Немцы нахваливают российский самолет, но вынуждены покупать американский
В танковых войсках ожидается скорое усиление боевой мощи. Однако это должно произойти не за счет серийного выпуска танка нового поколения Т-14 «Армата». Чудо-танк подзадержался. К тому же Министерство обороны подписало контракт с Уралвагонзаводом на поставку всего лишь 100 этих танков для опытной эксплуатации. И это произойдет лишь после того, как завершатся испытания.
Фигурирует и еще одна цифра — 2300 танков. Вначале ее привязывали к 2020 году. Теперь — к 2025 году.
Вполне понятно, что возникшая ситуация с торможением «Арматы» неприятна не только для наших бронетанковых дивизий, но и для производителя — Уралвагонзавода, — мощности которого загружены не в полной мере.
Поэтому на заводе активно модернизируют танки Т-72 и Т-90. Но и этого, оказывается, недостаточно. Было решено «подновить» танк, о котором, казалось бы, давно уже забыли — Т-80. Речь о модификации Т-80БВ. Машина была принята на вооружение в 1985 году, после чего танк не подвергался никаким конструкторским изменениям. Хоть попытки и предпринимались, но они не имели никаких практических результатов.
И это вполне понятно, поскольку танк с 1991 года стал, можно сказать, «беспризорным». Т-80 был разработан в 70-е годы на ленинградском Кировском заводе. Путиловцы (так завод назывался прежде) имели большой опыт не только в танкостроении, но и в производстве газотурбинных силовых установок. Поэтому на танк установили газотурбинный двигатель. Сплошь и рядом у нас сообщается, что Т-80 стал первым в мире танком с ГТД. Однако это не так, первым был шведский танк Strv 103, производившийся в 60-е годы.
Немцы нахваливают российский самолет, но вынуждены покупать американский
Поскольку турбореактивные двигатели, применяющиеся в авиации, — это разновидность ГТД, то и Т-80 окрестили «реактивным» танком.
Это было смелое инженерное решение, позволившее существенно повысить мощность в сравнении с дизелем. В результате скорость танка подскочила до 75 км/ч, можно стало использовать любое жидкое топливо, повысилась плавность хода, возросли силовые характеристики. Двигатель прекрасно заводится при любой погоде. Однако у него есть два недостатка. Во-первых, он не лучшим образом работает при большой запыленности засасываемого в воздухозаборник воздуха. Но эту проблему конструкторам удалось нейтрализовать в достаточной степени.
Во-вторых, у ГТД значительно больший расход топлива, что сказывается на запасе хода при полностью заполненных топливных баках. По шоссе Т-80 без дозаправки может пройти 350−400 км, по пересеченной местности — 250−300 км. У дизельного Т-72 эти показатели таковы: 500−700 км и 320−650 км. Разница существенная. По этой причине была создана модификация Т-80УД с дизельным двигателем, которую в 1987 году передали на Харьковский завод транспортного машиностроения. Позже, уже в самостийной Украине, эта линия привела к созданию танка Т-84 «Оплот», которому секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов присвоил титул лучшего танка мира.
И вот теперь Уралвагонзавод провел глубокую модернизацию танка Т-80БВ до уровня Т-80БВМ. Проходят его испытания, которые, как сообщает ТАСС, должны завершиться в начале этого года. Контракт на поставку обновленных танков в объеме двух батальонов был заключен в прошлом году. Предполагается, что Т-80БВМ бронетанковые войска будут получать и в дальнейшем.
И тут значительный простор для производственной деятельности Уралвагонзавода. В Сухопутных войсках России находятся 4700 танков Т-80 различных модификаций. Значительная часть из них находится на хранении. Понятно, что не все из них возможно восстановить. Но даже тысячи машин, пригодных для модернизации, достаточно для того, чтобы серьезно загрузить производственные мощности завода. Ну, а к тому же эта тысяча будет очень кстати на Крайнем Севере, где проблема запуска дизельного двигателя стоит особенно остро.
Итак, что же собой представляет Т-80БВМ? По сравнению с предыдущей модификацией у него возросла на 5 тонн масса за счет введения дополнительного бронирования, она составляет 48 тонн. Установлен новый газотурбинный двигатель мощностью 1250 л.с., что на 150 л.с. превышает мощность прежнего.
По части защищенности танка усилена лобовая бронезащиты, а также установлены противокумулятивные экраны. На предыдущих модификациях была установлена разработанная в начале 80-х годов динамическая защита брони «Контакт-1». Она была достаточно эффективна при обстреле кумулятивными снарядами, при этом ее применение было эквивалентно наращиванию брони на 200−250 мм. Еще больший эффект достигался при обстреле из РПГ — до 450 мм.
Однако «Контакт-1» плохо работает против тандемных кумулятивных боеприпасов, а также против бронебойных подкалиберных снарядов. То есть когда первый заряд боеприпаса нейтрализует ячейку динамической защиты. Поэтому на модернизированном танке установили ДЗ «Реликт» — новейшую разработку, в которую «одевают» все наши современные танки, включая «Армату». «Реликт» справляется с подкалиберными снарядами в 5−6 раз лучше, чем «Контакт».
В настоящий момент завершаются испытания комплекса активной защиты (КАЗ) «Арена-М» — это модификация базового вариант, созданного в конце 90-х годов. В этом году его предполагается устанавливать на Т-80БВМ, что позволит поднять живучесть танка более чем в 2 раза. Его принцип действия таков. РЛС танка обнаруживает подлетающие на опасное расстояние боеприпасы противника. Вычислитель дает команду на отстрел одной из гранат (их в комплексе 22), которая, разрываясь, уничтожает боеприпас.
Также увеличена огневая мощь танка. Во-первых, установлен современный прицел «Сосна-У». Во-вторых, пушка 2А46М-1 заменена на более эффективную модификацию 2А46М-4. Улучшена жесткость конструкции и точность стрельбы. Кучность стрельбы повысилась на 15−20%, а рассеяние при стрельбе сходу уменьшилось в 1,7 раза. Гладкоствольная пушка калибра 125 мм может стрелять всеми существующими боеприпасами, а также с ее помощью можно запускать управляемые противотанковые ракеты. К пушке «прилагаются» два пулемета, имеющие калибры 7,62 мм и 12,7 мм.
В результате модификации танк Т-80БВМ по боевой эффективности сравнялся с танком Т-72Б3.
Однако Т-90 уже ушел вперед. Его самая последняя модификация — Т-90М, должна поступить в бронетанковые войска в самое ближайшее время. Этот танк, в отличие от украинского «Оплота», действительно является лучшим в мире. Ну, или же делит первое место с израильским танком «Меркава».
Выдержать такое могли только русские женщины
Модификация Т-90М была создана в рамках ОКР «Прорыв-3». Впервые сведения об этой машине появились на форуме «Армия-2015». Было заявлено, что по сравнению с предыдущей модификацией — Т-90АМ — повышены такие боевые характеристики, как огневая мощь, защищенность и управляемость.
Главным отличием танка от предыдущих модификаций является башня новой конструкции с размещением боеукладки за пределами боевого отделения. Также используется новая пушка калибра 125 мм 2А82, позволяющая стрелять более мощными боеприпасами. Внедрена новая система управления огнем. Что предполагает увеличение дальности и точности стрельбы, в том числе и с хода. Пространство между башней и корпусом дополнительно защищено висячими экранами, улучшена динамическая защита брони.
Если динамическая защита брони, как и у Т-80БВМ, «Реликт», то комплекс активной защиты уже другой, более эффективный. Это облегченный вариант КАЗ «Афганит», который применяется в «Армате». При маскировке танка используется не дымовая, а аэрозольная завеса, которая не пропускает инфракрасное излучение, а также прячет танк от РЛС противника. Также используется комплекс дистанционного подрыва магнитных мин.
Министерство обороны предполагает подписать контракт на закупку четырехсот танков Т-90М. А там, глядишь, и до «Арматы» дело дойдет.