопутных войсках солдаты стали массово выходить из строя с пневмонией, бронхитами и другими заболеваниями. Оставшиеся в бригадах «нового облика» медицинские роты по новой организационно-штатной структуре и табельному оснащению были не в состоянии оказать им квалифицированную помощь. Ибо, как правило, размещались в бывших полковых медицинских пунктах, где невозможно развернуть необходимое количество коек и лечебно-диагностического оборудования.

В Военно-Воздушных силах творилось вообще невиданное. Допуск пилотов к полетам, в том числе и ночным, в ряде случаев вынуждены были осуществлять фельдшеры. Ведь на авиабазах второго разряда осталось всего по одному врачу. И в случае его отпуска, болезни или просто вакансии этой должности другого выхода просто не было.

Решительная остановка всей этой вакханалии стала первой задачей Сергея Шойгу, когда он в 2012 году сменил Сердюкова в министерском кресле. Были отменены уже вступившие в силу директивы Генерального штаба о новых сокращениях медицинских служб Вооруженных сил. И тем спасены, например, окружные медицинские отряды специального назначения, единственные подвижные формирования для оказания квалифицированной помощи раненным в войсковом районе при возникновении локальных военных конфликтов, устранении последствий аварий или техногенных катастроф.

Шойгу объявил, что намерен снова призвать на службу многих из тех, кто попрощался с ней по воле Сердюкова. Точные итоги этой затеи неизвестны. Но именно поэтому кажется, что в строй вернулись немногие. Иначе, думаю, эти ободряющие цифры были бы растрезвонены военными как еще одно свидетельство возвращения нынешнего руководства Министерства обороны к здравому смыслу.

Удивительно ли, что именно Шойгу уже выступил и против новой реформы военного здравоохранения, предложенной Силуановым и Скворцовой? В заявлении министра обороны по этому поводу, в частности сказано: «Военная медицина — неотъемлемая часть военной организации, всегда была и сегодня является самой эффективной и передовой частью отечественного здравоохранения. Нужно думать не о том, как привести военную медицину к среднему знаменателю, а наоборот — как поднять общедоступную медицину до уровня военной».

Хватит ли у Шойгу административного ресурса на этот раз, чтобы отстоять эту свою позицию? Боюсь — может и не хватить. Все же в пору острейшего экономического кризиса слишком многое сосредоточено исключительно в руках Минфина.

Но если Минобороны проиграет эту чиновничью битву, то хочется задать Силуанову и Скворцовой пару вопросов. Господа, если вы все же подгребете под себя военные госпитали, санатории и поликлиники, то что будет с охраной здоровья солдат и офицеров в войсковом звене? Со всеми этими медицинскими взводами, ротами и батальонами?

Как, кем и где будет развиваться полевая хирургия, без которой невозможно вести войну? Что вы в Минздраве станете делать со всеми этими госпитальными судами, летающими госпиталями, бронированными медицинскими машинами и т. д.

Очень опасаюсь, что ответов на это нет вообще ни у кого. У Силуанова и Скворцовой — в первую очередь.

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня