На совещании у президента пытались разобраться, почему Россия разучилась строить боевые корабли
Модернизация российских Вооруженных Сил позволила вновь вспомнить слово «конверсия». Но, если раньше высококлассное оружие уничтожали под присмотром американцев ради ослабления страны, то теперь это будет разумное, хозяйское использование отслужившей свое техники в гражданских целях.
Россия вернулась к идее применения межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Тополь» для запуска спутников, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли. По его словам, это связано с постепенным выводом «Тополей» из эксплуатации и их постепенной заменой на более современные комплексы «Ярс».
В настоящий момент РВСН имеют в своем распоряжении не менее 70 ракет «Тополь», представляющих собой мобильный грунтовый комплекс стратегического назначения с трехступенчатой твердотопливной МБР с полезной нагрузкой до 1 тонны. Для использования в качестве легких ракет-носителей они требуют небольшой доработки.
На днях стало известно, что Минобороны РФ сократила число пусков «Тополей», запланированных на 2018−2019 годы с семи до трех. Теперь будут выполняться только единичные запуски ради подготовки личного состава РВСН и подтверждение характеристик ракет, у которых продлен срок эксплуатации. «Тополя» постепенно отживают свой век.
По мнению главного редактора портала MilitaryRussia, Дмитрия Корнева, сокращение использования МБР «Тополь» напрямую связано с разработкой Россией принципиально новых видов вооружений.
На совещании у президента пытались разобраться, почему Россия разучилась строить боевые корабли
— Скорее всего уменьшение количества пусков МБР «Тополь» связано с созданием новых гиперзвуковых боевых блоков «Авангард», о которых, среди прочего, рассказал 1 марта выступая перед Федеральным собранием Владимир Путин. Это конкурент тех блоков, которые разрабатывались для «Тополей».
Член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что коммерческое использование отживших свое ракет уместно в первую очередь с моральной точки зрения.
— Уничтожать ракеты снятые с вооружения способом их распила или взрыва — это противоестественно и демотивирующе. Поэтому такой способ утилизации ракет из-за программ сокращения вооружений или из-за их замены более совершенными средствами как запуск в косомос — правильный.
Вообще, эта идея не нова. Так Россия уже поступала в 1990-е и в 2000-е годы. Например, программа «Днепр» — это такой очень правильный способ утилизации ракет «Воевода», которую американцы верно называют «Сатана». В основе ракеты «Рокот» тоже боевой носитель.
Была также программа космодрома «Свободный», который был на том месте, где сейчас космодром «Восточный». Там использовалась ракета «Старт». Это была по сути боевая ракета. Кроме того, были ракеты «Волна», запускаемые с подводных лодок.
«СП»: — А как с этим обстояли дела у «супостата» — Соединенных Штатов?
— Похожим образом… Там была компания «Орбитал», которая занималась ракетами «Минотавр», «Таурас». Это то же самое, что у нас — они делались из ступеней МБР «Минитмен». Так что это нормальная практика. Ракетоноситель получается практически задаром, его надо лишь за небольшие деньги модернизировать и можно запускать. Экономически это очень выгодно.
«СП»: — Полезная нагрузка «Тополей» — до одной тонны…
— Конечно, все эти ракеты небольшие. Они не могут запускать объекты на геостационарную орбиту — коммерчески самый привлекательный рынок. Но в последние годы появился сегмент рынка с малыми аппаратами, когда аппараты небольшой массы запускаются скопом. На этом рынке переделанные МБР вполне конкурентоспособны, потому что у них очень низкая цена.
«СП»: — Неужели, у них нет недостатков?
— Есть, они известны. Так как эти ракеты боевые, то у них довольно специфические свойства. Например, минометный старт, как у ракеты «Днепр». Это когда ракета выстреливается из шахтной пусковой установки специальными зарядами и только потом запускаются двигатели. Это создает повышенные нагрузки на космические аппараты, которые находятся внутри, и предъявляет к ним определенные требования.
А вот у американских ракет «Таурус» и «Минотавр» пуск был уже не такой. Они запускались с наземного стартового стола. Кроме того, обтекатель у боевых ракет, предназначенных для запуска боевых блоков, как правило небольших размеров. Это тоже создает сложности.
Но в целом это все равно выгодно и с точки зрения экономики, и с точки зрения патриотизма, морали. На создание ракет потрачен колоссальный труд, поэтому не хочется, чтобы их пилили или, тем более, использовали по прямому назначению.
— У нас это называется конверсионными ракетами и это старая практика, когда договорились сокращаемые ракеты использовать для запуска в космос полезной нагрузки, — продолжает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Не то чтобы это слом рынка, но это такая опция. Если у военных есть такие возможности, есть свободные ракеты, то почему бы нет?
Пол Робертс сомневается, что Россия чего-то добилась своим христианским смирением
«СП»: — Получается Минобороны станет конкурентом, например, Роскосмоса?
— Нет, поскольку тут речь идет о ракетах легкого класса, несущих небольшую нагрузку, то они никак не будут конкурировать, скажем, с «Союзами» или «Протонами». Это совершенно другая ниша. В любом случае такая работа всегда определяется специальными постановлениями правительства. Причем, по каждому конкретному запуску. Учитывается секретность и другие моменты.
Военным вряд ли имеет смысл самим вмешиваться в это дело. Нужно будет заиметь фирму типа «Космотранс» (обслуживает железнодорожную инфраструктуру космодрома «Байконур» — авт.), либо создать новую, которая будет заниматься именно коммерцией. Им придется опубликовать подробные данные о ракете, что она может и начинать искать заказчиков.
«СП»: — Речь идет только о тех «Тополях», которые уже построены или производить новые для космических целей тоже имеет смысл?
— Нет, речь только о тех, которые уже построены. Тут выбор между тратой денег на утилизацию МБР и возможностью хоть что-то получить. Иногда получается, но очень немного. На рынке пусковых услуг это очень маленький сегмент.
Новости Китая: Китайские истребители-невидимки нового поколения впервые провели тренировку над морем