Пентагон намерен заменить устаревшие межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования Minuteman III новыми. За право получить очень серьезное финансирование на их разработку намерены сразиться такие монстры ВПК США как Northrop, Boeing и Lockheed Martin.
Ориентировочная стоимость закупок составляет 62,3 млрд. долларов. При этом 49 млрд. пойдут на сами ракеты, коих предполагается сделать 400 штук, а остальное — на создание систем командования и контроля и пусковые центры. Правда, для базирования предполагается использовать те же самые шахты, в которых сейчас располагаются «Минитмены».
Ситуация вполне ожидаемая. Поскольку наземным силам сдерживания в ядерной триаде США уделялось не самое большое внимание. Главная надежда многие десятилетия возлагается на атомный подводный флот.
Рекламное продвижение программы модернизации американских наземных сил сдерживания началось летом этого года с интервью сайту Scourt Warrior генерал-лейтенанта Джека Вайнштейна, заместителя начальника штаба по стратегическому сдерживанию и ядерной интеграции. Генерал начал издалека, вспомнив высказывание главного идеолога «использования ядерного оружия в мирных целях» Бернарда Броди, которого называют «американским Клаузевицем». «До сих пор главная цель нашего военного ведомства была побеждать в войнах. Отныне его главная цель должна быть, чтобы предотвратить их. Ядерное оружие не может иметь никакой другой полезной цели», — написал Броди в своей книге «Абсолютное оружие: атомная энергия и мировой порядок» в 1946 году.
Спустя 70 лет генерал Вайнштейн развил эту идею следующим образом: «Если другие страны считают, что они могут иметь преимущество от использования ядерного оружия, это действительно опасно. Поэтому необходимо иметь такую мощную силу сдерживания, которая отбивала бы всякое желание предпринять на нас ядерное нападение, угроза ответа должна быть гарантирована».
Разумеется, в интервью называются эти «другие страны» — Китай и Россия. И ограничение силы американского сдерживания из-за состарившихся МБР «Минитмен» может якобы ошибочно поощрить эти две страны к мысли о безнаказанности нанесения первого ядерного удара.
Во всем этом очень много не только неточности, но и очевидного лукавства. Начнем с того, что американский подводный сегмент триады превосходит по ударной мощи российский, не говоря уж о китайском. У ВМС США больше стратегических субмарин, считающихся самым скрытным видом носителей ядерного оружия. На них установлены вполне современные МБР «Трайдент-2» с дальностью свыше 11 тыс. километров. Оснащены 8 боеголовками мощностью 475 килотонн каждая. Поступать на вооружение четырнадцати подводных лодок «Огайо» они начали в 1990 году. Но при этом ракеты периодически модернизируются. То есть о них никак нельзя сказать, что это вчерашний день стратегического ракетостроения. Боезаряды морских ракет составляют 67% от всей суммарной мощности американской ядерной триады. Учитывая это, заявления о том, что американские силы сдерживания стареют, дряхлеют и порождают мысли о том, что по США можно произвести первый ядерный удар, являются полным бредом.
Сейчас существует примерный паритет между Россией и США по количеству ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве. По суммарному числу, являющемуся суммой морских, сухопутных и воздушных зарядов. Однако американские политики, искажая реальную картину, говорят о том, что русские стремительно наращивают свой ядерный потенциал на основании арифметики по сухопутной составляющей триады. Мол, у русских 1800 боеголовок, у нас — почти вдвое меньше. При этом русские постоянно не только модернизируют старые ракеты, но и разрабатывают новые.
Действительно, в России параллельно идет несколько работ по созданию более совершенных МБР как шахтного, так и мобильного базирования. В Московском институте теплотехники на подходе новая ракета мобильного базирования, которая превзойдет «Ярс» по способности преодолевать средства ПРО противника. Восстанавливаются пущенные под нож в начале 90-х годов «ракетные поезда» — составы, замаскированные под обычные технические, которые будут перемещаться по железнодорожной сети страны с баллистическими ракетами. Проект называется «Баргузин».
И, наконец, создается замена самой мощной в мире МБР шахтного базирования «Воевода», которую в НАТО панически прозвали «Сатаной». Новая разработка — «Сармат», выполняется в миасском КБ им. В.П.Макеева. Эта самая мощная в мире ракета должна оснащаться гиперзвуковой маневрирующей боеголовкой, что делает ее перехват даже перспективными средствами ПРО США теоретически невозможным.
Действительно, по сухопутной составляющей у нас значительный перевес. Существует мнение, вполне правдоподобное, относительно того, что в США 450 МБР «Минитмен-3» шахтного базирования держат исключительно для того, чтобы отвлечь на них ракетный удар противника. А основная ударная мощь возложена на подводные лодки.
О том, что эти ракеты являются приманкой, свидетельствует хотя бы то, что они находятся в шахтах, построенных в начале 60-х годов, которые крайне слабо защищены даже от обычной 1000-килограммовой фугасной бомбы. Шахты же «Воеводы» выдерживают ядерный взрыв.
Твердотопливная МБР «Минитмен-3» была принята на вооружение в 1970 году. Согласно планам Пентагона, она будет находиться в пусковых шахтах до 2030 года. Периодически эта ракета модернизируется: в ней меняются боеголовки и система управления, заменяется просроченное топливо, улучшаются параметры двигателей. Но, как известно, за полвека даже металл, из которого сделан корпус, стареет. А ей еще служить и служить — почти полтора десятка лет.
На нынешний момент о ракете известно, что она способна доносить ядерный заряд мощностью 300 кт на расстояние в 13000 км. К существенным недостаткам относится ее слабое противодействие системам ПРО.
Правда, США несколько раз предпринимали попытки «догнать и перегнать СССР», а впоследствии и Россию по качеству МБР наземного базирования. Но все они провалились. Вначале сделали аналог нашей «Воеводы». Но при этом не достигли того же уровня мощности ни самой ракеты, ни переносимых ею боеголовок. Всего было построено лишь 50 ракет, которые получили название «Миротворец». Но вскоре они были сняты с вооружения.
Не получилось и повторить МБР железнодорожного базирования «Молодец», курсировавшую в спецсоставе по нашим рельсовым дорогам до 1993 года. После двух неудачных пусков проект был свернут. Однако эта ситуация американцев вполне устраивала в связи с достаточной мощью морской составляющей ядерной триады.
Но бесконечно это продолжаться не может. Потому что после 30-го года «Минитмены» вряд ли взлетят. А если и взлетят, то могут совершить немало бед в самой Америке. Именно поэтому и был затеян проект Ground-Based Strategic Deterrent (GBSD), который предусматривает производство 400 новых ракет.
Есть сведения о том, что перед утверждением этой программы рассматривались другие варианты новых ракет, среди которых был и мобильный вариант. Однако остановились на наименее затратном. Поскольку, как уже было сказано, ракетам наземного базирования американцы уделяют минимальное внимание. Первые ракеты должны заступить на боевое дежурство в 2029 году. Последние — в 2036 году. Однако есть очень большая вероятность, что программа будет реализована только частично. Поскольку, если не сорвется реализация договора СНВ-3, американцы в первую очередь начнут изымать из обращения «Минитмены» и ракеты, которые должны прийти им на замену. А посему существенного улучшения качества новой разработки ожидать не приходится.
ТТХ МБР «Ярс», «Воевода» и «Минитмен-3»
Количество ступеней: 3 — 2 — 3
Тип двигателя: РДТТ — ЖРД — РДТТ
Базирование: мобильное — шахтное — шахтное
Длина, м: 22,5 — 34,3 — 18,2
Диаметр, м: 1,86 — 3,0 — 1,67
Вес, кг: 47200 — 211400 — 35400
Забрасываемый вес, кг: 1250 — 8730 — 1150
Мощность заряда: 4×150−300 кт или 10×150 кт — 1×8 Мт или 10×0,75 Мт — 0,3 Мт
Дальность, км: 12000 — 16000 — 13000
Максимальное отклонение от цели, м: 150 — 220 — 280
Время активного участка траектории, мин: 2,5 — н/д — н/д
Год принятия на вооружение: 2009 — 1988 — 1970