Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Украинский ОПК: операция «Ликвидация»

За счет чего Киев увеличил в 2016 году экспорт вооружений сразу на четверть

16529

Как пишет киевская «Экономическая правда», «каждое утро молодой украинец просыпается с мыслью: что держит его в этой стране, и находит все меньше аргументов, чтобы остаться». На фоне этой безнадеги, заявление киевских властей, что «Укроборонпром» в 2016 году нарастил экспорт оружия сразу на 25% — до $ 770 млн", и впрямь напоминает луч света в конце все более мрачного туннеля.

Но как удалось добиться столь впечатляющего результата? Тем более — в условиях разрыва производственных цепочек с Россией? В условиях непрекращающихся четвертый год боевых действий в Донбассе, когда, по сообщениям украинских СМИ, их собственная армия просто изнывает от нехватки самого необходимого?

Словом, феномен, да и только. Попробуем в нем разобраться.

Артур Херувимов, зам директора «Укроборонпром», сообщил, что впечатляющие результаты достигнуты за счет доступа к Главному каталогу НАТО по логистике. Мол, не зря победил Майдан. Иначе вряд ли «украинские предприятия смогли бы выйти на международные рынки вооружения». Но так ли это на самом деле?

Начнем с того, что Киев наследовал 30% советского ВПК, причем речь идет о наиболее высокотехнологических предприятиях и лучших инженерных школах Советского Союза. Практически половину того объема, что получила Москва после распада СССР. Между тем, Россия в прошлом году продала вооружения за рубеж на сумму, превышающую $ 15 млрд — то есть в двадцать раз больше, чем оборонно-промышленный комплекс Украины.

Читайте также

В 2016 году главными покупателями продукции и услуг ВПК Украины стали Китай, Саудовская Аравия, Казахстан, Азербайджан, Пакистан и Индия. Кроме того, «Укроборонпром» сотрудничал с Алжиром, Египтом, Эфиопией, Анголой и Нигерией. Как видите, странами НАТО тут и не пахнет. За исключение мелких договоров.

Поднебесная в этом списке занимает первое место, уйдя далеко вперед от других покупателей украинского вооружения. Вот только от такой «дружбы» больше минусов, чем плюсов. Китайцев интересует только технологии авиастроения военно-транспортных самолетов. Именно поэтому 30 августа 2016 года в Пекине компания «Aerospace Industry Corporation of China (AICC)» и госпредприятие «Антонов» подписали очередное соглашение по второму прототипу Ан-225 «Мрия».

Этот договор открывает Китаю доступ ко всем элементам конструкции и технологиям уникального самолета, построенного еще в СССР. Одновременно стороны обязались сделать все, чтобы придать ускорение серийному выпуску супер-«транспортника». Сотрудничество включает в себя строительство второго самолета на Украине совместно со специалистами AICC, а также создание производства полного цикла непосредственно в Китае. В свою очередь представители «Антонова» заявили, что каждый этап проекта будет реализован в рамках отдельного контракта.

Между тем, китайский канал CCTV на своей страничке Facebook сообщил, что «Антонов» продал все производственные права и технологические документы АН-225 «Мрия» компании AICC, которая с гордостью заявила, что приобрела легендарный советский самолет, являющийся носителем космического челнока «Буран». Более того, уже в 2019 году, согласно данным этой фирмы, взлетит первый китайский АН-225. Позднее CCTV удалила это сообщение.

«Антонов», само собой, с гневом опроверг новость об окончательной продаже Ан-225 «Мрия». Однако так или иначе, но аванс по этому проекту был включен в сумму прошлогоднего оборонного экспорта. Если учесть, что киевские эксперты прогнозировали в 2016 году своей «оборонке» стагнацию, то, видимо, это и есть те самые деньги, которые столь рекордно увеличили зарубежную выручку «Укроборонпром».

