Легендарный журналист Сеймур Херш бросает вызов администрации президента США
Турция готова провести новую крупную войсковую операцию на севере Сирии. Об этом президент страны Реджеп Тайип Эрдоган заявил газете «Известия». По его словам, Анкара также готова включить в свою зону контроля города Манбидж и Ракка. И это при том, что Россия и США выступают против подобного развития событий.
«Сейчас в Сирии идут негативные процессы. Если это приведет к возникновению угрозы для наших границ, мы отреагируем так же, как в ходе операции „Щит Евфрата“», — заявил турецкий лидер после встречи с сирийскими беженцами в городе Харран.
Эрдоган заверил, что не допустит создания на севере Сирии курдского государства, и «при малейшей угрозе» проведет еще одну военную операцию. Но теперь уже не против боевиков-исламистов, а против союзных США местных сил.
Турецкий президент также выразил сожаление, что страны, являющиеся стратегическими партнерами Анкары, «действуют заодно с террористами» из курдских организаций «Партии демократического союза» и ее военного крыла «Отрядов народной самообороны». Этот выпад был адресован в первую очередь США, которые обучают и оснащают вооруженные формирования сирийских курдов, чтобы использовать их против боевиков «Исламского государства» *. Особое недовольство Анкары вызвали начатые недавно поставки курдам американской бронетехники.
Легендарный журналист Сеймур Херш бросает вызов администрации президента США
Напомним: операция «Щит Евфрата» проводилась турецкими военными с августа 2016 по март 2017 года. Ее официальной целью была нейтрализация террористической угрозы со стороны ИГ для провинции Газиантеп. В результате под контролем Анкары и ее сирийских союзников оказался приграничный район общей площадью 3 тыс. кв. км с сирийскими городами Джараблус и Аль-Баб. Турки также готовились к броску на город Манбидж, находящийся под контролем курдских отрядов, однако, США отправили туда батальон рейнджеров и фактически заблокировали дальнейшее продвижение войск союзника.
Что стоит за нынешним заявлением Эрдогана, пойдет ли Анкара на решительное расширение зоны контроля в Сирии?
— Анкара пытается оказать давление на США и повлиять на политику Вашингтона, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Но вряд ли у Эрдогана это получится. Как показывает опыт, США в Сирии постепенно становятся неуправляемыми. Американцы сбивают сирийские самолеты, бьют по войскам Башара Асада, сейчас вновь запустили слух, что якобы Дамаск готовит химическую атаку — по сути, анонсируют будущий свой удар по Сирии.
На деле, США действуют непредсказуемо, ни с кем особо не считаясь. Так что заявление Эрдогана, повторюсь, едва ли на них повлияет. Другое дело, что турецкий лидер может, что называется, сорваться с катушек и атаковать.
«СП»: — Как на это будут реагировать американцы?
— США в этом случае ничего не смогут сделать — они не станут громить союзника. В результате, Штаты окажутся в сложной ситуации. Теоретически можно, конечно, предположить, что президент США Дональд Трамп нанесет удар и по турецким войскам. Но мне такой сценарий представляется совершенно невероятным.
«СП»: — Как обострение по линии Анкара-Вашингтон повлияет на Россию?
— Нам решительные действия Турции были бы на руку. Как мы видим, курды занялись двурушничеством, и стали играть против нас. Конкретно, они выпустили бойцов ИГ из Ракки, и направили их под Пальмиру. Фактически, курды вступили в сговор с «Исламским государством» против России. И за это курдов, конечно, надо наказать: мы с ними так не договаривались.
Да, Москва поддерживала курдов на определенном этапе. Но мы надеялись на их честную игру, и на совместную борьбу с терроризмом. Но курды этих надежд не оправдали. Если теперь Эрдоган выступит в качестве инструмента наказания — это даже неплохо.
Корме того, решительные действия Турции ослабят позиции США в регионе, что нам тоже выгодно.
«СП»: — Может ли новый удар США по сирийским войскам послужить отмашкой для Эрдогана?
— Удар нельзя исключить, особенно перед встречей Трампа с президентом РФ Владимиром Путиным на саммите G20 в Гамбурге. Американские стратеги, возможно, считают, что Путин так сильно хочет встретиться с Трампом, что закроет глаза на этот удар.
Замечу, с нашей стороны будет большой ошибкой, если мы не отреагируем адекватно на удар по Асаду. Это будет очевидным унижением России, и Путин потеряет лицо. А вот воспользуется ли этой ситуаций Эрдоган — вопрос пока открытый.
— Турецкие ТВ-каналы без остановки показывают, как турецкая армия наносит удары по позициям сирийских курдов, — отмечает директор Исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. — Комментируется это так: альянс РФ-Турция работает, и российские представители ведут переговоры с курами, чтобы оттянуть их от американцев. Причем, в лексиконе турецких комментаторов все чаще мелькает термин «развал Турции». Это уже не умозаключения аналитиков, которые прогнозируют развитие событий, а элементы реальной политики.
Другими словами, главный посыл Анкары сегодня — Турция борется за сохранение государственности. Другой посыл — Турция является жертвенной стороной в событиях «арабской весны» и сирийском кризисе.
На мой взгляд, Анкара начинает понимать, что США ее дезинформировали относительно мотивов своих действий на Ближнем Востоке.
Американцы только для вида активно поддерживали неоосманские амбиции Турции как члена НАТО и «единственного образца демократии» в исламском мире. В результате Анкара, участвуя в «арабской весне», рассчитывала, что сможет укрепить свое влияние с опорой на «Братьев-мусульман» **. Но, в конечном счете, дело свелось к тому, что Турция стала бороться не за расширение и укрепление своего влияния и границ, а исключительно за сохранение своей территориальной целостности.
В этой ситуации Анкара начинает активно маневрировать. Неслучайно суннитская Турция вошла в альянс с шиитским Ираном, хотя раньше у этих стран были серьезнейшие исторические противоречия. Замечу, что и Сирия до прихода туда российских ВКС рассматривалась Анкарой как историческая зона турецко-иранского противостояния.
И надо понимать: у Эрдогана, который делает сейчас резкие заявления, есть серьезный счет к Западу. Ему обещали буквально все — членство в ЕС, поддержку НАТО в операциях на Ближнем Востоке — и во всем обманули. Евросоюз так и не признал Турцию частью Европы, а США — ключевой союзник по НАТО — заняли сторону курдов.
По сути, Турция идет сейчас на самые невероятные альянсы, чтобы уцелеть. Интрига заключается только в том, удастся ли Анкаре выбраться из ловушки, куда ее загнали. Если план американцев по поддержке курдов провалится, у Анкары появится шанс на альянс с Москвой, Тегераном, Дамаском и Багдадом.
Что стоит за новой провокацией Вашингтона в Сирии
Между тем, по турецкому ТВ показывают, что американцы пытаются создать военную базу в зоне деэскалации для поддержки сирийских курдов, и начинают переброску туда тяжелой техники. В такой ситуации заявления Эрдогана вполне объяснимы и логичны.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
** «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун) — террористическая организация. Решением Верховного суда РФ