Только в России почти 10 лет серийно выпускали стратегическое оружие, не принятое на вооружение
«Военно-промышленный курьер» назвал шесть типов российского вооружения, тактико-технические характеристики которого превосходят лучшие зарубежные аналоги. Их еженедельнику перечислил Юрий Борисов — вице-премьер, курирующий оборонно-промышленный комплекс. Все эти прорывные виды вооружения войска получат в 2018—2027 годах. Но вот, интересно, в каких количествах?
Список возглавила сверхтяжелая межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования «Сармат», созданная в Государственном ракетном центре им. Макеева. Для этой ракеты не существует такого понятия как «дальность стрельбы». «Сармат» за счет рекордной мощности двигателей способен осуществлять орбитальную атаку. То есть, выйдя в космос, ракета способна достигать цели на территории «вероятного противника» с любого направления — не только через Северный полюс, но и через Южный, а также с других направлений. Тем самым достигается эффект подхода к точке нанесения удара, минуя зоны противоракетной обороны противника.
Мощные двигатели позволили сократить по сравнению с МБР «Воевода» активный участок траектории, то есть период, когда работают маршевые двигатели. А он наиболее уязвим с точки зрения перехвата.
Рекордна и забрасываемая ракетой полезная нагрузка — 10 тонн. У американской ракеты шахтного базирования «Минитмен-3» — 1,15 тонны. К полезной нагрузке относятся не только боевые блоки, но и тяжелые ложные цели, выбрасываемые ракетой для дезориентации радаров комплексов ПРО. Значительный вклад в неуязвимость «Сармата» делает и аппаратура радиоэлектронной борьбы.
И, наконец, «Сармат» оснащен боеголовками «Авангард», которые активно маневрируют в атмосфере на гиперзвуковых скоростях порядка 20 М. То есть бороться с комплексом «Сармат» не способны ни существующие, ни перспективные комплексы ПРО. В этом смысле Штатам абсолютно бессмысленно производить ЗРК THAAD в связи с его бесполезностью.
Только в России почти 10 лет серийно выпускали стратегическое оружие, не принятое на вооружение
Многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57, который Борисов почему-то по старинке называет ПАК ФА, хоть самолет уже принят на вооружение. Главное его достоинство в сравнении с конкурентами по поколению — F-22 и F-35 — самолет способен с одинаковой эффективностью и участвовать в воздушных боях, и наносить очень чувствительные удары по наземным, надводным и подводным целям. F-22 хорош в качестве самолета, предназначенного для завоевания господства в воздухе. Но ударные возможности у него очень ограниченные. F-35 является легким истребителем-бомбардировщиком, к нему вообще у самих американцев много вопросов.
Все достоинства Су-57 не раскрываются. Но известно, что он самый маневренный и скоростной самолет с уникальными «органами чувств» — несколько РЛС обеспечивают пилоту круговой обзор воздушной и наземной обстановки. А особенности двух радаров способны свести на нет малозаметность американских стелс-истребителей при встрече с ними в небе на значительном удалении.
Танк Т-14 на платформе «Армата». Единственный в мире танк, относящийся четвертому поколению. Главные отличия Т-14 от существующих в мире танков — необитаемая орудийная башня, активная защита «Афганит», которая уничтожает даже приближающиеся к танку снаряды, наличие РЛС с активной фазированной антенной решеткой, уникальная маскировка, делающая танк незаметным как для радаров, так и для инфракрасных датчиков, уничтожение мин на безопасном расстоянии.
Лобовая броня, уникальная по подбору композиционных материалов и имеющая эффективную динамическую защиту, выдерживает прямое попадание любых существующих боеприпасов. Живучесть у танка и у экипажа превосходит все существующие аналоги. Экипаж внутри танка размещен в бронекапсуле, управление всеми процессами происходит дистанционно при помощи клавиатуры, джойстика и дисплеев.
На первых серийных машинах установлена гладкоствольная пушка калибра 125 мм. В дальнейшем предусмотрено использование орудия калибра 152 мм, такой огневой мощи в танкостроении еще не было.
Зенитно-ракетная система С-500 «Прометей». В настоящий момент ни в России, ни в США, ни в других странах НАТО, а также в Китае нет зенитного комплекса средней или большой дальности, который был бы способен перехватывать все типы воздушных целей. Комплекс THAAD предназначен исключительно для заатмосферного перехвата баллистических ракет, но самолеты и крылатые ракеты свободно летают в зоне его ответственности. С-400 сбивает любые аэродинамические цели, но менее уверенно работает с баллистическими. Ну, а американский комплекс Patriot одинаково плохо справляется и с теми, и с другими целями, что подтверждает статистика его боевых стрельб.
