Иск Пекина против Киева на $1,5 млрд. окончательно добьет «незалежную»

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Киев будет создавать свой собственный многоцелевой истребитель. Об этом 17 марта сообщило издание IHS Jane’s 360.
Отмечается, что такое заявление было сделано в ходе визита Порошенко в конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А.Г. Ивченко в Запорожье, где главе украинского государства был представлен эскиз некой боевой машины под названием «Легкий бойовий литак» (Legkiy Boiviy Litak, сокращенно LBL). Как предполагает издание, истребитель будет иметь сильное сходство с МиГ-29, однако на него не будут устанавливать бортовые системы российского производства.
Как пишет IHS Jane’s 360, одним из основных драйверов концепции самолета является двигатель. Как отметил Порошенко, Украина входит в «небольшую группу из пяти стран мира, способных самостоятельно разрабатывать проекты авиадвигателей».
Впервые о «концепция нового истребителя» на Украине в начале марта обмолвился заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Бровченко. В интервью СМИ он заявил, что «сегодня мы изучаем возможность разработки наших собственных истребителей-самолётов, на это уже работает проектная группа».
Иск Пекина против Киева на $1,5 млрд. окончательно добьет «незалежную»
Как писали местные СМИ, прошедший 2016 год был неформально объявлен на Украине «Годом Военно-воздушных сил» — на ремонт и модернизацию техники было выделены значительные средства. Например, в марте 2016-го Ивано-Франковская бригада тактической авиации получила четыре фронтовых истребителя МиГ-29 и два учебно-боевых самолета L-39, восстановленных Львовским и Одесским авиационно-ремонтными заводами. По сообщениям СМИ, в 2016 году украинцы пытались как можно больше вести в строй бортов, которые стояли на «консервации». Сколько истребителей МиГ-29 всего было возвращено из резерва в боевой состав и какова общая численность после активных боев в Донбассе в 2014 году — неизвестно. По подсчетам некоторых экспертов, речь может идти примерно о 40 МиГ-29 и 30 Су-27 в составе ВВС.
В ноябре 2016 года Минобороны Украины опубликовало видео полета «модернизированного истребителя МиГ-29» ВВС Украины, снятое из кабины пилота. На это же время приходится информация о сборах выпускников Харьковского национального университета Воздушных Сил имени Кожедуба в Ивано-Франковске на базе бригады тактической авиации, в связи с чем была «значительно увеличена интенсивность полетов» МиГ-29.
Но вернемся к анонсированной Порошенко «концепции нового многоцелевого истребителя». Насколько реален такой проект по наращиванию потенциала ВВС Украины?
Даже Пакистан, существующий как государство с 1947 года и в настоящее время активно развивающий свой военно-промышленный комплекс, не может обойтись без китайской помощи и машинокомплектов, чтобы самостоятельно выпускать самолеты, замечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Понятно, что «легкий бойовий литак» — это очередной смелый прожект украинского руководства. В лучшем случае они смогут капитально модернизировать Миг-29 и Су-27, выдавая их за собственную линейку истребителей. Или — попытаться организовать у себя производство китайских учебно-боевых самолетов Hongdu L-15, на которых стоят украинские двигатели АИ-222−25Ф производства «Мотор Сич». Этот самолет можно использовать не только как учебно-боевой, но и как штурмовик, и легкий истребитель. Разговоры об этом активно ходили еще во время президентства Януковича, информация появлялась в 2015 и 2016 годах, правда, насколько она была достоверна — вопрос.
«СП»: — Если предположить, что речь идет о продлении ресурса МиГ-29, находящихся на хранении, то о каком количестве может идти речь? Недавно была информация о том, что по болгарскому тендеру украинская компания «Укринмаш» должна поставить заказчику комплект запчастей для истребителей МиГ-29.
— Болгарский тендер — это отдельная история, но вообще украинцы активно продавали МиГ-29 в разные страны, и у них таких истребителей осталось немного, некоторое количество они даже пытались модернизировать своими силами. Вполне возможно, что сейчас идет речь о более глубоком «лице» самолета до какой-нибудь версии МиГ-29МУ2 с улучшенной РЛС, увеличенной дальностью полета
Украинцы могут «оживить» некоторое количество самолетов, которые сейчас находятся на хранении, и преподнести это как новый истребитель. При этом для нормальной эксплуатации, а тем более модернизации, им нужно либо разрабатывать комплектующие, либо искать их у поляков или болгар, которые списывают свои самолеты. Да, в советское время на Украине производились отдельные комплектующие, но этого явно недостаточно для того, чтобы полноценно переделать самолет.
«СП»: — Понятно, что цель любых ВВС — защита воздушного пространства страны, но украинцы некоторое время назад их использовали в Донбассе.
— В настоящее время они не используют авиацию, потому что нет активных боевых действий. Но во время кампании 2014 года потери в ВВС были значительными. Насколько можно судить, их самолеты не могли работать с больших высот, а снижаясь, становились целью для ПЗРК ополченцев.
— Истребитель, доставшийся Украине от ВВС СССР, выдать за новый невозможно, сколько не продлевай его ресурс и не перекрашивай в «пиксельный» камуфляж, — замечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Сколько там на хранении осталось МиГ-29 — неизвестно, так как непонятно их техническое состояние. Что касается варианта с выпуском легких штурмовиков L-15, то его, как ни крути, тоже не удастся выдать за «свою» разработку. Теоретически такой вариант возможен, но в этом самолете все сразу же узнают китайский штурмовик, что повлечет за собой большой скандал, причем в первую очередь между Россией и Китаем. Поэтому КНР, скорее всего, воздержится от такого шага.
«СП»: — На Украине же выдают советский управляемый вариант ракеты для РСЗО «Смерч» за новую ракету «Вільха» («Ольха»)…
— Но это все-таки разные вещи. Ракета — просто одноразовый боеприпас, про который после того, как он улетел, уже мало что можно сказать. А самолеты, которые извлекаются с хранения и восстанавливаются, можно прекрасно опознать.
«СП»: — Украинские военные эксперты утверждают, что МиГ-29 в составе ВВС Украины в два раза больше, чем насчитывают российские аналитики, и говорят об их возможном дальнейшем эффективном применении против ДНР и ЛНР.
— Они же имитируют выполнение Минских соглашений, но в 2014 году их ВВС использовали все, что на тот момент летало, в том числе и истребители в качестве бомбардировщиков, потому что не хватало именно ударной авиации.
В любом случае — украинская боевая авиация применялась крайне плохо даже на фоне ВВС Сирии. Сирийская авиация в ходе конфликта понесла большие потери, но их самолеты продолжали летать и до начала российской военной операции. То есть сирийская авиация оказалась гораздо более устойчивой к потерям, чем украинская, при том, что в ее составе не было новых самолетов — только МиГ-29 и Су-24 первых модификаций. А украинские ВВС «вырубились» уже где-то к августу 2014 года, неся довольно заметные потери, но которые нельзя считать критическими. Украинцы, видимо, уже были психологически не готовы воевать дальше. А «выбивали» их самолеты, прежде всего, из ПЗРК (был также зафиксирован факт уничтожения Су-25 советским ЗРК «Стрела-10»). Возможно, чем-то помогала и Россия, но то, что российская авиация не противодействовала ВВС Украины, — это факт.
Таким образом, даже довольно ограниченная наземная ПВО оказалась для украинских ВВС непреодолимым препятствием.
«Виктор Леонов» подобрался к базе подлодок США
Заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев также говорит, что технически возможен вариант выпуска на Украине легкого китайского штурмовика L-15 — лицензионной копии российского учебно-боевого Як-130.
— Не секрет, что Украина в свое время поставляла для него двигатели, а в 2015 году даже была достигнута предварительная договоренность о локализации сборки машин на Одесском авиационном заводе, мощности которого, как заявлялось, должна помочь нарастить китайская сторона. Но я не думаю, что эта идея реализуема на практике. Конечно, какие-то переговоры до сих пор могут вестись, но все-таки Китай всегда крайне внимательно оценивает текущую политическую ситуацию.
Исходя их этого, я не могу представить, чтобы Пекин пошел на такой сомнительный проект. А Украине, чтобы начать попытки собирать самолета на базе L-15, нужно получить от Китая разрешение на копирование технологий даже относительно планера. Я напомню, что в свое время документацию КНР на этот самолет передавала Россия.
Таким образом, я думаю, что со стороны Киева это — очередная пропагандистская утка в духе «мы скоро станем океанской и космической державой». С 2014 года Украина не произвела ни одного типа вооружения, который бы язык повернулся назвать современным. Даже нет анонсируемых беспилотников (не считая того «чудовища» с гранатой РПГ, фотографии которого гуляли в Сети). А главное — за эти годы из-за постоянных задержек зарплат многие специалисты либо разбежались по стране, либо просто уехали на заработки.