Кандидат в президенты Российской Федерации Павел Грудинин ответил на вопросы читателей «Свободной Прессы»
2018 год в Сирии начался сразу же с массы резонансных событий. Если в прошлом главным событием стало практически полное уничтожение «Исламского государства» *, то сейчас все внимание приковано к жесткому противостоянию иностранных участников гражданской войны в арабской республике. Много шуму наделало столкновение российских наемников и американских военных. Оно и неудивительно, ведь это первый официально подтвержденный случай после развала Советского Союза. Более того, в результате этой стычки погибло некоторое до сих пор точно не установленное количество российских граждан. Но, пожалуй, более всего мировое сообщество в этом году озабочено происходящим на северо-востоке Сирии.
Связано это с войной, вернее, с новым этапом этой самой войны. У его истоков стоит Турция, озабоченная проблемой курдских сепаратистов в Сирии. Отряды народной самообороны под покровительством Соединенных Штатов Америки сумели взять под свой контроль почти всю северную Сирию, и в итоге их самопровозглашенное государство простерлось до самых границ Иракского Курдистана. Турция видит в этом большую угрозу для себя, так как на львиную долю ее территорий объединенный Курдистан может претендовать в будущем. В общем, Турция совместно с Сирийской свободной армией активно наступает на позиции Отрядов народной самообороны на северо-западе Алеппо. Но с недавних пор к этому противостоянию присоединились местные проправительственные силы.
Кандидат в президенты Российской Федерации Павел Грудинин ответил на вопросы читателей «Свободной Прессы»
Видимо, это связано с нежеланием Дамаска видеть турецких интервентов в пределах официальных границ своего государства, пускай указанный участок уже давно и не контролируется местным правительством. Нынешний момент, пожалуй, самый удобный для того, чтобы изменить эту ситуацию. И теперь над Африном развеваются флаги самопровозглашенного курдского государства и Сирийской арабской республики. Сложно сказать, как сильно это помешает Турции, но очевидно, что такого поворота событий вряд ли кто-то мог ожидать еще несколько месяцев назад.
Удивительнее всего то, что между Сирийской арабской армией и Отрядами народной самообороны регулярно случаются боевые столкновения в другой части страны — в провинции Дэйр-эз-Зор. На этом фоне их сотрудничество в Алеппо выглядит, по меньшей мере, необычно. Кроме того, высока вероятность того, что Дамаск пошел на такие меры, не посоветовавшись с Москвой, которая является главным союзником Башара Асада и его спасителем. По сути, Асад дал добро на сделку со своими врагами, которые до вмешательства Турции были готовы выполнить любой приказ Вашингтона. Сейчас американцы несколько разочаровали курдов, но оружие и деньги они по-прежнему получают из Штатов. Значит ли это, что в Сирии начался новый передел сфер влияния между ведущими геополитическими игроками региона?
Турецкий военный эксперт Керам Йылдырым считает, что Асад такими действиями пошел против Кремля, так как согласился на условия США. По его мнению, именно Вашингтон был инициатором этого временного союза между Отрядами народной самообороны и проправительственными силам. Не имея возможность самостоятельно остановить Турцию, США решили оказать помощь курдам иным способом — привлечь значительные проасадовские силы.
То, что Госдума легализует ЧВК, больше всего боятся правозащитники
— Перед тем, как началась «Оливковая ветвь» (название военной операции Турции против курдов — прим.), было проведено много переговоров. Эрдоган говорил, что совещался с Россией и США. Американцы были недовольны, и как в прошлый раз (речь о прошлой турецкой операции против Отрядов народной самообороны «Щит Евфрата — авт.) делали все, чтобы помешать Турции. Они уверяли, что их оружие уже давно не попадает в Африн, но оно попало не только туда, но даже к террористам в Турции. США не уважают интересы своих союзников, тогда почему они не любят, когда кто-то играет не по их правилам? Турция осознала всю угрозу, которая исходит от того, что США покровительствуют YPG (аббревиатура Отрядов народной самообороны на курманджи — авт.), поэтому этот союз должен быть ликвидирован раньше самих террористов. Турция не должна останавливаться ни перед чем.
«СП»: — Как повлияет на ход этой операции введение проправительственных отрядов в Африн?
— Очень странно, почему это произошло. YPG обратились к Асаду, и он сразу согласился? Тысячи его солдат убиты Отрядами народной самообороны, а он им сразу поверил? Тут не обошлось без участия США. Американцы организовали встречу с представителями или какими-то военными лидерами режима, и на этой встрече были даны гарантии со стороны США. Эти гарантии ничего не стоят, но люди всегда верят им.
Кажется, американцы пообещали оставить за Асадом Африн. Турция не возражала, чтобы на месте YPG находилась армия режима. Это было бы безопаснее для Турции. Такие обстоятельства могли даже значительно ослабить давление на Асада со стороны Турции, но сейчас Асад выбрал террористов. Это не просто так. США могли пообещать ему признать за ним право на президентство, они могли пообещать снятие санкций и так далее. Наверное, он поверил. И это может плохо кончиться. Если это действительно так, то Асад начал играть по сценарию США, а это значит, что он предал Россию. Путин и Эрдоган должны обсудить проблему и решить ее совместно, потому что это очень важно для Турции и России. Совместными усилиями страны могут оказать давление на США и избавить себя от больших проблем.
В финале в споре за «золото» мы обязаны обыгрывать Германию
Российский политолог и востоковед Каринэ Геворкян считает, что конфликт в Африне в ближайшей перспективе никак не повлияет на российские интересы в Сирии. Но в будущем от него может многое зависеть.
«СП»: — Какие силы были переброшены Дамаском в Африн?
— Правительственных войск там не так много, потому что основные боевые действия идут совсем в другом районе — в Восточной Гуте. В основном в Африне прибыли Отряды народного ополчения. Они проасадовские и созданы еще в начале гражданской войны в Сирии. Состоят из девяти разнородных групп — там есть и бедуины, и христиане, и друзы и так далее. Они не являются сирийской армией, они комбатанты из числа сирийских граждан. Вот они и вошли в Африне.
«СП»: — Как себя поведет Турция после их появления в регионе?
— Реакция Турции, как мы видим, нервная. Турки заранее знали, что это произойдет. Потому что переговоры между сирийской стороной и курдами шли довольно долго, а решение о вводе проправительственных сил было принято 16 февраля. А 17 числа турецкая сторона приняла решение о форсирование событий, и в результате этого был захвачен ряд сирийских населенных пунктов. Другой вопрос: каков сам характер этого договора между курдами и Дамаском? Курдские лидеры заявляют о том, что это исключительно военная договоренность, но будем надеяться, что она будет мирной.
«СП»: — На руку ли эти договоренности России или они вредят ее планам в Сирии?
— Тут нельзя однозначно сказать, потому как пока неизвестны намерения сторон. Много слухов, но эти слухи укладываются в общую картину. С курдской стороны произошел слив информации, что российские представители предлагали местным силам передать Африн под контроль Дамаска. Кроме того, было бы странно, если бы на ливанских переговорах (курды и сирийское правительство вели переговоры по поводу совместного присутствия в Африне в Ливане — авт.) Россия не присутствовала. Она, конечно же, была осведомлена, и принимала участие, как и Иран.
Россия ждёт рывка и развития
«СП»: — Курдские источники распространяют информацию, что РФ содействует Турции в Африне. Она дает турецким войска коридор в северной части Алеппо.
— Может быть. Тут дело в том, что курды долгое время игнорировали предложения России. Курды долгое время не хотели договариваться, полагаясь только на американцев. Естественно, российская сторона умыла руки и занялась другими делами в Сирии. После этого в адрес России со стороны курдов посыпались многочисленные обвинения в предательстве и все прочем. В частности Сипан Хемо (глава отрядов народной самообороны — авт.) обвинял Россию. Сразу же в Вашингтон была отправлена большая курдская делегация. Но теперь все по-другому. Курды опомнились и перестали выдвигать подобные претензии. Зато теперь они справедливо могут обвинить в предательстве США, и это касается не только Африна, но Дэйр-эз-Зора.
«СП»: — Так все-таки это выгодно России или нет?
— При всей дружбе с Эрдоганом России невыгодно турецкое присутствие в Африне. Турция не отвернется до конца от США. Все-таки на территории Турции несколько американских баз. Рано или поздно Турция снова будет надежным союзником США и это в перспективе плохо для России. Если не Эрдоган снова пойдет на сближение с США, то кто-нибудь после него. И поэтому России это не нужно. Это будет распад Сирии, а Москва в этом не заинтересована.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.