В Санкт-Петербурге на церемонии спуска на воду дизель-электрической подводной лодки «Колпино», шестой и последней в серии субмарин проекта 636.3 (проект «Варшавянка») для Черноморского флота, главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Королев сделал удивительное заявление: «Вся программа испытаний отработана на Балтийском флоте, необходимости в переходе на Северный флот нет, поэтому подлодка „Колпино“ отправится сразу к месту постоянной дислокации — порт Новороссийск».
Это выглядит странным потому, что все пять предыдущих «Варшавянок», построенных на Адмиралтейских верфях для пополнения 4-й отдельной бригады ПЛ, разворачиваемой в Новороссийске, после подъема Андреевского флага неизменно вначале совершали переход из Балтики в Баренцево море. Только там можно полноценно провести глубоководные погружения и испытательные пуски главного оружия этих кораблей — высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр». В Балтийском море для этого нет совершенно никаких условий.
Дело в том, что предельная глубина погружения большинства подводных лодок, в том числе «Варшавянок», порядка 300 метров, рабочая — до 240 метров. А средняя глубина мелководной по преимуществу Балтики — всего 51 метр. Есть там, правда, несколько глубоких подводных впадин. Самая серьезная из них — Ландсордтская (470 метров, севернее острова Гогланд). Но она вытянулась узким желобом так близко от финского порта Котка, что испытывать в этом районе наши новые боевые корабли невозможно без риска внезапно очутиться в территориальных водах соседней страны.
Всех этих неприятностей легко избежать в Баренцевом море (средняя глубина 222 метра), где и расположены основные полигоны боевой подготовки Северного флота. Кроме того, в заполярных водах судоходство не столь интенсивное, как на Балтике. Поэтому куда проще закрыть от посторонних обширный район для испытательных ракетных стрельб.
Словом, неслучайно все пять предшественниц ПЛ «Колпино» первые в своей биографии дальние походы совершали именно на Север. Там погружались на предельные глубины, там били «Калибрами» по безлюдному полигону Чижи в Архангельской области. И только потом докладывали о готовности к межфлотскому переходу в Новороссийск.
Однако «Колпино», стало быть, почему-то решено вводить в строй по сокращенной программе. Что там с ее погружениями, на какие глубины она ходила — неизвестно. Но точно этот экипаж ни разу не стрелял своими крылатыми ракетами. Во всяком случае, сообщений об этом не было, а такой факт в тесном и чрезвычайно оживленном Балтийском море невозможно утаить. Как минимум — от иностранных наблюдателей. Однако и они по этому поводу пока не проронили ни слова.
Стало быть, в Новороссийск «Колпино» скоро выйдет с неиспытанным до конца ракетным комплексом. Даже если по пути в восточном Средиземноморье наши подводники нанесут удар «Калибрами» по объектам террористов в Сирии (как это в декабре 2015 года проделал экипаж проследовавшей тем же маршрутом подводной лодки «Ростов-на-Дону»), риск неудачи все равно достаточно серьезен. Но на него главкомат ВМФ просто вынужден идти. Почему? Согласитесь, эти явно необычные и даже, возможно, чрезвычайные меры требуют хоть каких-нибудь внятных объяснений.
На мой взгляд, всему этому есть единственное оправдание: самый воюющий из наших флотов сегодня на Черном море. Он всеми силами обеспечивает боевые действия на Ближнем Востоке и в восточном Средиземноморье. Но ЧФ требуется срочно пополнить. Потому что процесс его модернизации, активно начавшийся в 2015—2016 годах, внезапно опасно затормозился. Впрочем, прежде, чем поговорить о причинах этого, расскажем о результатах.
На сегодня они таковы: в распоряжении командующего Черноморским флотом остался единственный надводный корабль, вооруженный современными крылатыми ракетами «Калибр» — фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович». Базировавшиеся в Севастополе малые ракетные корабли проекта 21631 (проект «Буян-М») «Серпухов» и «Зеленый Дол» прослужили там на удивление недолго. Они пришли в Крым в ноябре 2015 года. А два с половиной месяца назад, прямо с боевой службы у берегов Сирии, в сопровождении буксира «Виктор Конецкий» были направлены на усиление еще более обескровленного Балтийского флота.
В Черное море успели прийти и три «Варшавянки» — «Новороссийск», «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол». На каждой — по четыре ракеты «Калибр». Если приплюсовать сюда восемь таких же установок «Адмирала Григоровича», то суммарный залп Черноморского флота этим оружием в самом лучшем случае составит всего 20 ракет. Существенно меньше, чем было в одном только знаменитом ударе Каспийской флотилии по целям на сирийской земле 7 октября 2015 года. Тогда, напомню, стартовали 26 крылатых ракет.
