Александр Лукашенко издал указ, согласно которому белорусские подразделения специального назначения могут принимать участие в контртеррористических операциях на территории России. Технические моменты и законодательные основания такого рода операций предстоит согласовать Комитету государственной безопасности Беларуси с российской стороной.
Параллельно с этим принято симметричное решение об участии российского спецназа в КТО в Беларуси. При этом решение о совместных действиях принимает государство, на территории которого запланирована операция. Финансовые расходы берет на себя принимающая сторона. Правда, белорусские аналитики сходятся во мнении относительно того, что вероятность деятельности российского спецназа в Беларуси стремится к нулю, поскольку предпосылок для террористических акций в стране нет.
Возникает вполне естественный вопрос: насколько полезной для России была бы такая помощь? То есть, каковы возможности белорусских спецназовцев: в достаточной ли мере они подготовлены, какова их материально-техническая база, что у них находится на вооружении?
Белорусский спецназ — это не одно, а несколько самостоятельных подразделений различной численности. И поставленные перед ними задачи отличаются. То есть у каждого подразделения есть своя специфика. Как и свои государственные структуры, которым они подчиняются.
Вполне понятно, что старейшие подразделения были созданы еще тогда, когда Беларусь (Белорусская Советская Социалистическая республика) входила в состав Советского Союза. 5-я отдельная бригада специального назначения была создана в январе 1963 года. Это армейское подразделение, подчиняющееся Министерству обороны РБ. Базируется под Минском в Марьиной Горке Пуховичского района.
Первоначально в бригаду вошли 137 человек, большинство из которых были офицеры из разведывательных подразделений Белорусского военного округа. В 70-е-80-е годы численность бригады достигла порядка тысячи человек. В советский период подразделение принимало участие в двух крупных военных операциях. В Афганистане белорусские спецназовцы взяли под контроль перемещение караванов моджахедов в Пакистан и обратно. В 1990 году принимали участие в боевых действиях по нейтрализации членов вооруженных формирований во время Нагорно-Карабахского конфликта.
Основная специализация 5-й отдельной бригады — разведывательно-диверсионная. В 70-е годы при бригаде была создана особая рота, в которую вошли наиболее подготовленные офицеры, рота должна была доставлять портативные ядерные заряды на важнейшие объекты противника, находящиеся в глубоком тылу. В связи с чем важнейшее внимание уделяется тренировкам на местности. Группу забрасывают в незнакомое глухое место, без карты, где она должна находиться 10 суток, выполняя различные задачи, преодолевая зимой и летом болота и водные преграды.
Среди методов подготовки спецназа Марьиной горки есть акробатика, силовая гимнастика, рукопашный бой, кроссы, десантирование. И, разумеется, владение всеми видами оружия — холодного и огнестрельного. Бойцы проходят водолазную и горную подготовку. Совершенствуются в иностранных языках.
Армейский спецназ экипирован и вооружен, исходя из самых современных требований. Тут есть буквально все необходимое для решения профильных задач: аппараты для боевых пловцов, костюмы «Спецназ», «Партизан», «Горка», «Леший». Есть снайперское оружие различных калибров, бесшумные пистолеты-пулеметы, стреляющие ножи…
Девиз Марьиной Горки — «В любом месте, в любое время, любые задачи!»
Марьина Горка находится в постоянном «творческом» споре с еще одним белорусским подразделением спецназа — Уручинской бригадой спецназа, которая также претендует на звание лучшего подразделения спецназа республики. 3-я отдельная Краснознаменная бригада спецназа (в/ч 3214) была сформирована в 90-е годы на базе 334-го полка 120-й дивизии Внутренних войск. Дислоцируется в микрорайоне Минска Уручье. Численность — от 1500 до 2000 человек.
