Для уничтожения сопротивления боевиков в Даръа много сил не потребовалось
«Минск учтёт намерение Польши разместить на своей территории бронетанковую дивизию США», — заявил посол Белоруссии в Москве Игорь Петришенко. Хотя, по его словам, эти планы поляков «не несут непосредственной угрозы Белоруссии, но они повышают уровень военной опасности в регионе».
Ранее Польша предложила США разместить у себя на постоянной основе американскую бронетанковую дивизию, Варшава готова понести для этого расходы в сумме 1,5−2 миллиарда долларов. Предложение было выдвинуто вне рамок НАТО в двустороннем порядке. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в связи с этим заявил, что размещение военной базы США в Польше — суверенное решение Варшавы, но оно повлечет контрдействия с российской стороны. По его словам, приближение инфраструктуры НАТО к границам РФ не способствует стабильности на континенте.
«Любая военная активность у наших границ и увеличение числа войсковых контингентов повышает уровень военной опасности. Безусловно, мы учитываем этот фактор и в национальном военном строительстве, и в военном сотрудничестве в форматах Союзного государства и ОДКБ», — подчеркнул Петришенко.
Он отметил, что предпринимаемые Минском шаги не носят «экстренного характера», а имеют плановый формат и осуществляются в соответствии с концепцией национальной безопасности, военной доктриной страны и договорно-правовой базой сотрудничества с РФ в военной сфере. «Беларусь тщательно анализирует ситуацию, и я думаю, те адекватные меры, которые необходимо принимать, они будут приниматься специалистами», — отметил Петришенко.
Для уничтожения сопротивления боевиков в Даръа много сил не потребовалось
Дипломат добавил, что размещение на своей территории войск третьих стран — «это право суверенного государства». «Если Польша видит, что ее безопасность за счет этого возрастет, то она должна действовать с учетом своих национальных интересов, но в то же время и с учетом принятых международных правовых обязательств. Но если власти нашей западной соседки считают, что армия США существенно поможет ей в этом вопросе, то они самостоятельно несут и ответственность за это решение и перед своими гражданами, и перед мировой общественностью», — заявил посол.
Что за меры, о которых туманно рассуждает белорусский посол, могут быть приняты? Может, имеется в виду создание российской военной базы в Белоруссии? Одно время эта тема активно обсуждалась в прессе.
— Ясно, что заявление Петришенко было согласовано с президентом Белоруссии, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — И сделано оно вовремя. Посмотрим, не является ли это заявление просто дипломатической игрой. Причём, игру эту может вести Белоруссия самостоятельно, в своих личных интересах, а может и совместно с Россией.
Если справедлив второй вариант, то это заявление может отбить желание у НАТО дальше усиливать свою военную группировку у границ Союзного государства России и Белоруссии. Пока решение о вводе бронетанковой дивизии США в Польшу не принято, и вряд ли будет принято. Инициатива исходит из Варшавы, а решение, в конечном итоге должны принимать в Вашингтоне. Не факт, что в НАТО согласятся на это, поскольку военную базу в Польше придётся содержать, по сути, за счёт ЕС. Ведь Польша латает дыры в бюджете за счёт дотаций из бюджета ЕС, а ЕС и НАТО, как мы понимаем, составляют во многом одни и те же страны.
Получается, что Польша собирается строить военную базу для американцев не за свой счёт, как она об этом заявила, а за счёт ЕС. Всё это не очень укладывается в стратегию Евросоюза, особенно на фоне появившихся сообщений, что в Европе всё больше задумываются об усилении собственного военного контингента, автономного от НАТО. И вот в этой ситуации такая дипломатическая контратака со стороны белорусов — дополнительный повод для НАТО и конкретно США задуматься, нужна ли им новая военная база у границ России и Белоруссии. Запад таким образом предупреждён, что все его усилия по стягиванию сил к нашим границам будут, по сути, бесполезными. Поскольку ответными мерами мы всегда можем нивелировать их.
«СП»: — Между тем, Белоруссия в последнее время в качестве союзника России вела себя, скажем так, не совсем последовательно.
— Тут важно понимать, что как раз для стратегии Запада по перетягиванию Белоруссии на свою сторону данная ситуация очень неудобная. Поскольку, если в ответ на усиление группировки НАТО в Польше, Белоруссия даст добро на строительство мощной российской базы на её территории, то она будет чётко и однозначно восприниматься на Западе как союзник России. При этом, естественно, и президент Белоруссии Александр Лукашенко не хочет появления базы НАТО у своих границ, поскольку это делает Белоруссию более уязвимой.
Вообще, линия Лукашенко, надо откровенно сказать, состояла в последние годы в том, чтобы ограничить интеграцию с Россией. В том числе, интеграцию в военно-политической сфере. Он понимает, что подобное сближение сильно ограничит его «самостийность», а этого ему сильно не хочется. Поэтому он и маневрирует между Россией и Западом, пока довольно успешно.
Россия уже давно предлагает разместить на территории Белоруссии военную базу. И в Минске вольны в любой момент дать официальное согласие на наш запрос, но пока предпочитают маневрировать, если не сказать — спекулировать на этой теме. Понятно, что усиление группировки НАТО в первую очередь направлено против российского оборонительного района в Калининградской области. Хотя я лично считаю, и не раз говорил об этом, что большой опасности войска НАТО у наших западных границ для нас не представляют. Наш военный потенциал в этих регионах выше, чем у альянса, или мы всегда можем его нарастить. Зато сами натовцы таким образом распыляют силы. То есть снижаются их возможности для вероятных военных действий в Сирии, в Африке, в Южно-китайском море
«СП»: — Может быть, данное заявление белорусского посла говорит о том, что Россия перешла в отношениях с Белоруссией к прагматическому подходу: за экономическую помощь от Минска требуют геополитической поддержки?
— Я пока не вижу признаков этого. Обычно американцы проводят такую политику: давление на сателлитов, чтобы получить свои выгоды. Россия же пытается договариваться на основе взаимных интересов. Это касается как Белоруссии, так и Армении, и Таджикистана. Я думаю, в нашей ситуации это правильно. В конце концов, мы размещаем базы для защиты своих союзников, попутно решая собственные геополитические задачи. Я думаю, это правильно. Союзники сами должны быть заинтересованы в нашем военном присутствии. Наша задача состоит в том, чтобы подвести Лукашенко к пониманию необходимости размещения российской военной базы на территории Белоруссии. Пока что, кстати, большой необходимости в ней и нет. Но если НАТО в самом деле будет концентрировать войска в этом регионе, то такая необходимость появится.
Дороги полуострова заполонили машины с желто-голубыми номерами
— Я хочу напомнить, что уже более 20 военных объектов НАТО находится на территории Польши, — говорит военный эксперт Алексей Леонков. — Скоро на очередном саммите НАТО будет решаться вопрос, удовлетворить ли просьбу Польши, идти ли на создание новой военной базы на территории этой страны? Я уверен, если поляки добьются размещения бронетанковой дивизии НАТО на своей территории, то и Белоруссия даст добро на строительство российской базы, поскольку баланс сил в регионе нарушится. До сих пор на повестке дня стоял вопрос о создании укрупнённой крупной авиационной базы, чтобы наши истребители в случае начала военных действий могли более эффективно поддерживать наземную группировку армий России и Белоруссии. Я не исключаю, что при усилении войск НАТО в Польше решено будет делать комплексную базу, помимо авиации, включающую комплексы ПВО и другие вооружения.
НАТО на Востоке: В НАТО рассказали, почему не смогут защитить Прибалтику и Польшу от России
Международное положение: Песков озвучил позицию Кремля по вступлению Македонии в НАТО