Если угодно, можно предложить и еще одно печальное для нас сравнение: один лишь американских эсминец типа «Арли Берк» способен сегодня подобным оружием (крылатыми ракетами «Томагавк») нанести удар втрое более мощный, чем пока весь ЧФ. Поскольку каждый такой корабль имеет до 56 пусковых установок для «Томагавков». А одна атомная подводная лодка типа «Огайо» несет на борту и вовсе до 154 КР «Томагавк».
Понятно, что для серьезных и продолжительных боевых действий нынешние возможности черноморцев выглядят более чем скромно. А о том, как остро необходимы нам «Калибры», говорит такой факт: всего за полгода, которые фрегат «Адмирал Григорович» успел прослужить в Севастополе, он трижды (с учетом межфлотского перехода с Балтики) нес боевую службу в составе нашего оперативного соединения в Средиземном море. То есть, корабль совершенно очевидно используется в режиме пожарной команды, без хоть сколько-нибудь значительных перерывов на ремонт, боевую подготовку и отдых экипажа.
Без сомнения, это тревожит и главкомат ВМФ, и Министерство обороны РФ. Там прикладывают просто титанические усилия, чтобы ЧФ срочно пополнить. Каков результат?
Честно говоря, результат пока не очень. Часть новых кораблей построены, но до Севастополя и Новороссийска по разным причинам никак не доберутся. Строительство других столкнулось с непредвиденными трудностями.
Вот конкретика. Собрат «Григоровича» фрегат «Адмирал Эссен» в состав ЧФ включен в июне 2016-го. Переход в Севастополь был спланирован на октябрь, однако в ходе испытаний корабль получил серьезные повреждения обоих винтов и линии вала. Был снова поставлен в док. Вышел из него, но когда начнет межфлотский переход — неизвестно.
Такой же фрегат «Адмирал Макаров» флоту до сих не передан, хотя до ума доводится уже без малого пять лет. Почти столько же, как «Адмирал Григорович». Но тот хотя бы был головным в серии, что многое объясняет. Серийные корабли обычно вводят в строй намного быстрей первенца. Спущен на воду полтора года назад, продолжает серию испытаний на Балтике. Дата перехода в Севастополь не определена.
Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар», четвертая в серии, в боевой состав ЧФ передана 5 ноября 2015 года. Но балтийских вод не покинула до сей поры. Причина — столкновение под водой в апреле прошлого года во время испытаний, предположительно, с польской субмариной «Ожел». Погнутые выдвижные устройства вынудили «Краснодар» встать в ремонт, которые завершен сравнительно недавно.
Пятый корабль «Великий Новгород» завершил испытания, ЧФ формально получил его в октябре 2016-го. Через месяц — еще и уже упомянутую ПЛ «Колпино». Но когда и они возьмут курс на Новороссийск, пока не объявлено.
Мечталось, что параллельно черноморцев примутся активно пополнять и кораблестроители Зеленодольска. Там для этой цели заказаны шесть патрульных кораблей (фактически — корветов с ракетами «Калибр») проекта 22160. Головной из них — «Василий Быков» — заложен почти три года назад, но неизвестно даже, когда будет спущен на воду.
В Зеленодольске же взамен ушедших на Балтику «Серпухова» и «Зеленого Дола» строят для черноморцев и четыре других малых ракетных корабля проекта «Буян-М». Первый назван «Вышний Волочек». Но его создание тянется недопустимо долго для боевой единицы столь скромного водоизмещения — уже три с половиной года. Причина — германские двигатели MTU, что на заводе успели поставить на первые «Буяны-М», попали под санкции и больше нам не поставляются.
Мы пытались оперативно исправить ситуацию собственными силами. В 2015 году генеральный директор зеленодольского завода Ренат Мистахов публично пообещал достойную замену дизельным двигателям из Германии отечественными агрегатами из Коломны и Санкт-Петербурга. Как говорится, не срослось. После долгих мытарств на новые «Буяны-М» решено ставить китайские дизели CHD622V20. По сути — те же немецкие, только сильно устаревшие, в Германии разработанные в 80-х годах прошлого века. Теперь, стало быть, они пригодились нам на новейшие малые ракетные корабли с «Калибрами». Судя по всему, флот их готов принять и такими, если других ждать не приходится. Потому что время не терпит.
Стоит ли после этого удивляться, что ракетную дизель-электрическую подводную лодку «Колпино» главком ВМФ адмирал Королев готов с распростертыми объятиями принять под свое начало даже не до конца испытанной? Лучше такое пополнение, чем никакого. Ведь войне в Сирии не видно конца.