Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Блеск и нищета военной авиации США

У бомбардировщиков отваливаются двигатели, истребители истязают пилотов

15934

Стратегический бомбардировщик американских ВВС В-52 Stratofortress 4 января во время учебного полета в районе базы Минот (Северная Дакота) потерял турбореактивный двигатель производства компании Pratt & Whitney. В буквальном смысле — двигатель отвалился и разлетелся при ударе о землю на мелкие фрагменты. Несмотря на столь серьезную аварию, самолет удалось посадить, благо остались еще семь моторов. Экипаж не пострадал. Судьба аварийного самолета пока не решена: будет ли он списан или же после ремонта на заводе «Боинга» продолжится его эксплуатация.

Перед Дальней авиацией США уже давно остро стоит проблема замены В-52, которому уже несколько раз продлевали срок эксплуатации, несмотря на постоянно нарастающие, связанные с исчерпанностью ресурса, отказы различных систем. И вот, похоже, прозвенел последний звоночек. Однако окончание эксплуатации старослужащего бомбардировщика намечено на 2040 год. Считается, что к этому времени подоспеет новая разработка — бомбардировщик нового поколения В-21, созданием которого занимается компания Northrop Grumman.

При обсуждении проблемы изношенности В-52 довольно часто пытаются провести параллель между этим самолетом и советским Ту-95, который также был принят на вооружение в середине 50-х годов. Однако такое сопоставление некорректно. Компания Boeing прекратила выпуск своего дальнобойного тяжеловеса B-52H в 1962 году. Основная же масса самолетов вышла из заводских цехов в конце 50-х. Стоящий на вооружении Дальней авиации России ракетоносец Ту-95МС был спроектирован в конце 70-х годов. Тогда же и начались его испытания. А серийное производство началось в начале 80-х годов. Так что наш «старослужащий» годится американцу в сыновья, поскольку разница в их возрасте минимум 20 лет.

Авария тем не менее была воспринята командованием ВВС США весьма благодушно. То есть, дабы не раздувать панические настроения, представитель командования Линда Фрост заявила: «Предварительная оценка обстоятельств инцидента не указывает на наличие проблемы для всего флота бомбардировщиков». Несмотря на то, что ряд высокопоставленных военных настаивает на проведении серьезного расследования аварии, полеты B-52 решено не приостанавливать, и никакого расследования не будет. «Это всего лишь обычный отказ двигателя», — успокаивает их министр авиации Дебора Ли Джеймс.

С 1956 года в авариях был потерян каждый седьмой B-52, не считая сбитых в бою. На первом этапе эксплуатации основными причинами катастроф были конструкторские недоработки и человеческий фактор. В последние 20 лет все более дают себя знать усталостные разрушения конструкции планера и систем самолета, а также возникающие на борту пожары. Однако усталостных разрушений системы крепления двигателя и мотогондол до настоящего момента зафиксировано не было. И это более опасное и тревожное явление, чем неисправность двигателя, о которой заявила Дебора Ли Джеймс.

Хотя и с двигателями для старослужащего бомбардировщика тоже серьезная проблема. Дело в том, что компания Pratt & Whitney уже давно прекратила их производство. И латание прорех состоит в том, что расходуется запас моторов, долгие годы хранящихся на складах в законсервированном состоянии. Их извлекают и разбирают на запчасти, чтобы проводить ремонт изнашивающихся Pratt & Whitney TF33-P-103. К настоящему моменту запас двигателей на складах приближается к критическому уровню. А до 2040 года, когда В-52 собираются выводить из состава ВВС США, остается еще 13 долгих лет.

Надо сказать, что если сейчас стратегическая авиация США находится на должном уровне боеготовности за счет эксплуатирующихся семи десятков В-52, то ее ближайшее будущее выглядит довольно туманным. Если «старички» вдруг начнут сыпаться по причине усталости конструкции, то их начнут массово снимать с вооружения. И останутся два десятка B-2 Spirit. Потому что 63 самолета B-1B Lancer — это не стратегический, а тактический бомбардировщик, не приспособленный для использования ядерных боезапасов.

При этом крайне смутно просматривается судьба B-21. Его разработка находится на самом начальном этапе. В прошлом году был выбран генеральный исполнитель проекта — компания Northrop Grumman. Она запросила для себя столь комфортные финансовые условия, что на руководство компании с непарламентскими выражениями обрушился главный американский ястреб — сенатор Джон Маккейн. После чего бюджет серьезно урезали, намереваясь получить на выходе программы недорогой бомбардировщик «прекрасный во всех отношениях». Дискуссии вспыхнули с новой силой. Не только независимые эксперты, но и командование ВВС США считает, что концепция перспективного бомбардировщика выбрана неверно. И что задешево невозможно получить 180 эффективных самолетов — именно столько запланировано закупить для стратегической авиации, начиная с середины 30-х годов. Хоть самолет не столь и дешев. Сейчас его предполагаемая цена составляет 560 млн. долларов. Но, разумеется, впоследствии она приподнимется еще.

