Ответственность за убийство посла России в Турции Андрея Карлова взяла на себя сирийская вооруженная коалиция «Джейш аль-Фатх», сообщил 21 декабря иракский канал Al Sumaria.
СМИ ссылается на документ, якобы распространенный альянсом, где ведущую роль в силу своей боеспособности играет группировка «Джебхат Фатх аш-Шам» (ранее «Джебхат ан-Нусра» * - сирийский филиал «Аль-Каиды» **). Отмечается, что полицейский Мевлют Мерт Алтынташ, расстрелявший российского дипломата, был вроде как «членом террористической организации».
Напомним, вооруженное нападение на российского дипломата произошло в понедельник на открытии выставки в Анкаре. Преступник, которого приняли за охранника посла, несколько раз выстрелил в спину Карлову и позже был уничтожен полицией. Российское внешнеполитическое ведомство назвало произошедшее терактом. Для участия в расследовании в Турцию прилетела специальная следственная группа из РФ. Турецкие силовики задержали родителей и сестру Алтынаша, а также еще несколько человек, в его доме прошли обыски. 21 декабря СМИ сообщили, что в номере отеля, где жил убийца российского посла, были найдены книги о международной террористической группировке «Аль-Каида» и организации оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена.
Подчеркнем, что заявление, на которое ссылаются СМИ, нет на аккаунтах ни «Джебхат Фатх аш-Шам», ни «Джейш аль-Фатх». К сожалению, ожидаемо, что убийство российского дипломата различными сторонами будет использоваться в своих целях. Обратим внимание, что ответственность за расстрел приписывается не «Нусре», а коалиции «Джейш аль-Фатх». Видимо, в расчете на дальнейший раскол среди оппозиции.
Сирийский журналист Кярам аль-Хамад в своем Twitter написал, что заявление, распространенное от имени объединения исламистских группировок «Джейш аль-Фатх», вероятно, является поддельным. Он обратил внимание на различие в шрифтах, использованных в оформлении этого сообщения и одного из реальных заявлений боевиков. Более того, спустя несколько часов в Сети появилось заявление «Джебхат Фатх аш-Шам», в котором группировка отрицает свою причастность к убийству Андрей Карлова.
В последующем можно ожидать опровержения/подтверждения распространённого СМИ заявления (или вброса) от лидера «Нусры» Абу Мухаммада аль-Джулани или идеолога шейха Абдуллы аль-Мухайсини. Однако в независимости от реакции представителей коалиции «Джейш аль-Фатх» уже сейчас эта тема активно раскручивается СМИ, что, предположим, и могло быть целью инициаторов «утечки». Но обо все по порядку.
Падение Восточного Алеппо обострила вопрос дальнейшей судьбы оппозиции (речь не идет об «Исламском государстве» ***), контролирующей главным образом провинцию Идлиб, также территории в Латакии, Хаме и на юго-западе Алеппо. Дело в том, что в реальности решительный удар по оппозиции в Восточном Алеппо нанесла Турция, которая еще летом 2016 г. начала перетягивать группы из Идлиба и Алеппо, в том числе — отряды альянса «Фатх Халеб», для участия в операции «Щит Евфрата». Анкара обещала денежное вознаграждение (зарплату в 400 долларов), защиту от налетов ВВС Сирии и — главное — то, что на территориях, которые войдут в буферную зону, будут сформированы институты власти, неподконтрольные Дамаску.
В итоге турецкие действия привели к раздраю среди оппозиции, и чтобы объединить ее — в Идлибе был запущен переговорный процесс с участием руководителей 15 военных группировок, одна часть из которых — исламисты, другая часть — тяготеет к Сирийской свободной армии.
Среди групп — «Ахрар аш-Шам», «Харакат Нур аль-Дин аль-Зенки», «Джейш аль-Ислам», остатки «Джунд аль-Акса», «аль-Джабха аль-Шамия» и др. Отмечается, что в новой структуре — Сирийская исламская комиссия (Syrian Islamic Commission) — должность военного командира может занять аль-Джулани, пост официального представителя — Абу Аммар аль-Умар из «Ахрар аш-Шам», а Совет Шуры возглавит Тауфик Шихаб Ад-Дин из «Харакат Нур аль-Дин аль-Зенки». При этом все вошедшие в объединение фракции должны отказаться от своих прежних флагов и статуса, чтобы окончательно раствориться в новой структуре.
Отметим, что далеко не все оппозиционные группы положительно восприняли предложение, в том числе из-за того, что военным командиром в организации может стать аль-Джулани. Одни отмечают, что таким образом мобильная и немногочисленная «Нусра» предпринимает попытки подмять под себя все другие фракции. Другие — что такое решение полностью «исламизирует сирийское повстанческое движение» и даст повод Дамаску наносить беспорядочные удары как против откровенных террористов, так и враждебно настроенных к режиму Асада сирийцев-суннитов.
В этом смысле «вброс» про «Джейш аль-Фатх» может сорвать возможное объединение «Нусры» с «Ахрар аш-Шам» и другими группами, поскольку от первой можно ожидать «проявлений террористической деятельности». Даже несмотря на то, что в последнее время все действия руководства «Нусры» (ребрендинг и переименование в «Джебхат Фатх аш-Шам») были направлены на дистанцирование от «Аль-Каиды» и ее методов.
К сожалению, информационное раскручивание трагедии с российским дипломатом продолжается в разных ракурсах. И вброс о якобы ответственности «Джейш аль-Фатх» — попытка сыграть на противоречиях среди оппозиционных группировок, отмечает аналитик, блогер, специализирующийся на освещении конфликтов на Ближнем Востоке, Кирилл Семенов (Абд Аль-Малик Московский).
— Переговоры об объединении с «Нусрой» проводились, и пока известно, что «умеренные» вроде бы отказались входить в новую структуру. Неподтверждённый список «желающих» состоит из «Ахрар аш-Шам», «Харакат Нур аль-Дин аль-Зенки» (полностью себя дискредитировала после нападения на «Таджаму Фастаким Кама Умирт» в Восточном Алеппо и теперь с ней практически никто не хочет иметь дело) и др.
Таким образом, растиражированный вброс усложняет объединение «Нусры» с «Ахрар аш-Шам» и теми фракциями, которые были настроены на взаимодействие с «Нусрой», требовали от нее отказаться от связей с «Аль-Каидой», чтобы затем «легализовать» объединённую структуру. Это может привести к полному расколу «Ахрар аш-Шам», большая часть которого способна теперь объединиться с 9 группами Сирийской свободной армии. «Ахар аш-Шам» имеет представительства в Турции, Саудовской Аравии, Катаре и других странах и, в общем-то, является рукопожатной структурой, с которой можно вести переговоры. Тем более что во всех группировках большую долю составляют не приезжие, а как раз сирийцы.
Вопрос — с чей подачи была запущена данная «новость»? Сама «Нусра» не едина: к ней, например, присоединилась часть «Джунд аль-Акса» после того, когда «Ахрар аш-Шам» с группами Сирийской свободной армии начали воевать против нее, считая «Джунд аль-Акса» — представителем «Исламского государства», скрывающего свои истинные цели. Тогда «Нусра» спасла часть группировки, взяв под свою опеку, а затем и включила ее в свой состав. То есть можно допустить, что убийцы посла были каким-то образом связаны с «Нусрой» или являлись искусственно созданной ячейкой для проведения операции без одобрения того же аль-Джулани, но при координации каких-то сил. Но это только гипотезы, которых в информпространство запущено не мало.
Скажем, Катар также хотел бы вывести «Ахрар аш-Шам» и другие группы из-под влияния Турции, чтобы занять более важную роль в сирийском урегулировании. Потому что ключ к размежеванию оппозиции, а соответственно, к реальному запуску политического процесса урегулирования войны, на мой взгляд, кроется в этой группировке. Турции объединение групп с «Нусрой» также не нужно, потому что в таком случае структура не будет посылать отряды для участия в операции «Щит Евфрата» на севере провинции Алеппо.
Распространенная новость могла преследовать две цели, считает эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.
— По соцсетям и СМИ сразу же пошло бурление, где различные ура-патриоты, никогда не державшие в руках автомата, призывают бомбить стратегической авиацией все районы, контролируемые оппозиционной коалицией. И есть такое ощущение, что нас к этому и подталкивают, тем более что ряд российских политических деятелей сделали заявления про дальнейшее активное уничтожение оппозиции, отказ от поблажек. То есть обозначили курс на военное решение конфликта, а не политическое, как официально декларируется.
Обращает на себя внимание и тот факт, что одновременно с вбросом про «Джейш аль-Фатх» в некоторых СМИ появилась информация о том, что якобы полицейский Алтынаш был чуть ли не доверенным лицом Эрдогана
* Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.