В бригаду входят батальоны специального назначения, специальный отряд быстрого реагирования и подразделения обеспечения. Основной задачей бригады является борьба с терроризмом и действия при возникновении чрезвычайных ситуаций. Но реальное боевое участие в решении республиканских проблем — это, прежде всего, борьба с уличными беспорядками, которые периодически возникают в Беларуси в периоды «межклассовых обострений». Причем элитных бойцов, как правило, держат в резерве в качестве подстраховки обычных милицейских частей.
Также уручинский спецназ используется для охраны важных государственных и культурных мероприятий, к которым можно отнести, например, фестиваль «Славянский базар».
Дважды в год в бригаде проходит экзамен на получения права ношения крапового берета, который широко освящается в СМИ республики. По словам командира бригады полковника Хазалбека Атабекова, его выдерживают не более 12−15% бойцов. Испытания жесткие, рукопашные поединки зачастую заканчиваются травмами. При бригаде существует подростковый военизированный лагерь «Доблесть», где знакомятся со службой потенциальные спецназовцы будущего. Значительный процент проходящих в нем предварительную подготовку — трудные подростки. Атабеков считает, что именно из них вырастают лучшие бойцы.
Третье из наиболее профессиональных подразделений спецназа — антитеррористическое подразделение МВД «Алмаз». Было создано в январе 1991 года и до 1994 года называлось отрядом «Беркут». Первоначально решало задачи по задержанию вооруженных преступников, освобождению заложников и подавлению тюремных бунтов. После смены названия круг обязанностей расширился за счет борьбы с организованными преступными группировками. Теперь подразделение занимается и борьбой с терроризмом, но, правда, лишь теоретически в связи с отсутствием такового в Беларуси.
«Алмаз» — это элитное подразделение спецназа, в него после тщательного отбора принимают офицеров Министерства обороны, милицейского спецназа, пограничных войск, службы безопасности президента. Одно из требований к поступающим — служба в армии или милиции не менее пяти лет и участие в спецоперациях. Также претендент должен активно на высоком уровне заниматься каким-либо спортом.
Но тестирование начинается с проверки интеллектуального развития, психологической устойчивости и нравственных установок. После чего соискатель должности в «Алмазе» полгода числится кандидатом. В это время его изучают в деле, не привлекая, тем не менее, к сложным операциям. Прошедших все испытания зачисляют в штат.
Во время службы алмазовец должен тренироваться не менее трех раз в неделю в обстановке, приближенной не только к боевой, но и к максимально сложной. Это и преодоление лазов в полной экипировке, весящей 20 килограммов, и подводное плавание в экстремальных условиях, и десантирование в сложной обстановке, и многое другое.
В подразделении очень жесткие временные нормативы. По сигналу тревоги личный состав должен собраться на базе и вооружиться за 7 минут. В течение следующих 20 минут две группы — разведывательная и боевая — должны отправиться в любую точку страны. Еще через 20 минут за ними следует еще одна группа.
У «Алмаза» прекрасный транспортный парк: 2 вертолета Ми-8 и около 40 автомобилей — как полицейских, так и «конспиративных» спецавтомобилей, напичканных электронным оборудованием. На вооружении самое разнообразное стрелковое оружие — как советские образцы, так и иностранные пистолеты и винтовки, преимущественно финского производства.
В относительно спокойной Беларуси у «Алмаза» работы хватает. За 15 лет было задержано 4500 человек, совершивших тяжкие преступления, и освобождено 106 заложников. Было изъято и обезврежено 2932 взрывных устройства, 464 единицы огнестрельного оружия, почти 120 тонн наркотиков. Одна из наиболее громких операций — задержание скрывавшихся в Минске Муслима Ибрагимова и Валида Агаева, подозреваемых в убийстве главного редактора русского издания журнала Forbes Пола Хлебникова.
Есть свой спецназ и у КГБ Беларуси. Это группа «Альфа», созданная по образу и подобию «Альфы» КГБ СССР в 1990 году согласно приказу тогдашнего председателя комитета Владимира Крючкова в качестве регионального отделения. Принцип комплектования, подготовка бойцов, а также круг решаемых задач у этого подразделения примерно такие же, как и в «Алмазе».