Президент США Барак Обама снял ограничения на поставки оружия, боеприпасов и военной техники сирийской оппозиции. Об этом говорится в меморандуме, опубликованном 8 декабря на сайте Белого дома.
«Установить, что операции по предоставлению военного снаряжения и услуг иностранным войскам, нерегулярным силам, группам или отдельным лицам, оказывающим поддержку или содействие военной операции США по борьбе с терроризмом в Сирии, имеют важное значение для национальной безопасности Соединенных Штатов. Отменить запреты, связанные с такими операциями», — говорится в документе.
Для оказания военной помощи госсекретарь и глава Минобороны обязаны будут информировать Конгресс, и получать его одобрение.
Напомним: в октябре газета The Washington Post утверждала, что администрация Обамы скептически относилась к предложению ЦРУ увеличить поставки оружия сирийским боевикам, с помощью которого они смогли бы противостоять ударам российской авиации.
Но теперь Белый дом решил пересмотреть свою позицию. Причина тому — ситуация в Алеппо. По сути, операция по взятию второго по величине города переходит в заключительную стадию. Оборона, которую на протяжении четырех лет держали оппозиционные отряды, рушится под натиском сирийской армии, действующей при поддержке ВКС России, ливанского движения «Хезболла», а также отрядов шиитского ополчения из Ирана, Ирака и Афганистана. С 15 ноября, когда началось наступление в восточном Алеппо, оппозиционные формирования потеряли примерно 70% территории, которую они там контролировали.
Как сообщают арабские СМИ, командиры некоторых оппозиционных отрядов пытаются установить контакт с представителями сирийского командования, чтобы обсудить возможность эвакуации из Алеппо боевиков вместе с семьями. Именно по такому сценарию завершалась осада Хамы и Хомса, которые контролировали противники правительства.
В случае успешного завершения штурма президент Сирии Башар Асад заметно укрепит свои позиции на переговорах по мирному урегулированию, так как будет контролировать пять крупнейших городов страны — Дамаск, Алеппо, Хомс, Хаму и Латакию.
США, понятно, такая перспектива категорически не устраивает. И теперь, видимо, Белый дом пошел ва-банк — решил вооружить сирийскую оппозицию современным оружием, чтобы переломить ситуацию.
Удастся ли план Вашингтона, какие последствия будет иметь решение Барака Обамы?
— Обама, по сути, принял решение о поставках оружия международным террористам, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Связано это с тем, что американцы проиграли битву за Алеппо. У Вашингтона, видимо, были определенные обязательства перед сирийской оппозицией, в том числе, перед группировкой «Джебхат ан-Нусра» *. Однако свои обещания США сдержать не смогли: все попытки дипломатическим путем приостановить наступление сирийской правительственной армии провалились.
В этой ситуации Бараку Обаме необходимо сделать хорошую мину при плохой игре: показать сирийской оппозиции, что он ее не бросил. Тем более, армии Асада предстоит еще брать Идлиб, и позиции боевиков в этом городе американцы могут заблаговременно укрепить.
Как известно, боевики «Исламского государства» ** возобновили наступление под Пальмирой. Думаю, это неслучайно. За этим скрывается попытка заставить Дамаск перебросить часть войск на другой фронт, и ослабить натиск на Алеппо. Одновременно боевики из Мосула, благодаря помощи американцев, тысячами выходят из города и направляются под Идлиб.
Теперь, благодаря решению Обамы, современное американское оружие пойдет и этим боевикам, и членам «Джебхат ан-Нусра».
«СП»: — Какое конкретно оружие будут поставлять США?
— Думаю, точно это выяснится только в ходе боевых действий. И если мы увидим, что США начали реально поставлять сирийской оппозиции комплексы ПЗРК, нам нужно адекватно ответить. Например, выйти из действующего международного режима контроля за поставками переносных зенитно-ракетных комплектов. И тоже начать поставлять ПЗРК — в Йемен, в Афганистан — различным антиамериканским группировкам.
Это нужно сделать, чтобы США не питали иллюзий: если американские ПЗРК будут сбивать наши самолеты, российские комплексы начнут сбивать американские — и необязательно в Сирии.
США должны понять, что играют с огнем. Да, Обама перед уходом сделал вид, что выполнил обязательства перед саудовцами, катарцами и суннитскими группировками. Он хитро поступил — принял решение в последний момент, и фактически переложил ответственность за него на республиканский Конгресс и на нового президента Дональда Трампа. По сути, Обама умыл руки.
«СП»: — Конгресс и Трамп поддержал это решение?
— Конгресс, подконтрольный республиканцам, уже поддержал ряд инициатив явно антироссийского содержания. Например, проголосовал за выделение $350 млн. Украине для оказания военной помощи.