«Антонов» также заключил контракт на поставку десяти самолетов Ан-178 в Азербайджан. Ситуация один в один напоминает «сотрудничество с Китаем». Два Ан-178 будут собраны на Украине совместно с работниками Бакинского авиационно-производственного объединение «Иглим», а остальные восемь — на территории заказчика. По словам Валентина Бадрака, директора киевского Центра исследований армии, конверсии и разоружения, «…работа на рынке Азербайджана стала предпосылкой для реализации крупного проекта по передаче технологии производства Ан-178 этой стране».

К покупке выставленных на всеобщую продажу авиационных ноу-хау «незалежной» подключилась Саудовская Аравия. Королевство активно участвует в приобретении военно-транспортных технологий у того же «Антонова» с целью серийного производства на своей территории самолетов Ан-70. Интересуют саудитов также секреты находящегося в стадии разработки днепропетровского оперативно-тактического комплекса «Гром-2». Судя по реакции Киева, украинцы не прочь поделиться любой конструкторской и технологической документацией за «хорошие гроши».

Даже Казахстан приобрел у АО «Мотор Сич» технологию модернизации двигателей. И, кстати, заодно оплатил капитальный ремонт украинцами сделанных в России комплексов ЗРС С-300.

В принципе, можно было бы понять «Укроборонпром», если бы речь шла об устаревших производствах и проектах, которым создана более совершенная замена. Между тем, в стране победившего Майдана финансирование НИОКР находится на самом минимальном уровне со времен развала СССР. Так, в 2016 году на эти цели власти выделили всего 60 млн. гривен (приблизительно $ 2 млн). Всего по 5 млн. гривен в месяц на многие тысячи инженеров и ученых, работающих по военным контрактам.

Помимо авиационных договоров с «Антоновым», партнеров «Укроборонпрома» в 2016 году интересовали еще силовые установки для бронетехники. В частности, вездесущий Китай приобрел у «незалежной» ограниченную партию «дизелей» для выпуска пакистано-китайских танков Al-Khalid, аналогов украинского Т-80УД/Т-84. Еще 2016 году в Исламабаде был подписан меморандум об обслуживании ранее купленных украинских бронемашин. В частности, стало известно о поставках харьковских машинно-трансмиссионных отделений и других узлов. Сумма возможных контрактов не раскрывается, но Киев рассчитывает на $ 600 млн, правда в течение очень длительного времени.

Стало известно также об украинских поставках в 2016 году переносных противотанковых ракетных комплексов «Скиф» в Алжир. Также начались закупки польской стороной у Киева ракет Р-27Р1 (разработанных в 1979 году московским предприятием ГосМКБ «Вымпел»).

В любом случае, все это мелочи по сравнению с тотальной распродажей «Антонова», не по своей воле оказавшегося под крышей «Укроборонпрома».

Читайте также

Таким образом, в 2016 году практически все крупные партнеры Украины увязали покупки военной продукции с передачей им важнейших технологий и права производства военной продукции на своей территории. Между тем, кроме этих стран больше никто не проявлял интерес к сотрудничеству с «Укроборонпромом».

С другой стороны — оборонная промышленность «незалежной» не модернизируется вот уже два десятилетия, а её специалисты разбегаются по соседним странам. В частности, ключевые кадры «Антонова», участвующие в проекте Ан-225 «Мрия», уже подписали многолетние контракты с китайской стороной. То же самое наблюдается и с инженерами АО «Мотор Сич», которые пакуют чемоданы для отъезда в Россию.

В этой связи разбазаривание важнейших военных технологий, доставшихся Киеву в наследство от СССР, логично сравнивать с вывозом золотого запаса проигравшегося в войне государства. При этом деятельность «Укроборонпрома» в 2016 году напоминает акцию «Ликвидация» обанкротившихся магазинов. Когда избавляются от товаров, отдавая их с большими скидками.

Если это — так, то «у молодого украинца, который просыпается с мыслью, что держит его в этой безнадежной стране», вообще не остается ни одного аргумента, чтобы остаться дома.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня