Методом проб и ошибок в стране создается высокоточное оружие, которое в США существует уже более десяти лет
В конце минувшей недели Пентагон перекрыл для воздушных полетов и мореплавания значительную территорию мирового океана: к западу от полуострова Флорида в Мексиканском заливе, а также к западу от Анголы в Южной части Атлантики. Это было связано с намеченным в ночь на воскресенье пуском МБР «Трайдент-2» с борта одной из стратегических атомных подводных лодок класса «Огайо».
Данный пуск не значится как плановый, предназначенный либо для подтверждения ТТХ ракет, находящихся в длительной эксплуатации, либо для проведения мероприятий по очередной модернизации ракеты, принятой на вооружение в 1990 году. Поскольку предыдущие плановые стрельбы парой «Трайдентов-2» с интервалом в три часа были произведены в марте лодкой «Огайо», находившейся неподалеку от калифорнийского побережья США.
Так что можно предположить, что сейчас мы наблюдали демонстративную «игру мускулами». И она была связана с залповым запуском российской стратегической подводной лодкой «Дмитрий Донской» проекта 995 «Борей» четырех МБР «Булава». Залп был произведен с промежутком в 1−2 секунды между выходом двух соседних ракет.
На Западе стрельбы ВМФ РФ тоже считают демонстративными, почему-то привязывая их к приближавшемуся тогда открытию чемпионата мира по футболу. Однако эти стрельбы стали, прежде всего, проверкой систем подводной лодки вести залповую стрельбу, чего в России, начиная с конца 80-х годов, ни разу не делалось.
Методом проб и ошибок в стране создается высокоточное оружие, которое в США существует уже более десяти лет
Сложность таких массированных пусков состоит в том, что лодка после пуска каждой ракеты теряет массу, что приводит к изменению глубины ее нахождения. А это в свою очередь в случае ненадежной работы автоматики управления ракетой может сказаться на точности. 22 мая все ракеты, выпущенные из акватории Белого моря, достигли полигона Кура на Камчатке, все боевые блоки поразили свои цели.
В последние три года пентагоновские генералы, постоянно и целенаправленно выбивая в Конгрессе США финансирование, говорят о необходимости «перед лицом агрессивных устремлений России» совершенствовать свой ядерный потенциал. То есть создавать новое стратегическое оружие во всех трех его видах — подводном, воздушном и наземном.
И эти настойчивые речи возымели действие. В прошлом году бюджетное управление Конгресса опубликовало доклад «Прогнозируемые расходы на ядерные силы США с 2017 по 2026 год». В нем фигурирует общая сумма в 400 млрд. долларов. Разумеется, не все эти деньги будут потрачены на новые разработки и строительство перспективного вооружения. Громадные средства расходуются на содержание существующих арсеналов и стратегической техники. При этом в таком же документе, изданном в 2015 году, речь шла о 350 млрд. Прогресс существенный.
Эти деньги уже начинают активно раскручиваться. И прежде всего в морской составляющей ядерной триады. В настоящий момент проектируется стратегическая лодка «Колумбия» четвертого поколения, которая должна заменить лодку «Огайо», поскольку ей скоро стукнет 40 лет. Стоимость разработки оценивается в 12 миллиардов долларов. Строительство каждой их 14-и стратегических субмарин оценивается примерно в 5 миллиардов долларов. Однако если первые лодки начнут закладываться в следующем десятилетии, то есть в период, обозначенный в докладе Конгресса, то в строй ВМС США они начнут поступать уже в 30-е годы. На весь проект «Колумбия» будет потрачено 100 млрд. долларов.
При этом пока не идет речи о замене ракеты «Трайдент-2» на перспективную МБР. ВМС США она устраивает, поскольку лидирует в мире по целому ряду параметров. У нее самое меньшее круговое вероятное отклонение от цели — порядка 100 метров. У нашей «Булавы» — 250 метров. Пока «Трайдент-2» занимает второе место по дальности после российской «Синевы» — 11300 км против 11500 км. По забрасываемому весу паритет с «Синевой» — 2800 кг. Однако «Синева» после замены стратегических подводных лодок третьего поколения — «Дельфин» и «Кальмар» — на лодки четвертого поколения «Борей» будет снята с вооружения. Останется лишь «Булава», у которой меньше и дальность, и забрасываемый вес. Однако, во-первых, за счет модернизации «Булаву» предполагается в обозримом будущем подтянуть по силовым характеристикам до американской ракеты.
А, во-вторых, система управления «Булавой» более совершенна, что крайне важно в ситуации постоянного наращивания возможностей систем противоракетной обороны. МБР, «тупо» летящая по баллистической траектории, через некоторое время станет не самой сложной добычей комплексов ПРО. Что же касается «Булавы», то в ней использованы современные приемы преодоления ПРО. Короткий активный участок траектории, когда ракета легко обнаруживается по работающему двигателю. Настильная траектория, оставляющая противоракетам слишком мало времени для реакции. И, наконец, маневрирование боевых блоков. А также аппаратура радиоэлектронной борьбы. Ничего этого у МБР «Трайдент-2» нет.
А вот количественный перевес в ракетах, расположенных на одной стратегической подводной лодке, будет ликвидирован с приходом в ВМС США лодок «Колумбия». Сейчас лодка «Огайо» располагает 24-я МБР. На каждой российской лодке 16 МБР. На «Колумбии тоже будет 16. Однако сокращение ударной мощи Пентагон предполагает скомпенсировать большей скрытности «Колумбии». В ней предполагается частично использовать технологии многоцелевой (нестратегической) лодки «Вирджиния», которая, как и наш «Борей», принадлежит к четвертому поколению субмарин.
Морская составляющая триады — наиболее сильная у США. Подводные лодки располагают 67% процентами ядерных боеголовок от их общего количества, находящегося на боевом дежурстве. Все остальное приходится на стратегическую авиацию США и наземные ракеты шахтного базирования.
Второе место занимает воздушная составляющая ядерной триады. И тут предполагается проделать большую работу, чтобы, как заявил недавно на слушаниях в Конгрессе заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерал Пол Сельва, стратегическая авиация гарантированно преодолевала систему ПВО России.
Работы ведутся по двум направлениям. Создаются и перспективный бомбардировщик В-21, и крылатая ракета с ядерным зарядом. Бомбардировщики у США есть, но они в основном совсем древние — В-52. Современных — В-2 — совсем мало, всего лишь 19 машин. Нет стратегических ракет, вместо них бомбы В61 (340 кт) и В63 (1,1 Мт).
Тендер на создание бомбардировщика В-21 стоимостью в 80 млрд. долларов выиграла компания Northrop Grumman. О том, что собой будет представлять В-21 и какими обладать характеристиками, практически ничего неизвестно, поскольку работы находятся на самом начальном этапе. Существует лишь уменьшенный макет для показа прессе и потенциальным заказчикам. Внешне это «летающее крыло», имеющее некоторое сходство с В-2. Предполагается, что бомбардировщик будет иметь два режима управления — пилотируемый летчиком и беспилотный.
В Ульяновске планируют возобновить производство самого грузоподъемного самолета в мире — Ан-124
Первые самолеты должны по плану появиться уже в 2025 году. Однако это чрезмерно оптимистичные прогнозы. На создание B-2 Spirit ушло 20 лет. 10 лет от начала разработки до первого полета прототипа, и еще столько же до начала серийного производства. Тем не менее, Пентагон планирует к 2037 году иметь 100 новых бомбардировщиков.
Компания «Локхид Мартин» разрабатывает ядерную крылатую ракету большой дальности LRSO (Long Range Stand-Off) для оснащения ею не только перспективного, но и эксплуатирующихся стратегических бомбардировщиков.
Наземные ядерные силы представляют МБР шахтного базирования «Минитмен-3», которые начали ставиться на боевое дежурство в 1970 году. То есть почти полвека назад. Это самое слабое звено ядерной триады США. Если у ракет и хорошая дальность — 13000 км, то практически полностью отсутствуют механизмы противодействия системам ПРО. У них периодически меняют топливо, заменяют состарившиеся боеголовки, подновляют систему управления. Но эта ракета явно устарела, о чем несколько раз заявил Дональд Трамп, проинформированный референтами.
Пентагон решил их заменить на перспективные. Тендер стоимостью 62 млрд. долларов выиграли Northrop Grumman и Boeing. За миллиард они должны к 2020 году предоставить отчет о том, какие технологии необходимо использовать для создания перспективной МБР. То есть это стоимость НИР. Большие деньги придут на этапе ОКР и последующего серийного производства четырехсот ракет. Стоимость закупок вместе со стоимостью разработки — 62 млрд. долларов. Из них 13 млрд. будет выплачено за создание систем командования и контроля, а также пусковых центров.
Военные технологии: Над крупными российскими городами развернули радиолокационную защиту
Военные новости: ЗРК С-400 защитили Крым от удара условного противника