То есть американцы намереваются в очередной раз наступить на одни и те же грабли. Предыдущее «наступление» — это проект «дешевого» истребителя F-35, который все более и более превращается в чемодан без ручки. О чем мы скажем чуть ниже.

Что же касается судьбы Дальней авиации России, то тут мертвой зоны в будущем не ожидается. Естественно, Ту-95МС прослужат еще не более полутора-двух десятилетий. Но для них уже сейчас начинает готовиться замена. До 2020 года будут модернизированы до уровня Ту-160М 10 ракетоносцев «Белый лебедь». С 2023 года начнется производство глубоко модернизированных Ту-160М2. Планируется построить 50 таких машин. Эти самолеты в своем классе являются лучшими в мире, уступая B-2 лишь по малозаметности. Однако, как единодушно считают эксперты, малозаметность практически не влияет на качество бомбардировщиков Дальней авиации, вооруженных ракетами с рекордной дальностью полета.

Ну, и наконец, о проблемах американской истребительной авиации. 6 января выяснилось, что ввод в строй американского палубного истребителя F-35C может быть задержан на неопределенное время. Во время опытной эксплуатации обнаружились серьезные проблемы со стойкой шасси. Во время катапультного старта с авианосца возникает вибрация, способная травмировать летчиков, а также дезориентировать их в момент взлета. «Колебания головы пилота достаточны, чтобы повлиять на способность контролировать обстановку и управлять полетом, что создает угрозу для безопасности», — сообщает издание Business Insider.

В результате опроса пилотов 74 из них оценили свои ощущения как средний уровень возникающей от вибрации боли. 18 заявили о более сильной боли. Один пилот сообщил о «сильной и продолжительной» боли.

Один из главных принципов, который был заложен в программу создания F-35, — сокращение расходов за счет использования одного планера и максимальной унификации узлов и механизмов для трех модификаций самолета: F-35А (обычный наземный), F-35 В (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой) и F-35С (палубный истребитель). То есть эти три модификации должны обеспечить потребность в новых самолетах ВВС, Корпус морской пехоты и ВМС США. И не только США, но и целого ряда стран, входящих в НАТО.

В результате погони за дешевизной получился «неуклюжий» планёр, который не обеспечивает высоких скоростных и маневренных характеристик. Существует целый ряд проблем, которые требуют продолжения конструкторского сопровождения и не позволяют использовать самолет в качестве полноценной боевой машины. Что же касается «идеальных» характеристик F-35, которые задекларированы производителем, то и они вызывают у потенциальных покупателей этого истребителя из других стран пока еще не слишком громкий ропот. И многие задумываются о расторжении контрактов на закупки. Дело в том, что было проведено несколько компьютерных сражений этой машины с другими истребителями. И F-35 в подавляющем большинстве боев проигрывает буквально всем — от «старичка» F-16 до вполне современного F-22. Кстати, проигрывает и нашему Cу-35C.

Так что довольно туманным выглядит будущее американской истребительной авиации. И дефицит начинает ощущаться уже сейчас. В декабре стало известно, что из-за проблем с F-35C Корпус морской пехоты начинает извлекать из небытия находящиеся на авиационной свалке списанные истребители-бомбардировщики McDonnel Douglas F/A-18С Hornet, которые после ремонта поступят на авианосцы. А эти самолеты эксплуатировались с середины 70-х годов. Для истребителей это уже глубокая старость.

В настоящий момент к Корпусу морской пехоты приписаны 375 F/A-18С. Есть и около сотни самолетов более ранних модификаций — А и В. Разговоры об их замене более современными самолетами палубной авиации начались уже давно. Волне реальным был вариант закупки истребителей Boeing F/A-18E Super Hornet. И закупки в 2001 году начались. Однако вскоре компания Lockheed Martin заморочила всему миру голову обещаниями скорого развертывания суперистребителя F-35. Пентагон переориентировался на журавля в небе, решив, что получит превосходное отношение цены к качеству. Хоть цена по сравнению с истребителем «Боинга» оказалась и запредельной — 108 млн. долларов против 67 млн. долларов. Качество же оказалось превосходным в основном в рекламных буклетах производителя.

Такая же ситуация и с еще одним легким истребителем — наземным General Dynamics F-16 Fighting Falcon, который эксплуатируется с 1979 года. Сейчас в ВВС США их почти девять сотен. Его замена на F-35A — это почти катастрофа, явный шаг назад. Дело в том, что в ВВС США была проведена серия реальных учебных воздушных боев между этими двумя самолетами. И F-16 разбил на голову гнилой товар Lockheed Martin.

Последние новости
Цитаты
Александр Романов

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов

Дмитрий Ежов

Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня