Проще простого свалить провалы в экономической политике на внешних врагов

Журналисты украинской передачи «Следствие.Инфо» 8 февраля выдали сенсацию — Киев закупает технику российского производства через иностранных посредников. И это несмотря на то, что еще в середине 2014 года Украина прекратила оборонное сотрудничество с Российской Федерацией, разорвав кооперационные цепочки, отказавшись от совместных проектов и торговли товарами военного и двойного назначения. Украинские власти при любом удобном случае говорили о том, как «незалежная» стала полностью независимой от России в военной сфере и не торгует с «агрессором».
Однако, как выяснилось, без российских комплектующих «самая сильная армия Европы», как называет ее Петр Порошенко, все же обойтись не может. В расследовании вскрылась схема закупки 20 двигателей БТР-80 через нескольких посредников.
Еще в конце 2016 года бывший губернатор Одесской области Михаил Саакашвили заявил, что «Укроборонпром» закупает вооружения по завышенной цене. По его данным, на двигателях для БТР-80 было «отмыто» 4,6 млн. грн. (примерно 10 млн. рублей), а на всех закупках вооружений за год — 2,9 млрд. грн. (более 3 млрд. рублей).
«Двигатели, купленные через Ширина Набиева, гражданина Германии, продали украинской армии в 2,5 раза дороже их стоимости», — написал экс-губернатор в своей Фейсбуке и приложил к посту копии документов о закупке.
В «Укроборонпроме» тогда пояснили, что закупка двигателей была вызвана «острой потребностью в них Вооруженных сил Украины для поддержания боеспособности войск», а заплатить за них дороже пришлось потому, что «в связи с блокированием страной-агрессором закупок критических товаров для наших военных, их поставки были осуществлены из третьих стран».
Проще простого свалить провалы в экономической политике на внешних врагов
Журналисты в своем расследовании пошли дальше, и выяснили, что «третьи страны» — это та же Россия, только скрытая за рядом контрагентов. Сначала, по версии журналистов, молдавско-украинское предприятие купило на российском заводе «КамАЗ» 20 двигателей для БТР-80 и ввезло их на территорию Молдавии. Там их продали молдавской компании, а через несколько дней состоялся еще ряд перепродаж двигателей. Так что в итоге «Укринмашу» (дочке «Укроборонпрома») их поставила немецкая компания. Получается, что Киев вроде бы закупил двигатели для БТР у Германии, а не у России. Из-за большого количества посредников пришлось заплатить 15 тысяч долларов за одну единицу товара, а не 10 тысяч, во что обошлась бы покупка у Молдавии.
Кстати, в феврале 2016 в «Укроборонпроме» заявили, что на вооружение украинской армии будут приняты БТР, адаптированные под немецкие двигатели вместо российских. Теперь стало понятно, о какой «адаптации» говорили в компании.
В «КамАЗе» поспешили откреститься от поставок двигателей «украинским партнерам». Глава пресс-службы предприятия Олег Афанасьев заявил, что с 2014 года завод не имеет никаких отношений с Украиной. Но Афанасьев признал, что отследить судьбу мотора после того, как он попал в продажу, нереально, как и контролировать, кому его перепродают.
«С молдавскими компаниями мы работаем, но не с украинскими. Тем более что в 2015 году Украина включила „КамАЗ“ в свой санкционный список, поэтому украинцы сами не могут с нами сотрудничать», — заявил глава пресс-службы. А в комментарии RNS представитель концерна сообщил, что ни в текущем, ни в прошлом году прямых поставок в Молдавию не производилось.
Это не первое сообщение о том, что Украина через посредников приобретает технику российского производства. В прошлом году СМИ публиковали данные о том, что «Укринмаш» через британских контрагентов закупал у российских производителей гусеничные ленты для военной техники и двигатели для БТР-70.
Хотя на Украине эту информацию опровергли, ранее в конце января в «Укроборонпроме» заявили о нехватке денег для производства современных танков и бронемашин. Из-за отсутствия государственных средств компания была вынуждена отправить в неоплачиваемый отпуск большую часть работников Львовского бронетанкового завода.
Военный эксперт, член Общественного совета ВПК, полковник запаса Виктор Мураховский считает, что ничего нереального в описанной украинскими СМИ схеме нет, потому что упомянутые двигатели не являются продукцией военного назначения и отследить их судьбу действительно почти нереально. На БТР-80 используется двигатель КамАЗ-740.3 с турбокомпрессором. Такой двигатель можно приобрести не только непосредственно на заводе «КамАЗ», но и у других предприятий, торгующих автотехникой.
По запросу «двигатель КамАЗ-740.3 купить» поисковая система выдает несколько десятков ссылок, причем пройдя по первой же из них можно узнать, что новый заводской двигатель, который есть в наличии на складе, обойдется покупателю в 460 499 рублей. То есть в два раза дешевле, чем закупало украинское предприятие через поставщиков.
Кроме того, нужно учитывать, что серийное производство БТР-80 было налажено в СССР с 1984 года, и сегодня эта машина до сих пор состоит на вооружении как минимум 26 стран. На Украине по подсчетам военных экспертов, не менее 235 единиц этой техники.
— Двигатели для БТР-80 по ГОСТу РВ не являются продукцией военного назначения, — объясняет Виктор Мураховский. — Для них не требуется ни сертификат конечного пользования, ни разрешение на экспорт от Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, ни паспорт экспортного облика. Это обычный товар, как мебель, трубы, кирпич и так далее. Как и любой коммерческий товар, отследить его практически невозможно.
«СП»: — То есть «КамАЗ» действительно никак не может помешать таким схемам, если они имеют место?
— Именно так. Этот двигатель можно поставить на грузовик, на бронетранспортер, на катер, куда угодно. Это обычный транспортный дизель, который никак не относится к продукции военного назначения. Ни одной капли сенсации в этой новости нет.
«СП»: — А военную продукцию таким же образом Киев тоже может закупать?
— Нет, если бы это была продукция военного назначения, «КамАЗ» сначала должен был получить лицензию от «Рособоронэкспорта», а также все те документы и разрешения, о которых я сказал в начале.
«СП»: — В Киеве давно говорят о независимости от России, в том числе в вопросе комплектующих. Получается, это не соответствует действительно?
— Конечно, не соответствует. У них нет собственных производств по многим направлениям, причем речь как о комплектующих, так и о конечных продуктах военного назначения. Например, у них нет своего производства боеприпасов для танков, артиллерии, реактивных систем залпового огня, нет мин различного назначения.
Естественно, в России боеприпасы Киев закупать не может. Но тут ему помогают восточноевропейские страны, в том числе те, что называли себя нашими братьями. Они успешно поставляют Киеву эту продукцию.
О поставках из Восточной Европы говорит и заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев.
— Военная продукция строго регламентирована, поэтому ни прямых, ни косвенных поставок этой техники Украине быть не может. На каждый поставленный агрегат выдается сертификат конечного пользования, и наши службы всегда знают, где эта продукция находится. Но двигатели гражданского назначения отследить действительно сложно. Нет службы, которая бы этим занималась.
«СП»: — То есть так или иначе, Украина не может обойтись без российских комплектующих?
— Безусловно, не может. В Советском Союзе было разделение труда. Даже Россия до сих пор не может компенсировать потерю украинских предприятий. Дмитрий Рогозин недавно заявил, что полностью украинские комплектующие мы заменим к 2018 году. При этом программа замещения идет уже больше двух лет. А Украине приходится еще сложнее, потому что производство у них было в меньших объемах, там на порядок меньше оборонных предприятий.
Но Украина кое-как выходит из положения. С одной стороны, они делают вид, что ведут разработки и периодически представляют новые «изобретения». Например, бронемашину «Дозор» или танк, который они обили реечной броней и выдают за новинку. А с другой, они закупают советские вооружения в странах Восточной Европы.
С моей точки зрения, основной канал поступлений тех же двигателей, других запчастей и более серьезной техники, в том числе готовых танков и БТР, идет из Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии, которые избавляются от советского наследия. Не исключено, что в этом списке и страны бывшей Югославии. Они переходят на стандарты НАТО, поэтому предлагают оружие советского производства на внешний рынок по демпинговым ценам. Очевидно, без лишней огласки большая часть этого вооружения попадает на Украину.
И может ли в этой ситуации что-то сделать Россия, как гарант Минских договоренностей
«СП»: — Но у «КамАЗа» украинцы тоже могли покупать двигатели через подставные лица?
— Не исключаю, что украинская сторона намеренно запустила информацию о том, что двигатели закуплены непосредственно у «КамАЗа». Во-первых, она очерняет российское предприятие, во-вторых, это дает возможность обвинить Россию в том, что она занимается поставками продукции двойного назначения в горячий регион, Украину, чтобы поддерживать конфликт.
Но тут нужно отметить, что партия, о которой идет речь, просто мизерная. Если бы это было хотя бы 200 или 500 единиц, другое дело. А 20 двигателей… При желании, можно на границе России и Украины разобрать обычный «КамАЗ» и перетащить двигатель на веревке.