Кремль поможет Пентагону громить Россию в космосе

Американские военные получат еще шесть РД-180

  
8380
На фото: двигатели "РД-180" (слева)
На фото: двигатели «РД-180» (слева) (Фото: Борис Кавашкин/ТАСС)
Материал комментируют:

НПО «Энергомаш» подписало новый контракт с американским консорциумом United Launch Alliance (ULA). По нему в 2020 году планируется поставить в США еще шесть жидкостных ракетных двигателей РД-180. Об этом 31 июля заявил гендиректор НПО Игорь Арбузов.

«По РД-180 у нас был заключен контракт на поставку двигателей до 2019 года. Недавно ситуация изменилась, мы подписали контракт уже на 2020 год, в рамках которого поставим нашим партнерам еще шесть двигателей», — рассказал Арбузов в интервью «РИА Новости». Сумму сделки он раскрывать не стал. Есть версия, что американская сторона поставила условием неразглашение финансовой стороны контракта. Впрочем, ориентировочные цифры представить можно: первый российско-американский контракт стоимостью почти $ 1 млрд. был подписан в 1997 году и предусматривал поставку 101 двигателя РД-180.

Напомним: российские двигатели Пентагон устанавливает на первую ступень ракеты-носителя Atlas 5. Причем, Конгресс США регулярно критиковал американских военных за использование российских двигателей. По мнению законодателей, это идет вразрез с вопросами национальной безопасности США. Дошло даже до запрета на использование РД-180 после 2019 года. Однако военное ведомство добилось отмены ограничений, поскольку свои двигатели в ближайшее время США создать не удастся.

Сразу после этого консорциум ULA по просьбе американских военных заказал у «Энергомаша» сразу 20 дополнительных РД-180. А теперь — еще шесть.

Читайте также

Казалось бы, за отечественных ракетостроителей можно только порадоваться. Американские двигатели, по оценке российских специалистов, смогут вытеснить российские в лучшем случае после 2025 года.

Как заявил Игорь Арбузов, NASA и ВВС США сертифицировали РД-180, используемые на первой ступени ракет Atlas 5, для полетов американских астронавтов в космос. Он также отметил, что в 2017 году американские специалисты провели на «Энергомаше» «аудит соответствия технологических процессов и системы менеджмента качества американским требованиям». «Выдано заключение, что наша система обеспечивает выполнение требований для проведения пилотируемых миссий», — рассказал Арбузов.

Словом, NASA и ВВС США без РД-180 как без рук.

Но надо понимать: русские двигатели нужны американцам, чтобы обеспечивать бесперебойную работу военной космической группировки США. Это, прежде всего, спутники системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), плюс спутники глобальной навигации. Известно, например, что для навигации необходимо как минимум 24 рабочих спутника. Если 3−4 выйдут из строя, система навигации США в значительной степени перестанет быть работоспособной и глобальной. По мнению военных экспертов, американский STRATCOM (объединяет стратегические ядерные силы, соединения ПРО и космические войска — в общей сложности 184 тыс. военнослужащих), командования на театрах военных действий, стратегическая авиация США зависят от работоспособности спутников не просто сильно, а критически.

И возникает вопрос: зачем мы снова играем на руку потенциальному противнику? Вашингтон причисляет нас к странам-изгоям и затягивает санкционную удавку. А мы в ответ делаем все, чтобы американским военным было комфортнее наносить удары по Сирии и следить за российской территорией.

По данным СМИ, Совбез РФ и Минобороны РФ выступали категорически против заключения новых соглашений с американцами. Но победил коммерческий подход: заказ позволит дозагрузить мощности НПО, а средства от него ускорят налаживание серийного производства РД-171МВ (для сверхтяжелой «Энергии-5») и РД-191 (устанавливаются на носителях «Ангара»).

— В России коммерческий подход при принятии решений возобладал в 1990-е, и сохраняется до сих пор, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — «Энергомашу» однозначно выгодны контракты с американцами — они позволяют зарабатывать деньги. Значительная часть этих денег, скорее всего, идет на зарплаты руководству НПО и выплаты держателям акций корпорации. Вот они и лоббируют продолжение поставок.