Вполне возможно, это делается с согласия Трампа. Новому президенту США такой расклад удобен для торга с Кремлем: мол, видите, Конгресс принял решение, и чтобы его отменить, вы должны какое-то время демонстрировать хорошее поведение и идти на уступки, пока я уговариваю конгрессменов.
Если после инаугурации Трамп наложит вето — и на решение по поставкам оружия сирийской оппозиции, и на оказание военной помощи Украине, — это будет свидетельствовать о его серьезных намерениях. Если нет — прежние заявления Трампа можно будет расценивать как игру по запутыванию российского политического руководства.
«СП»: — Если США все же пойдут на поставки оружия боевикам, к чему это приведет?
— К увеличению потерь российской боевой авиации, и прежде всего вертолетов — самолеты летают на высоте, куда не могут достать ПЗРК. Не думаю, что потери возрастут существенно — возможно, на 10%. Это не переломит ход войны, но увеличит цену, которую придется заплатить за победу.
— В Алеппо американцам поздно что-либо предпринимать, — считает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Сегодня понятно, что штурм будет успешно завершен в достаточно краткие сроки. Поэтому решение Обамы снять ограничения на поставки оружия сирийской оппозиции — это, прежде всего, политическое послание в адрес России, сирийского правительства, а также сил из Ирана, Ливана и Палестины, которые являются союзниками Дамаска.
На мой взгляд, ничего серьезного такое решение переменить не может. Известно, что США осуществляли такие поставки и раньше — не напрямую, а через Саудовскую Аравию и Катар. Ни для кого не является секретом, что ПТУРы «Toy» с маркировкой Корпуса морской пехоты США через Катар попадали в руки радикальных исламистов — и на территории Ирака, и на территории Сирии.
Кроме того, США имеют опыт формирования так называемых частей Сирийской свободной армии. И хорошо помнят, как часть этих формирований перешла в итоге на сторону «Исламского государства». В результате, американское вооружение попадало в руки радикальных исламистов.
В определенном смысле, решение Обамы — это выстрел себе в ногу со стороны США.
«СП»: — Почему вы так считаете?
— Потому что это оружие может быть использовано против американских военных в Ираке. Кроме того, возможно, оно доползет до Афганистана, где также присутствуют американские Вооруженные силы. А в худшем случае американское оружие — и самую серьезную угрозу здесь представляют ПЗРК, — попадет в Европу.
— Решение Обамы — последнее «прости-прощай» нынешней американской администрации, — уверен директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов.
— Последние события явно указывают, что на сирийском направлении назревает развязка. И ключевые для США решения по Ближнему Востоку теперь будет принимать избранный президент Дональд Трамп.
Трамп неоднократно заявлял, что главной целью Америки должен быть разгром террористов и уничтожение «Исламского государства». И что любая страна, которая разделяет эти цели, должна стать партнером американцев в этой борьбе.
Эта концепция диаметрально противоположна действиям, которые сейчас предпринимает Белый дом. Именно поэтому я считаю, что решение Обамы по поставкам оружия сирийским боевикам носит, прежде всего, демонстративный характер.
«СП»: — Эти поставки способны повысить напряженность в регионе?
— Думаю, да. Характерно, что со страниц западных СМИ постепенно исчезает название «Исламское государство». Его заменяют слова «боевики» и «радикалы». На мой взгляд, это говорит о том, что американцы готовятся к новой эпохе, которая последует за разгромом ИГИЛ. Западные СМИ готовят общественное мнение к тому, что широкомасштабная гражданская война на территории Сирии, прежде контролируемой «Исламским государством», станет устоявшимся фактом.
Такая установка на хаос, я считаю, свидетельствует о планах Америки втянуть РФ в сирийскую трясину, и превратить для нас Сирию во второй Афганистан.
«СП»: — Каковы шансы, что этот план удастся реализовать?
— Думаю, американцы не вполне учитывают общий геополитический расклад. Когда СССР увяз в Афганистане, враждебную нам позицию занимали Иран и Пакистан, а Китай вел себя очень настороженно.
Сейчас ситуация совершенно другая. То, что происходит в Сирии, напрямую затрагивает не столько Россию, сколько Турцию и Ирак, и вызывает самое серьезное беспокойство в Иране. В результате, Москва не оказывается одна против всех. А поскольку негласный альянс Москва-Тегеран-Дамаск-Багдад действительно существует, Вашингтон рискует настроить против себя всю «шиитскую ось».
Все это говорит об одном: решение Обамы — агония нынешней американской администрации. И это пример грубой, очень нечестной политики.
* Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.