Была ли возможность их спасти, и не пора ли в России легализовать ЧВК
Служить по контракту в российской армии будут иностранцы — в первую очередь расчет на выходцев из Средней Азии, которые охотно готовы ехать на войну в Сирию. Сегодня на Ближнем Востоке воюют и российские добровольцы, которые денег от государства формально не получают.
Контрактникам дали фору
Президент Владимир Путин своим указом утвердил поправки к «Положению о порядке прохождения военной службы». Теперь за пределы России для участия в миротворческих и антитеррористических операциях можно отправлять военнослужащих-иностранцев.
Кроме того, российские военнослужащие за месяц до окончания срочной службы могут заключить контракт сроком на год — и в этом случае их также могут отправить за пределы России (по желанию, конечно). Кроме того, президент разрешил подписывать контракт с лицами, пребывающими в запасе (если они захотели участвовать в миротворческих операциях за границей, либо в спасательных операциях во время стихийных бедствий, или чрезвычайного положения).
Стоит напомнить, что с декабря 2016 года Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» позволяет отправлять военнослужащих-россиян за пределы России для участия в миротворческих и антитеррористических операциях. Регламентируется это общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации.
Была ли возможность их спасти, и не пора ли в России легализовать ЧВК
Граждане иностранных государств могут служить в Вооруженных силах России по контракту с 2003 года, однако только солдатами, матросами, сержантами и старшинами (то есть офицерские должности занимать не вправе).
Кроме того, в отличие от россиян, при поступлении на воинскую службу они не приносят присягу «на верность Отечеству», а вместо этого дают обязательство «соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг».
В июне Минобороны выступило с предложением, чтобы все поступающие на службу по контракту (как россияне, так и иностранцы), в обязательном порядке отчитывались о своих личных публикациях в интернете за последние три года. Также Минобороны намеревалось запретить контрактникам публиковать в интернете любую персональную информацию (в том числе фото и видео), которая позволяет идентифицировать солдата, его место службы и войсковую часть.
Враги Аллаха
Президентский указ появился на волне бурных споров вокруг судьбы двух россиян, которых боевики «Исламского государства» * пленили 22 сентября в селении Аш-Шуля в окрестностях сирийского города Дейр-эз'Зоэр. Это Роман Заболотный и Григорий Цуркану, видеозапись с участием которых опубликовало интернет-издание Euphrates Post (вероятнее всего, видео передали сами террористы).
На видео запечатлено, как боевики «Исламского государства» захватывают армейский пикап, в кузове которого сидят двое мужчин и еще один лежит лицом вниз. Боевик спрашивает Заболотного, русский ли он. Затем задает вопрос, владеет ли тот арабским или французским языком (Роман отвечает, что немного знает английский). В конце видео боевик произносит на камеру, что поймали «врагов Аллаха» — двоих русских и «алавитскую свинью».
3 октября сайт Amaq (считает себя информагентством «Исламского государства») опубликовал еще одну видеозапись с пленными россиянами. Эта публикация совпала с началом массированного контрнаступления боевиков в провинции Дейр-эз'Зоэр, но его удалось отбить бойцам сирийской армии при поддержке российской авиации.
После появления видеозаписи Минобороны России оперативно опубликовало официальное заявление о том, что Заболотный и Цуркану не проходят по военному ведомству, и в Сирию они поехали добровольцами. Позднее в интернете даже появилась информация о том, что якобы перед отправкой в Сирию они отказались от российского гражданства (хотя, вполне возможно, это пропагандистский фейк).
Депутат городской думы Ростова-на-Дону Анатолий Котляров, ссылаясь на свои источники в добровольческом движении, заявил 5 октября, что террористы уже казнили Романа Заболотного. В тот же день депутат Госдумы от Ростовской области, бывший донской атаман Виктор Водолацкий заявил, что казнен в Сирии был и Григорий Цуркану.
Официального подтверждения того, что оба российских добровольца казнены, еще нет. Крайне мало известно и об их биографиях. Заболотный, вероятнее всего, реестровый казак Всевеликого войска Донского (ранее он воевал в Донбассе), а Цуркану — бывший десантник и член ветеранской организации «Боевое братство. Домодедово» (также воевал в Югославии и в Сирии в 2012—2013 годах).
Армия как социальный лифт
— Я думаю, что этот закон сделан под Ближний Восток, — рассказала в беседе со «Свободной прессой» проектный директор Международной кризисной группы и член совета правозащитного центра «Мемориал» Екатерина Сокирянская. — Значительно число иностранных контрактников не увеличится, но в ограниченном количестве смогут набирать нужный контингент в разные горячие точки.
Скорее всего, выходцев из Средней Азии, мусульман-суннитов. России, выступающей в Сирии на стороне Башара Асада и шиитов важно усилить суннитское присутствие, среднеазиаты хорошо взаимодействуют с кавказцами, которых немало служит сейчас в Сирии, и это тоже важно. Думаю, среди них будет достаточно желающих сделать военную карьеру в России.
Мнение, высказанное Сокирянской, подтвердило заявление бывшего руководителя «Союза таджикистанцев России» Абдулло Давлатова, которое он высказал в интервью радиостанции «Говорит Москва». Он уверен, что мигранты из среднеазиатских стран (в том числе и таджики) будут охотно воевать в рядах российской армии против боевиков «Исламского государства».
— Если в Таджикистане к любому обратиться, у них есть желание поехать в Россию и получить российский паспорт. И служба в российской армии даёт им дополнительную возможность получить российские паспорта, — говорит Давлатов.
Минобороны России доказало, как США покрывают террористов
Точных данных о количестве русскоязычных наемников, которые сражаются в рядах «Исламского государства» нет. Но если суммировать цифры из различных источников, то речь идет примерно о 6 тысячах боевиков из бывших постсоветских стран. Примерно половина из них — выходцы из России, далее в порядке убывания следуют Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Туркмения. Несколько десятков человек выехали с территории Азербайджана и Грузии, по подсчетам местных МВД.
Большинство из них выехали в Сирию и Ирак сразу после начала гражданской войны, сейчас же поток моджахедов иссяк. Молодежь видит, какие сокрушительные потери последний год терпит «Исламское государство» под натиском сирийской и российской армий, курдского ополчения и натовской коалиции — и уже не спешит заживо свариться в этом котле.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