Замечу, в условиях, когда США намерены создавать космический эшелон ПРО, российские двигатели им нужны позарез. Я не хочу сказать, что в Америке нет своих двигателей и ракет. У них есть, например, Titan IV — семейство американских ракет-носителей, включающее в себя ракеты Titan IVA и Titan IVB. Эти ракеты считались самыми большими из тех, что использовали ВВС США. Они, надо думать, могут выводить на орбиту и грузы, которые сейчас выводят ракеты Atlas V. Просто пуск Titan IV обходится значительно дороже.

Другими словами, США выгодно закупать у нас ракетные двигатели, прежде всего, из соображений стоимости.

«СП»: — Чего мы добьемся, прекратив поставки РД-180?

— Военную машину США мы, конечно, не остановим. Но мы создадим американским военным финансовые проблемы. А поскольку президент США Дональд Трамп пытается экономить, он окажется в сложной ситуации. Ему придется либо увеличить финансирование в сфере космических вооружений, либо притормаживать военные программы в космосе.

«СП»: — НПО «Энергомаш» делает упор на то, что деньги нужны на новые разработки. Это убедительный довод?

— На мой взгляд, это — отговорки. Просто российское руководство в вопросе о поставках РД-180 демонстрирует отсутствие политической воли.

В США, уверен, есть десятки компаний, которые бы хотели работать на российском рынке и получать приличные прибыли. Но американское государство вводит против России санкции — и никто из бизнесменов пикнуть не смеет, если речь идет об интересах национальной безопасности.

У нас же, к сожалению, сложилась политическая система, при которой вопросы безопасности находятся на втором месте, а на первом — вопросы прибыли. А ведь итогом такого подхода может стать развал страны.

Возможно, российские держатели акций надеются: если Россия рухнет, им удастся куда-нибудь переметнуться со своими семьями, и доживать свой век. Но им, я считаю, надо показать, что в основе госполитики должны лежать интересы большинства народа, а не кучки людей, которые обогащаются за счет контрактов с Западом.

Нам, я считаю, надо прекращать поставки РД-180. Но я не уверен, что это получится при нынешней государственной идеологии.

— Решение о поставках РД-180 имеет политические плюсы, — отмечает военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин. — Оно позволяет показать, что сами американцы не в состоянии сделать такие двигатели, хотя и пыжатся. Кроме того, химкинскому НПО надо работать: развивать производство, вкладывать средства в разработку новых двигателей. А заказ США — это огромные деньги, на которые можно решить массу вопросов.

Напомню, контракт на разработку РД-180 был подписан между НПО «Энергомаш» и американской компанией «Локхид-Мартин» в 1996 году. В основу двигателя легли советские разработки по РД-171 для «Энергии"-"Буран». При этом РД-180, в отличие от РД-171 — двухкамерный.

При этом в США эти двигатели специально адаптируют для установки на тяжелые ракеты-носители «Атлас-5» на совместном российско-американском предприятии «РД-Амрос». Так делается, поскольку законы США не позволяют использовать чужие двигатели в космической промышленности. Так что де-юре двигатель РД-180 вовсе не российский, а российско-американский.

Читайте также

Впрочем, это не означает, что США могут запросто найти замену РД-180.

«СП»: — То есть, Минобороны РФ и Совбез РФ не правы, когда требуют прекратить поставки?

— Против поставок РД-180 высказываются многие, но Россия эти двигатели все равно продает. Потому что иначе НПО «Энергомаш», что называется, ляжет. А нам этот завод нужен гораздо больше, чем американцам.

«СП»: — Если мы свернем поставки, это сильно ударит по Америке?

— Думаю, ущерб военно-космической группировке США мы нанесем сравнительно небольшой. Да, развитие в сфере военного космоса замедлится, Пентагон будет поставлен в затруднительное положение.

Но в итоге, я считаю, США без нас обойдутся. Как и мы сейчас обходимся без украинских двигателей.

Новости военных технологий: СМИ рассказали, каким будет американский истребитель F-15X

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Павел Салин
Павел Салин

Поскольку следующие десять лет будут более сложными и турбулентными, чем предыдущие, я желаю коллективу издания, всегда держаться на плаву. И конвертировать любой новый вызов в новые возможности!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня