Как сообщают СМИ, в 2017 году начнутся летные испытания новейшего истребителя МиГ-35. Ранее об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, добавив что «мигари» давно не выпускали в России самолеты.
— Это очень выгодное дело, даже с экономической точки зрения, не говоря уже про безопасность страны, потому что именно в сегменте легких истребителей существует такой наиболее обширный экспортный потенциал. Поэтому не скрываем, что собираемся и побороться с нашими конкурентами в этой части рынка, — отметил 30 декабря Рогозин в ходе посещения завода «Факел» в Московской области.
Отметим, что история разработки самолета МиГ-35 тянется с начала 2000 годов. Как отмечали специалисты, он представляет собой дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2, оснащен усовершенствованными радарами, авионикой, вооружением. Самолет был представлен на конкурсе MMRCA — в рамках индийского тендера на закупку истребителей для национальных ВВС этой страны, но в итоге выбыл из соревнований.
В течение 2011−2014 годов в ВВС России неоднократно заявляли о том, что не собираются отказываться от этого истребителя и готовы закупить 37 машин стоимостью около 37 млрд. рублей. В 2015 году представители компании «МиГ» неоднократно говорили, что рассчитывают в ближайшей перспективе подписать госконтракт на поставку ВКС РФ партии многофункциональных истребителей МиГ-35. Однако в ходе корректировки программы плановые сроки подписания соответствующего контракта были перенесены на 2016 год. Но и до настоящего времени этот контракт не заключён.
До сих пор среди экспертов нет единого мнения по поводу необходимости закупки МиГ-35. Многие склоняются к выводу, что в условиях крайней экономии, есть и более приоритетные направления, чем закупка легкого фронтового истребителя. Тем более что МиГ-35 явно вышел за рамки классического представления о таких машинах, которые должны быть дешевыми и составлять одну треть от состава истребительного авиапарка.
Теоретически ниша легкого истребителя в локальных конфликтах заключается в прикрытии войск и объектов фронта — то есть в обеспечении господства в воздухе и в решении задач ПВО на достаточно небольших участках, отмечает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин.
— Он может быть задействован в боевых операциях с участием фронтовых бомбардировщиков — Су-24 и Су-34, однако надо понимать, что машина работает на сравнительно небольшой глубине. Поэтому в глобальном конфликте теоретически задачи МиГ-29 и МиГ-35 — уничтожение точечных очагов боевых действий или работа по стратегическим объектам вроде АЭС, поскольку на дальних рубежах перехват носителей тех же крылатых ракет должны обеспечиваться истребителями-перехватчикам МиГ-31, а также Су-35 и перспективными истребителями пятого поколения Т-50.
Согласно военной науке, легких истребителей должно быть гораздо больше, чем тяжелых. Теоретически, с экономической точки зрения в серийном производстве один тяжелый — практически два легких.
«СП»: — Сейчас все стремятся к унифицированным платформам, многофункциональные истребители способны решать большой спектр задач, а легкий истребитель имеет достаточно ограниченные возможности и их вряд ли можно назвать универсальными машинами.
— Да, неспроста в авиации давно наблюдается тенденция к увеличению тяговооружённости. Многие эксперты говорили о том, что целесообразнее было бы, если задачи легкого истребителя у нас будет выполнять учебно-боевой самолет Як-130 — действительно дешевая машина по сравнению с тяжелыми «сушками».
Пока непонятно, каким будет МиГ-35 для нужд ВКС, поскольку ранее шла речь о том, что МиГ-35 — это истребитель не легкого, а среднего класса. Более того, согласно заявлениям руководства РСК «МиГ» радиус действия МиГ-35 по сравнению с МиГ-29 вырос в 1,5 раза, да и вообще он относится к самолетам класса 4++. А если так, то вряд ли его цена будет низкой, что не позволит осуществлять массовую закупку. Соответственно, малая серийность скажется на стоимости самолета и его эксплуатации. Насколько известно, с самого начала стоимость МиГ-35 была довольно высокой, поэтому военное руководство склонялось больше к модернизации МиГ-29.
— Минобороны проявляет осторожность на первых этапах заказа самолета, но вообще МиГ-35 ориентирован больше на экспорт, — считает заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев. — В мире достаточно стран, имеющих на вооружении МиГ-29, срок эксплуатации которых завершается. Поэтому определенную нишу на рынке при грамотной маркетинговой политике новый самолет способен занять. Я не исключаю, что он может подойти и индийцам, которые намерены и дальше модернизировать свои национальные ВВС. МиГ-35 сможет заинтересовать и другие государства, которые не обладают обширными территориями и которым нет нужды закупать тяжелые истребители.
На самом деле, испытания самолета уже начались: известно, что в конце ноября состоялся полёт первого опытного образца — предсерийного — истребителя МиГ-35 с бортовым номером 702. При этом «ОАК» («Объединённая авиастроительная корпорация») всячески блокировала появившиеся в Сети фотографии, отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Так что, скорее всего, в 2017 году испытания самолета не начнутся, а наоборот закончатся. Но на мой взгляд, эпопея с заказом Минобороны истребителя МиГ-35 имеет не столько военный, сколько политико-экономический смысл, то есть связано со стремлением поддерживать компанию «МиГ». Для этой же цели Минобороны заключило контракт в 2014 году на поставку 16 одноместных истребителей МиГ-29СМТ (Р). Так что, в этом смысле закупки МиГ-35 для нужд ВКС действительно планируют осуществить, но в случае, если бюджет будут урезать, что возможно, то, видимо, этот самолет будет одним из первых кандидатов на вылет.
Вообще, борьба между истребителя МиГ и Су уходит далеко в историю. И, скажем, вопрос целесообразности еще в 70-х заказа МиГ-29, самолета с довольно ограниченной дальностью полета, при одновременных работах над Су-27, далеко не очевиден (прототипы и Су-27, и МиГ-29 совершили первые полеты в 1977 году). Тем более что Су-27 оказался универсальной платформой, на базе которой в дальнейшем появились Су-30, корабельный Су-33, Су-34, Су-35… То есть, если МиГ-35 закупят, то, очевидно, это будет мелкая партия для того, чтобы поддержать РСК «МиГ» до тех пор, пока корпорация не заключит какой-нибудь новый контракт.
«СП»: — В конце января 2015-го СМИ со ссылкой на источник в военно-промышленном комплексе сообщили, что на базе истребителя МиГ-35 будет разработан новый легкий истребитель для ВВС России, и что он будет существенно отличаться от того «сырого» МиГ-35, который участвовал в индийском тендере. В том числе, наконец, получит бортовой радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).
— Пока нет данных о том, что будет представлять собой этот самолет, но есть мнения, что МиГ-35 — это фактически «корабелка» наземного базирования. По-хорошему, на МиГ-35 нужно менять всю электронику.
СМИ сообщали, что МиГ-35 должен получить радар «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Здесь, конечно, сложно гадать — оснащены ли два предсерийных образца активными ФАР. Но вообще БРЛС с АФАР для МиГ — разработка корпорации «Фазотрон» — была самой первой такой станцией в России, но сложно сказать, как с этим дело обстоит сейчас. Другое дело, стоит ли заморачиваться насчет АФАР для МиГ-35, когда технологии ПФАР (пассивные) находятся на пике своего развития. Например, БРЛС «Барс» с пассивной ФАР на Су-35, как минимум, не хуже АФАР на американских самолетах.
«СП»: — Считается, что МиГ-35 в ВКС смогут заменить устаревающие истребители МиГ-29.
— Теоретически — да. МиГ-35 в силу разных причин вряд ли будет сильно дешевым, но все-таки ниже по цене, чем более тяжелый истребитель Су-35. Но мне кажется, что это — относительный выигрыш, потому что в составе авиации Су-27 и Су-30 намного больше, чем МиГ-29. Кроме того, в перспективе их будет еще больше из-за того, что старые МиГ-29 выводятся из состава. Хотя, конечно, определенное количество «мигарей» в составе авиации сохранится. Например, истребители МиГ-29СМТ, от которых отказался Алжир и которые закупило Минобороны в 2008 году, 16 самолетов по контракту 2014 года, о которых я уже упомянул, и еще корабельные истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР.
«СП»: — Есть мнения, что в деле разработки легкого истребителя сделан упор именно на «МиГ», потому что руководство ОАК сделано определенный крен в пользу «Сухого»…
— Желание поддержать РСК «МиГ» очевидно, в том числе и чтобы создать внутреннюю конкуренцию и поддерживать компетенции, но, как я понимаю, в долгосрочной перспективе у нас все равно будет одно КБ в силу экономических причин. Последняя удачная сделка МиГ — поставка сербам шести МиГ-29 по льготным условиям, а также закрытие контракта на поставку МиГ-29К в Индию (МиГ-29К победил в конкурсе на комплектование авиакрыла индийского авианосца «Викрамадитья» — «СП»). Вся надежда на то, что индийцы приобретут дополнительную партию корабельных истребителей.
«СП»: — Возможно, МиГ-35 имеет экспортный потенциал, учитывая, что МиГ-29 стоят на вооружении многих стран, и со временем их также будут выводить из состава тамошних ВВС?
— Определённая экспортная ниша есть, но только в том случае, если «тридцать пятый» будет относительно дешевым самолетом, а в этом есть определенные сомнения. Вряд ли он будет стоить дешевле 40 млн долларов.
Таким образом, на мой взгляд, на рынке этот истребитель может занять определенную нишу, но она весьма ограничена. На МиГ-35 практически сохранена схема истребителя четвертого поколения МиГ-29, который впервые полетел еще в 1977-ом. С одной стороны, у «ровесников» МиГ-29 срок жизненного цикла подходит к концу. Американцы собираются закрывать линию по производству F-16. С другой стороны — есть китайские самолеты. Скажем, стоимость истребителя китайского FC-1 (JF-17) — 35 млн. долларов даже с учетом того, что на нем стоит наш двигатель. Когда у китайцев появиться свой «движок», то возможностей для демпинга на рынке у них станет еще больше.