Чем ответит Москва на самую дерзкую провокацию США
Главным противником России в Сирии постепенно становятся боевики новой группировки, запрещенной в России — «Хайят Тахрир аш-Шам», которую щедро финансирует Саудовская Аравия. Террористы именно из этой группировки сбили наш штурмовик Су-25М. Какие еще атаки боевики готовят на российские Вооруженные силы, вместе с экспертами выясняла «Свободная пресса».
Сирия распадается на куски
Руководитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков заявил журналистам, что против нашей страны в Сирии начата новая целенаправленная кампания. В ней участвуют боевики нескольких группировок, в том числе «Хайят Тахрир аль-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра» * - сирийское подразделение «Аль-Каиды» **), которую поддерживает, по словам Конашенкова, несколько «технологически развитых стран».
Это заявление генерал-майор сделал, комментируя атаку боевиков на российский штурмовик Су-25, который был сбит над сирийской провинцией Идлиб из ПЗРК. О том, что сирийские боевики имеют на вооружении ПЗРК, ранее было неизвестно.
Чем ответит Москва на самую дерзкую провокацию США
Россия за последние два месяца в Сирии столкнулась с такими масштабными потерями, каких не было за два предыдущих года интенсивной военной кампании. 31 декабря боевики «Исламского государства"*** с территории провинции Идлиб обстреляли из минометов военную базу Хмеймим. Журналист Роман Сапоньков поспешил сообщить, будто бы подбиты семь самолетов, пострадали десятки человек. Минобороны опровергло данные о потерях боевой техники, зато подтвердило, что во время обстрела погибли двое военнослужащих — Тимур Давлятов и Ренат Гимадиев из села под Хабаровском.
В тот же день в провинции Хама произошло крушение вертолета Ми-24, который сопровождал военный конвой; погибли два члена экипажа — Артем Кулиш и Валерий Матвеев (оба родом из Саратовской области), тяжелые ранения получил бортовой техник, которого эвакуировали на базу Хмеймим.
6 января группа штурмовых беспилотников, снаряженных бомбами, пыталась подорвать авиабазу Хмеймим и военно-морскую базу в Тартусе. Все дроны были запущены с территории провинции Идлиб — ущерба российской военной технике они не нанесли.
Ну и, наконец, 6 февраля в центре Дамаска было обстреляно здание российского торгпредства: к счастью, без пострадавших. Зданию, которое имеет дипломатический иммунитет, был нанесен значительный ущерб. Однако вопреки требованиями МИД России, Совет безопасности ООН отказался принимать заявление с осуждением обстрела.
Обстреливали торгпредство с территории Восточной Гуты — это пригород-оазис Дамаска, который на протяжении всей сирийской войны оставался под контролем оппозиции. Второй оплот оппозиции — это провинция Идлиб. И последние недели сирийские правительственные войска ведут массированное наступление в Идлибе и Восточной Гуте.
По данным Сирийского центра мониторинга прав человека, только в пригороде Дамаска в результата бомбежек и артобстрелов погибли более 230 человек — естественно, большинство из них мирные граждане. Среди погибших много детей, также есть врачи.
Даже президент Франции Эммануэль Макрон был вынужден в телефонном разговоре призвать российского президента Владимира Путина сделать все возможное, чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу в «повстанческих» провинциях.
Эксперт: «Атаки на российских солдат продолжатся»
То, что сегодня происходит в Сирии, «Свободная пресса» обсудила со старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН Михаилом Рощиным.
«СП»: — Михаил Юрьевич, сразу после заявления Путина о свертывании нашей военной группировки в Сирии там началась серия жестких атак на российские объекты. С чем это связано?!
— Я думаю, что обострение обстановки в Сирии говорит о том, что гражданская война там все еще не окончена. «Исламское государство» было лишь одним из участников военных сражений в Сирии, и теперь очевидно, что далеко не единственным. Целый ряд районов страны остается под контролем вооруженной оппозиции. Без достижения взаимопонимания и примирения с основными оппозиционными силами сирийскому правительству трудно будет восстановить полный контроль над страной.
Общесирийский форум в Сочи обнажил серьезные проблемы на этом пути. Ряд видных объединений оппозиционеров не приехал в Сочи. Курдские организации не были допущены под давлением Турции, Западные страны и Саудовская Аравия тоже демонстративно не прислали в Сочи своих представителей. На форуме преобладали представители официальных сирийских структур, а этого недостаточно для продвижения по пути внутрисирийского диалога.
У противников сирийского правительства по-прежнему остаются сильные покровители, надежные каналы, по которым к ним поступает вооружение, заметная поддержка среди самих сирийцев, прежде всего суннитов. Все это говорит о том, что без серьезного политического диалога трудно будет преодолеть разногласия.
«СП»: — Под покровителями вы имеете в виду США?
— Покровители оппозиции — прежде всего, США и Саудовская Аравия. Позиция Турции остается, на мой взгляд, достаточно двусмысленной, она является каким-то неуверенным союзником, и непонятно, чего больше от контактов с ней — пользы или новых проблем.
Кстати, возможно, что резкое обострение ситуации в Сирии в январе-феврале связано со стремлением самой крупной оппозиционной организации — Сирийского комитета по переговорам (СКП) — усилить свои позиции в период, когда спецпосланник ООН Стеффан де Мистура начинает новый раунд консультаций в Женеве. СКП активно поддерживается Саудовской Аравией.
«СП»: — А как вы оцениваете роль других стран — сателлитов США. Скажем, Иордании и Израиля. Они ведь тоже играют против России?
— Иордания — ближайший союзник США по так называемой «международной коалиции». Ясно, что она сирийскому правительству помогать не будет. Израиль в целом занимает выжидательную позицию, но очевидно, что при Дональде Трампе американо-израильские отношения заметно потеплели, особенно после признания Иерусалима столицей Израиля.
Что пишут про смерть российского пилота за рубежом
«СП»: — Ответственность за атаку на наш Су-25М взяли на себя боевики «Тахрир аль-Шама». А вот о «подвигах» ИГИЛ в Сирии уже практически ничего не слышно. Значит ли это, что сегодня это уже полностью отыгранная карта?
— Думаю, что да. А вот «переформатированная» в прошлом году «Джебхат ан-Нусра», их ближайший сподвижник, финансируемый саудитами, по-прежнему никуда не делась. Мне кажется, у этой группировки свое собственное место и своя «клиентура». В отличие от «Исламского государства», они больше опираются на сирийцев. К тому же у них есть поддержка извне. В конце концов, в самой Саудовской Аравии фактически салафиты находятся у власти, и им нужны, так сказать, ручные салафиты в Сирии, в то время как «игиловцы» были слишком уж сами по себе.
«СП»: — Атаки на Россию продолжатся?
— Для России не все так плохо. Все-таки с тем, как было в Афганистане в советское время сравнивать нельзя никак. К сожалению, на сирийцев сложно полностью положиться. Так что, я думаю, стоит просто больше использовать для охраны объектов собственные силы (ПВО, военную полицию
*Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
**"Аль-Каида" - решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.