«Корсар», показаный на параде Победы, хорош, но погоды не делает
Китайские истребители пятого поколения J-20, созданные по стелс-технологии, впервые прошли боевые испытания над морем совместно с многоцелевыми истребителями J-16 и J-10C. Об этом сообщил агентству «Синьхуа» представитель ВВС Национально-освободительной армии Китая Шэнь Цзинькэ.
«Это поможет ВВС еще лучше выполнять свои обязанности по защите суверенитета, безопасности и территориальной целостности Китая», — подчеркнул он.
Истребитель Chengdu J-20 совсем новая машина. Он был принят на вооружение в сентябре прошлого года. К настоящему моменту построены 9 прототипов и 2 предсерийных образца. Благодаря высокой динамике, которой обладает ОПК Китая, сомневаться не приходится, — скоро ВВС будут в должной мере оснащены этим прорывным для авиастроительного комплекса страны самолетом.
Правда, данный прорыв является относительным, потому что этот самолет продолжает традицию «учиться у сильнейших». В нем отчетливо просматриваются некоторые заимствования у российских и американских авиаконструкторов. Это в первую очередь относится к «пламенному мотору», роль которого играет АЛ-31ФН. Он был разработан и произведен в количестве 400 двигателей по ТЗ, выданному Китаем, в НПЦ «Салют» и начал использоваться в истребителе J-10. Дошла очередь и до «самолета-невидимки».
В двигателе была увеличена на 200 кгс сила тяги. Однако этого, видимо, недостаточно для того, чтобы тяжелый истребитель совершал сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме, что является одним из условий принадлежности самолета к пятому поколению. Впрочем, то же самое относится и к американской «пятёрке» F-35. Похожая модификация двигателя, к слову, используется в Су-30 и Су-34. Однако предполагается в перспективе заменить двигатель на АЛ-41.
«Корсар», показаный на параде Победы, хорош, но погоды не делает
Все же остальное у этого истребителя вписывается в требования к пятому поколению. Это и сверхманевренность, и РЛС с АФАР, и современные комплексы навигации, управления оружием, обороны, связи, и мощное ракетное вооружение, полностью перекрывающее все диапазоны по дальности.
Что же касается других заимствований, то называют некоторую конструктивную схожесть с F-22 Raptor и российским миговским проектом МиГ 1.44, который должен был стать ответом американскому «Раптору». Однако это было бы справедливо, если бы китайцы создавали исключительно бипланы и вдруг у них появился истребитель по схеме «утка». Эту схему они использовали и прежде, например, в J-10.
Большую часть характеристик нового самолета Китай держит в секрете. Однако что-то об истребителе известно. Длина — 20,3 м, высота — 4,45 м. Размах крыла — 12,9 м, площадь крыла — 73 кв.м. Масса пустого — 17000 кг, максимальная взлетная масса — 36300 кг, масса топлива — 11000 кг. Тяга двигателя на форсаже — 2×14000 кгс. Максимальная скорость — 2100 км/ч. Дальность — 5500 км, боевой радиус — 2000 км.
Истребитель оснащен ракетами «воздух-воздух» трех типов. PL-10 малой дальности с полуактивной РЛ ГСН развивает скорость 4 М. Дальность пуска — 50 км, масса БЧ — 33 кг.
Новая модификация PL-12 средней дальности также развивает скорость 4 М. Ее дальность увеличена до 90 км.
А ракета большой дальности PL-15 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, серийное производство которой начинает разворачиваться, всерьез напугала США. Ее дальность составляет 300 км на скорости в 4−5М. Утверждается, что ракета оснащена эффективной ГСН и системой управления полетом на всем маршруте. Высокая скорость и динамика маневрирования позволяют сбивать воздушные цели, имеющие скорость 5500 км/ч. У США нет ничего похожего, в связи с чем «дружественные» визиты американской военной авиации на приграничные территории КНР станут смертельно опасными.
На этой неделе американские СМИ затянули заунывную песню и по поводу того, что ВВС НОАК пополнились 14-ю российскими истребителями поколения 4++ Су-35. По первому контракту будет поставлено 24 такие машины, которые совместно с «Черным драконом» (так называется J-20) способны эффективно бить американские истребители пятого поколения. Ситуация для американцев усугубляется еще и тем, что Су-35 начинают оснащаться супер-ракетой PL-15.
Журнал The National Interest принижает возможности китайской ракеты, полагая, что она будет использоваться на дальних дистанциях исключительно против американских «тихоходов» — самолетов-заправщиков, разведчиков. АВАКС. В действительности ее сочетание с мощной РЛС, которой обладает российский истребитель, позволит применять скоростную и высокоманевренную ракету и против всей истребительной авиации США. Кроме, пожалуй, стелс-истребителей, с ними будут разбираться ракеты малой и средней дальности.
Су-35 проигрывает F-22 и F-35 только по малозаметности. Она у него, конечно, снижена до величины ЭПР в 0,7 кв.м. Но при этом мощная РЛС Н035 «Ирбис» нивелирует этот недостаток. Так, «Ирбис» обнаруживает цели с ЭПР, равной 1 кв.м., на расстоянии 300 км. А РЛС AN/APG-77, установленная на F-22, — на расстоянии 225 км, а при режиме перестраивания частоты — на 190 км.
Угол обзора «Ирбиса» — +/- 120 градусов. У AN/APG-77 — +/-60 градусов. То есть «американец» хорошо работает с целями, расположенными прямо по курсу. Есть и еще один плюс — у «Ирбиса» помимо электронного отклонения луча есть и механический поворот антенной матрицы. За счет этого он способен посылать луч точно на цель. AN/APG-77 видит цели, расположенные не по курсу движения, «боковым зрением». Это приводит к уменьшению дальности обнаружения.
Говоря о ракетном вооружении американских истребителей, необходимо подчеркнуть, что оно не в состоянии угрожать удаленным китайским заправщикам и самолетам ДРЛОиУ, поскольку дальность самой мощной американской ракеты AIM-120D не превышает 180 км, а максимальная скорость — 4 М. Разница с PL-15 заключается еще и в том, что на конечном участке дистанции AIM-120D существенно теряет скорость, а прямоточный двигатель «китаянки» продолжает поддерживать 5 М до самого конца. Более того, ракета, потеряв цель, может развернуться и опять включить режим поиска ГСН.
Ситуация в регионе складывается таким образом, что США стремительно теряют свое превосходство в воздухе. Истребительный парк ВВС Китая быстро омолаживается. Еще совсем недавно, в начале столетия, на вооружении стояли в подавляющем большинстве самолеты третьего и даже второго поколения — аналоги советских МиГ-21 и Су-15.
Однако устаревшие машины в больших количествах снимаются с вооружения, им на смену приходят истребители поколений 4, 4+ и 4++. Да, до сих пор пока еще не списано порядка 600 устаревших истребителей, но они уже уступают по численности самолетам четвертого поколения и выше. Причем динамика обновления потрясающая. В 2012 году было 340 современных самолетов, сейчас их уже около 700.
Гиперзвуковые ракеты истребителей МиГ-31К держат под прицелом ВМС Америки
Количество самолетов с наивысшими возможностями — Су-35 и J-20 — пока невелико, их 26. Преобладает многоцелевой всепогодный истребитель собственной китайской разработки четвертого поколения J-10 нескольких модификация. Сейчас их 330 единиц. Есть 205 J-11, которые сначала собирались делать по российской лицензии как аналог Су-27. Но в последующих модификациях устанавливается полностью китайская авионика.
И около 180 современных самолетов приходится на закупленные в России Су-27СК, Су-27УБК, Су-30МК2, Су-30МКК и Су-35.
Также необходимо сказать, что на подходе и еще один истребитель пятого поколения — легкий J-16.
Это очень серьезная сила, с которой США, пытающимся внедрить «правильный миропорядок» на всей планете, приходится считаться. О чем, собственно, и пишет бесхитростно The National Interest: «Таким образом, введение в эксплуатацию Су-35 значительно повышает возможности Китая и увеличивает головные боли американским военным в случае войны».
Хотя в случае войны нужно будет говорить уже не о головной боли, а о чем-то существенно ином.
Новости Китая: Китайский батискаф «Цзяолун» впервые совершит кругосветную экспедицию