Система ПВО США не в состоянии остановить стаю российских крылатых ракет
На минувшей неделе The National Interest сообщил, что в этом году ВМС США примут на вооружение уникальный корабль, который сильно осложнит жизнь российских и китайских подводников. В конце января корабль вышел на последний этап испытаний, которые должны подтвердить его уникальные возможности по обнаружению подводных лодок двух давних и, похоже, вечных, вероятных противников США.
Речь идет о беспилотном корабле Sea Hunter («Морской охотник»), который предназначен для поиска подводных лодок. Но не всех, а только дизель-электрических. Правда, его было бы правильнее назвать «Морским сыщиком», поскольку корабль не оснащен противолодочным вооружением — торпедами и ракетами.
Sea Hunter считается самым крупным морским надводным роботом. До него создавались только автономные катера. Полное водоизмещение «Морского охотника» — 145 тонн. Длина — 40 метров. Развивает скорость в 27 узлов. Автономность — 70 суток, дальность плавания — 10 000 миль. Силовая установка — два дизельных двигателя. Оснащен двумя винтами. Способен выполнять боевое задание при волнении моря в 5 баллов и высоте волны в 2 метра. Может находиться в море без угрозы потерять работоспособность при волнении в 7 баллов и 6-метровой волне. Устойчивость корабля обеспечивают два боковых поплавка, в связи с чем корабль считается тримараном. Первый корабль продан Пентагону за 25 млн. долларов. При строительстве следующих стоимость предполагают снизить до 20 млн.
Система ПВО США не в состоянии остановить стаю российских крылатых ракет
«Морской охотник» оснащен полным набором поиска подводных лодок. Это активный и пассивный сонары, буксируемая антенна, радиолокатор. Как утверждают разработчики, корабль способен не только обнаруживать подводные лодки, но и определять их тип. Вероятно, должен быть еще и магнитометр, но о нем ничего не сообщается.
Так почему же речь идет только о дизель-электрических подводных лодках, которые «Охотник» будет «выводить на чистую воду»? Дело в том, что, будучи кораблем ближней морской зоны, он не будет гоняться по океану за атомными субмаринами — стратегическими и ударными многоцелевыми. В его задачу входит прибрежное патрулирование с целью предотвращения проникновения в опасную территориальную зону и зону своих военно-морских баз именно дизельных лодок противника. Надо полагать, главный объект «охоты» — самая бесшумная в мире лодка проекта «Варшавянка» ВМФ России, которая может скрытно подкрадываться к важным военным целям противника и которую охотно приобретают другие страны.
Вот почему данный корабль очень актуален для США. И не только потому, что страна имеет протяженное побережье. Дело в том, что сторожевая задача довольно долго возлагалась на систему SOSUS (SOund SUrveillance System), которая представляет собой сеть подводных антенн 300-метровой длины с гидрофонами, располагающаяся на наиболее опасных, с точки зрения лодочной атаки, участках побережья. Антенны соединяются кабелями с побережьем, где мощные компьютеры обрабатывают получаемую акустическую информацию с целью обнаружения подводных лодок.
Эта сеть была актуальна, когда на вооружении Советского Союза находились подводные лодки первого и второго поколений. Ну а сейчас, когда дело дошло до четвертого поколения, SOSUS уже не решает возложенных на нее задач. В 90-е годы во время учений сеть смогла засечь координаты лодки условного противника с недопустимой степенью приблизительности — «где-то» внутри эллипса с осями в 216 и 90 километров.
Поэтому сейчас большая часть аппаратуры SOSUS законсервирована. Некоторые ее фрагменты, продолжающие работать в автоматическом режиме, по сути, являются музейными экспонатами. Вот «Морские охотники», количество которых ВМС США собираются наращивать, и будут этакой подвижной системой SOSUS.
Sea Hunter — это не беспилотный корабль, а именно морской робот. То есть он обладает большой степенью автономности и не требует постоянного участия в управлении удаленного оператора. Хотя связь с кораблем поддерживается постоянно. И она предполагает, что в действия «Морского охотника» могут вноситься коррективы. Однако на этапе испытаний данная функция реализована не полностью. За «Охотником» постоянно наблюдает команда операторов. Предоставить кораблю полную свободу собираются лишь после завершения этапа опытной эксплуатации в составе ВМС.
Корабль оснащен оптоэлектронной системой, благодаря которой отслеживается окружающая обстановка с целью предотвращения столкновения с каким-либо судном или с берегом. В то же время эта система используется и для разведки, отслеживая возможные всплытия лодок противника на перископную глубину.
Корабль был построен на верфи не самой крупной компании Vigor Industrial, число сотрудников которой не дотягивает до 2 тысяч. Однако проект его создания был реализован в рамках программы могущественного агентства перспективных военных разработок DARPA, получившей название Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel (ACTUV). Технологии, примененные при создании «Морского охотника» были предварительно опробованы на трех экспериментальных кораблях-тримаранах малого водоизмещения — Sea Shadow («Морская тень»), Sea Fighter («Морской истребитель») и Sea Slice (Морской слой"). Первый из них был построен с максимальным использованием стелс-технологий, и засветился в одном из фильмов про Джеймса Бонда. Второй оснащен настолько разнообразным вооружением и оборудованием, что мог (теоретически) решать практически любую задачу военно-морского флота. Третий стал испытательным полигоном для опробования различного оружия.
Предполагается, что на момент полной готовности «Морского охотника» он будет осуществлять патрулирование в тесной связке с беспилотными летательными аппаратами и с противолодочным самолетом «Посейдон». В случае обнаружения подводной лодки он будет выдавать ее координаты, направление движения и скорость «Посейдону», либо другим самолетам морской авиации, а также надводным кораблям, оснащенных ударным вооружением.
На морских форумах ветераны ВМФ СССР сравнивают «Морского охотника» с маленькой, но зловредной собачонкой. Рыская в прибрежных водах или же вдали от них, она будет вынюхивать подводные лодки. И, обнаружив, будет заливаться злобным лаем, созывая настоящих охотников — с противолодочными торпедами и ракетами. При этом лодка сможет заранее обнаружить эту «собачонку», поскольку та изрядно шумит своими дизелями и винтами на скорости в 27 узлов. Однако поражать ее нельзя, поскольку лодка тем самым выдаст свое местоположение.
Действительно, корабль зловредный. Однако рыскать по всему океану не сможет в связи с недостаточностью мореходности и остойчивости. Он будет совершать патрульные рейды на небольшом удалении от родного берега или от какой-либо заморской базы ВМФ США. То есть работать этакой бродячей системой SOSUS. Но, разумеется, со значительно более высокими возможностями по обнаружению и идентификации подводных лодок.
Ну, а теперь о том, насколько правомерно заявление The National Interest относительно того, что это «идеальное оружие» против российских подводных лодок.
Американцы намереваются усилить воздушный компонент ядерной триады парадоксальным образом
У американцев есть куда более совершенное оружие. Это эсминцы и крейсера с управляемым ракетным оружием (УРО), оснащенные системой «Иджис». Дело в том, что «Иджис» осуществляет не только противоракетную оборону, но и противолодочную. Корабли оснащены современными гидроакустическими станциями (ГАС), а также ракетами и торпедами, предназначенными для борьбы с подводными лодками.
При этом задачу противолодочной обороны решает не каждый корабль самостоятельно, а целая сеть кораблей США и НАТО, оснащенных системой «Иджис». Корабли обмениваются между собой информацией, которая обрабатывается распределенной автоматизированной системой боевого управления. То есть получается некий аналог «облачных вычислений», в которых в настоящее время принимают участие около сотни кораблей. Более того, к этой коллективной системе подключены еще и противолодочные самолеты и вертолеты. Все это гораздо серьезнее, чем «Морской охотник».
Ну а сам «Охотник» функционально относится к классу малых противолодочных кораблей, которые известны с незапамятных времен. Разве что команды на палубе нет. В связи с чем капитаны торговых судов, пока не привыкнут, будут принимать Sea Hunter за Летучий голландец. Правда непосредственно для США его принятие на вооружение будет шагом вперед. Потому что сейчас противолодочным патрулированием прибрежных вод страны практически никто не занимается. Крейсера ходят в далеком море.