С-500 перекрывает весь диапазон воздушных целей — от беспилотников до баллистических ракет средней и даже большой дальности. Насчет аэродинамических целей все понятно, тут ничего не надо доказывать, поскольку система позаимствовала и развила взятые от С-400 возможности. Дальность перехвата самолетов и крылатых ракет возросла до 600 км, это абсолютный рекорд для данного вида вооружения.
Ну, а в борьбе с РСД и МБР С-500 существенно превзошла THAAD. При примерно той же самой высоте перехвата в ближнем космосе ракеты С-500 имеют скорость в три с половиной раза большую, чем у американского комплекса.
Мобильный ударный противоспутниковый комплекс «Нудоль». Именно это название растиражировали все российские СМИ, хоть это явная ошибка расшифровки диктофонной записи. А-235 «Нудоль» — это перспективный комплекс противоракетной обороны Москвы и Центрального промышленного региона, который должен сменить на боевом дежурстве комплекс А-135 «Амур». И высота перехвата его ракеты не превышает 50 км. А то, что имел в виду Борисов, называется «Рудольфом».
О «Рудольфе» мало что известно. Предполагается, что в нем используется самая высотная ракета системы С-500 — 77Н6-Н1, «достреливающая» до отметки 200 км. Либо снятая с вооружения в 2006 году, но восстанавливаемая в производстве ракета комплекса А-135 «Амур» — ее высота перехвата оценивается на уровне 600 км.
Наземный мобильный комплекс радиоэлектронного подавления спутниковой связи «Тирада-2С». Российские системы РЭБ являются одной из наиболее бурно развивающихся областей военной техники. И в то же время информационно закрытой. Известно, что российские комплексы РЭБ существенно опережают американские образцы, о чем неоднократно высказывались высокопоставленные американские военные.
Так, комплекс «Красуха-4», размещенный в Сирии делает американскую технику, расположенную ближе трехсот километров, абсолютно «слепой» и беспомощной. Как это работает, мы не знаем. Но известно, что работает прекрасно. То же самое можно сказать и о комплексе «Тирада-2С», который, в отличие от четырех первых позиций рейтинга Борисова, держится в информационной тени.
Список можно продолжить. В нем явно не хватает гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон», торпеды «Физик», самоходной гаубицы «Коалиция-СВ», стратегического бомбардировщика Ту-160М2, и сверхдальней ракеты «воздух-воздух» КС-172, и противокорабельной ракеты Х-32 воздушного базирования… Прекрасного оружия у нас создается немало. Однако в последнее время судьба завершенных разработок стала складываться печально. Как заявляет член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков, «у нас ракетное вооружение великолепное, но его мало в войсках. У американцев оружие хуже нашего, но его много в войсках».
Министерство обороны тормозит истребитель пятого поколения на взлете
Абсолютно то же самое относится и к другим видам вооружения. В нынешнем гособоронзаказе предусмотрена закупка для ВКС лишь 12 истребителей Су-57. Танк Т-14 также уже готов. И, казалось бы, он должен сотнями поступать в бронетанковые войска. Вначале так и предполагалось — закупить 2300 машин до 2020 года. Однако эту цифру урезали до совершенно непристойного уровня в 100 единиц. Этого достаточно разве что для парадов и участия в международных выставках.
Разумеется, в этом нет злой воли Министерства обороны. Как это было при прежнем министре, который стремился закупать в основном иностранную технику. Сейчас причина иная — сокращение средств на военные закупки, что непосредственно зависит от экономического кризиса. Но, несомненно, какие-то возможности для финансового маневра наверняка имеются. Другое дело, что на уровне принятия государственых решений финансисты сегодня намного сильнее военных. Битву за конвейер люди в погонах проигрывают «эффективным штатским менеджерам».
Сейчас мы вкладываем сотни миллионов в модернизацию устаревших образцов. Это тоже нужно — все армии мира совершенствуют свои вооружения, но необходим баланс между выпуском новой техники, превосходящей по своим характеристикам конкурентов, и производством оружия вчерашнего дня. Иначе и комплексов С-500, и танков «Армата», и истребителей пятого поколения Су-57 у нас еще долго будет хватать только для парадов.
Военные новости: Стало известно число беспилотников, задействованных российской армией
Новости ВПК: США испытали новую ядерную бомбу