Украина готовилась к войне с Россией с 2005-го года, то есть еще при президенте Викторе Ющенко. Об этом в эфире местного телеканала ZIK заявил министр обороны Украины тех лет (2005−2007) Анатолий Гриценко.
По его словам, был разработан специальный документ, предусматривающий вооруженный конфликт с РФ, в соответствии с которым были переброшены средства ПВО, ствольная и реактивная артиллерия к границе с Россией.
— Есть такой документ, который предусматривает стратегическое использование вооруженных Сил. Вот тогда, в 2005-м году на протяжении трех месяцев, когда я пришел, был подготовлен проект этого документа. Там были разработаны семь базовых сценариев применения Вооруженных Сил, включая такие угрозы, как противодействие Российской Федерации, — отметил Гриценко.
По его признанию, украинские военные снимали средства противовоздушной обороны из-под Одессы и перебрасывали их для развертывания в Донецкую и Луганскую области. Реактивные системы залпового огня (РСЗО) из-под Кременчуга и переместили на северное направление — в Сумы.
С военной точки зрения планирование возможных сценариев столкновения с потенциальным противником должно осуществляться постоянно. Этим занимаются штабы всех стран, у которых есть боеспособные ВС. Другое дело, что обычно за пределы штабов такие сценарии не выходят и носят достаточно закрытый характер. Насколько слова Анатолия Гриценко соответствуют действительности?
В любом Генштабе просчитываются различные варианты, даже те, которые чуть выше нулевой вероятности, говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Но серьезных перемещений Вооруженных сил Украины на восток все-таки не было. Самая крупная группировка у них так и оставалась развернутой в Крыму, а все остальные районы «комплектовались» по остаточному принципу. Если посмотреть на карту дислокации частей, то войска были сконцентрированы на юге, в центре и немного на востоке и западе. Причина банально — не было денег для развертывания серьезной инфраструктуры.
Поэтому к заявлению Гриценко серьезно относится не стоит. Просто человек выступил в СМИ и таким заявлением напомнил о своем существовании: что когда-то занимал пост министра обороны, а ведь они там сменялись практически чуть ли не каждый год.
Кроме того, подобное заявление на самом деле работает против Украины в том смысле, что несмотря на давние военные приготовления, в реальной ситуации ВСУ очень быстро все «слили». А разговоры по то, что у них власть сменилась, и это якобы наложило отпечаток, мягко говоря, не по делу — армейский механизм на то и существует, чтобы в любой ситуации демонстрировать более-менее четкую и слаженную работу, отмечает эксперт.
Заметим, что летом 2016 года украинские СМИ передавали следующее: Главная военная прокуратура Украины в рамках рассмотрения уголовного дела о демилитаризации востока и юго-востока Украины сообщила о подозрении не только экс-президента Виктора Януковича, но Виктора Ющенко и Анатолия Гриценко. Тогда речь шла об уголовном деле о действиях руководства страны в период с 2005 по 2013 годы, связанные с обороноспособностью Украины, а точнее — с резонансными сокращениями на военных объектах.
Отмечалось, что в 2006 году при Ющенко и Гриценко была странным образом ликвидирована вместе с инфраструктурой 16-ая механизированная бригада, а также уничтожен Одесский институт сухопутных войск. А при Януковиче — расформированы части зенитно-ракетных войск в Донецкой и Луганской областях. Видимо, которые и имел в виду Гриценко в интервью телеканала ZIK.
После прихода к власти Виктора Ющенко сформированный украинский кабинет министров отличался ярко выраженный националистической и русофобской окраской, напоминает эксперт Института стран СНГ Денис Денисов.
— А Анатолий Гриценко, как человек, который был слушателем на курсах Института иностранных языков Министерства обороны США и Университета военно-воздушных сил США, вполне мог сам инициировать разработку более полных и подробных сценариев, и даже начать воплощать их на практике. Как мы понимаем, в военно-политическом руководстве никто особо работать не умел и не хотел, а вот создавать фантомные страшилки любят как нынешние, так и тогдашние власти Украины.
Так что, не удивлюсь, если через какое-то время озвученный Гриценко документ будет рассекречен и всплывет в информационном поле. Другое дело, что никакой реальной основы он тогда явно под собой не имел и не базировался на какой-либо серьезной информации стратегического характера, а, скорее, изобиловал домыслами и намеренными преувеличениями.
В 2004—2005 годы отношения народов Украины и России были близкими, а вот политический режим Украины на этом фоне выделялся. Как мы помним, в результате незаконного третьего тура президентских выборов к власти пришел прозападный политик Виктор Ющенко, который, как я уже сказал, предпринял попытки сделать из Украины антироссийский проект, который в настоящее время продолжает реализовываться. Но тогда работа Ющенко на своей должности закончилась тем, что на очередных выборах он даже не попал во второй тур и набрал около 5% голосов. Что было лучшим свидетельством оценки населением результатов его деятельности.
В общем, политический курс на максимальную интеграцию со странами НАТО, попытки создать из РФ главного врага Украины, — все это характеризует тогдашний Киев. Поэтому я и говорю, — совершенно неудивительно, что планы по войне с Россией и какие-то реальные приготовления могли иметь место. Как это ярко демонстрирует нынешняя власть Украины, для местной элиты гораздо лучше воевать с ветряными мельницами, нежели заниматься конкретной работой, в первую очередь обеспечивая достойную жизнь населению страны.
Подобные планы в рамках Генштаба ВСУ могли просчитываться. Возможно, даже осуществляться переброска дивизиона из одной точки в другую для усиления существовавших частей ПВО в рамках учений. Но все-таки отношения РФ и Украины в тот период были другими, говорит ведущий эксперт центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
— Они не предполагали реального использования российских Вооруженных сил. Собственно, у нас тогда группировка на западном направлении была минимальной. Все-таки в то время приоритетом была борьба с международным терроризмом в Чечне, среднеазиатское направление. Не думаю, что и украинцы всерьез перебрасывали С-300 или С-200 (после развертывания ЗРС С-200 дивизион проблематично «подвинуть», поскольку основание бетонируется, а длина некоторых кабелей составляет больше километра — «СП»). Тем более новые районы позиционирования требуют дополнительных финансовых средств. К тому же, если украинцы всерьез готовились к войне с РФ, тогда средства ПВО нужно было располагать не только в Донецкой и Луганской областях, но и, скажем, в Харьковской и Полтавской.
В настоящее время военно-политическое руководство Украины так же постоянно подчеркивает, что перебросило ЗРС С-300 поближе к российским границам. Но, по большому счету, существенно роли при реальных боевых действиях эти средства ПВО не окажут. Наивно полагать, что в случае серьезных провокаций
Так что, все эти заявления украинских отставных и действующих военных и чиновников направлены на демонстрацию того, что Россия для Украины якобы всегда была потенциальным противником, и все эти годы украинцы вроде как планировали с нами войну, и если что — сейчас также дадут достойный отпор. Но честно говоря, все это смешно слушать.