Учителя украинских военных побед не знают. Но некоторые из них не забыли, как в 2008 году бежали из Цхинвала

Голосование Европарламента за либерализацию визового режима для Украины стало медийной победой киевской власти. Тем не менее, возникает логичный вопрос: что Порошенко и его клиентела будут в дальнейшем обещать стремительно люмпенизирующемуся украинскому обществу? Членство в ЕС? Но о невозможности присоединения к ЕС прямо записано в поправках к Соглашению об ассоциации Украина — Евросоюз, принятых с подачи Нидерландов, где год назад состоялся референдум по «украинскому вопросу».
Не остается ничего другого, кроме как обещать членство Украины в НАТО, продолжая педалировать на внутренней и внешней аренах набившую громадную оскомину тему «российской агрессии». Провести референдум по поводу членства в Североатлантическом альянсе Порошенко неожиданно пообещал в начале февраля.
В принципе, с начала 2017 года он последовательно ужесточает свою политическую позицию и риторику, стремясь микшировать нарастающий вал проблем во всех сферах жизни Украины, представ «самым патриотическим патриотом», лидером пресловутой «партии войны». В данном случае наглядно продемонстрировано, что внешняя политика является продолжением внутренней.
Учителя украинских военных побед не знают. Но некоторые из них не забыли, как в 2008 году бежали из Цхинвала
Понятно, что действующий режим, зачистив практически полностью политическое поле, может беспрепятственно «рисовать» любые результаты голосований, вопреки тому, что большинство граждан Украины выступают против вступления в альянс. Вместе с тем, обладая монополией над информационным полем, убедить украинское общество отдать свои голоса «за» — задача сугубо техническая.
Подобный референдум в начале 2008 года проводил Саакашвили в Грузии — 77% граждан республики одобрили инициативу. Впрочем, о невозможности формального членства Грузии и Украины в НАТО было заявлено на саммите альянса в Бухаресте (апрель 2008), когда ключевые страны ЕС (Германия, Франция), несмотря на позицию Вашингтона, заблокировали План действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ) для Тбилиси и Киева.
8 апреля 2017 Порошенко подписал программу сотрудничества с НАТО на текущий год. Программа представляет собой объемный документ, которым предусматривается реформирование не только оборонного сектора страны, но и переформатирование политической, экономической и управленческой системы Украины.
Тем не менее, надежды Киева на тесную интеграцию с альянсом, не говоря уже о полноценном членстве, призрачны. Притом даже не в связи с продолжающимся военным конфликтом в Донбассе и наличием территориальных споров, а в силу множества других факторов.
Рассчитывать же на большее, чем включение Украины на правах младшего партнера в единичные военные бригады по стандартам НАТО (где роль первой скрипки принадлежит государствам «Новой Европы»), в Киеве объективно не могут. К примеру, в начале 2016-го начала функционирование литовско-польско-украинская бригада (LITPOLUKRBRIG) со штабом в Люблине численностью 4500 человек, из них украинцев всего 560. Озвучивало киевское правительство инициативы о присоединении к аналогичной бригаде с участием Румынии и Болгарии, но пока это только в планах.
Несмотря на двухлетнюю борьбу с «российской агрессией», промайданное экспертное сообщество признает, что уровень партнерства Украины с альянсом находится на наиболее низком уровне с 1992 года, не в последнюю очередь из-за чрезвычайно высокого уровня коррупции в структурах ВСУ. В частности, аналитики международной организации Transparency International относят Украину к группе государств с особенно высокими рисками в оборонном секторе. По всей видимости, нежелание предоставлять Киеву летальное вооружение объясняется тем, что данный шаг обогатит украинскую «оружейную мафию» (даже в мирные времена Украина входила в топ-5 крупнейших игроков на «черном рынке» вооружений), а не укрепит ВСУ и парамилитарные формирования для «войны с Россией».
Далее, даже в лучшие времена Украина могла предложить Североатлантическому альянсу лишь два конкурентных преимущества — территорию под боком у РФ («мягкое подбрюшье») и население, которое могло быть использовано в различных военных операциях. После 2014 года оба фактора в значительной степени были девальвированы.
Территория существенно сократилась, притом именно та, в которой гипотетически был заинтересован альянс — Крым (прежде всего) и Донбасс. А с точки зрения людских ресурсов, государства Евроатлантики увидели, что украинцы воевать и не желают, и не умеют. Кроме того, ударными темпами продолжается депопуляция Украины (тут и вовсе поставлен мировой рекорд), а также «декоммунизация» социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование), что в долгосрочной перспективе умножает на ноль перспективы «незалежной» как источника живой силы.
Украинские патриоты больше не могут платить за «АТО» по старым расценкам
Вот и получается, что заинтересованность Киева в НАТО куда большая, чем альянса в Украине. Равно как и странам Балтии, Украине нужен альянс для подтверждения «европейского выбора» и статуса «настоящих европейцев», а также для решения проблемы внешнеполитической и военной несостоятельности майданного режима путем делегирования данных функций внешним суверенам. Однако нужно ли это последним?