Киев в собственной конституции обнаружил статьи, «продиктованные Кремлем»
Украина может обратиться в Совет Безопасности ООН или в НАТО с просьбой начать конвоирование ее гражданских судов в Азовском море. Об этом заявил в эфире телеканала «112 Украина» заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука.
«Теоретически можно рассматривать две версии. Первая — обращение в Совет Безопасности ООН с просьбой о морском конвое Организации Объединенных Наций. Вторая версия, которая, с моей точки зрения, менее вероятная, — применение сил НАТО для сопровождения в Азовском море», — отметил он. При этом чиновник признал, что сам бы не стал рассчитывать на помощь вооруженных сил НАТО Киеву.
Напомним, что ситуация в Азовском море обострилась в марте, после задержания украинскими пограничниками российского рыболовецкого сейнера «Норд», членов экипажа которого украинские власти пытались заставить отречься от российского гражданства и признать себя гражданами Украины. В итоге девяти членам экипажа назначены денежные штрафы, а капитану грозит тюремное заключение сроком до пяти лет.
Все члены экипажа, кроме двоих, которым удалось сбежать через Белоруссию, до сих пор удерживаются на территории Украины.
Киев в собственной конституции обнаружил статьи, «продиктованные Кремлем»
В ответ на недружественные действия Киева командование Черноморского флота заявило, что готово обеспечить безопасность судоходства в северо-восточной части Черного и в Азовском морях. После этого появилась информация, что пограничный досмотр украинских судов, следующих в украинские порты на азовском побережье и обратно, стал проводиться более тщательно. При этом, как подчеркнули в крымском погрануправлении ФСБ, проверки проходят в соответствии с международным морским правом.
В Киеве утверждают, что в результате этих действий суда стали реже заходить в Мариуполь и Бердянск, а украинские судовладельцы терпят многомиллионные убытки. Сообщается, что порт Бердянск сократил свою прибыль в два раза.
При этом в Киеве пытаются создать картину того, что Россия уже едва ли не воюет с Украиной в акватории Азовского моря. Или, как минимум, собирается воевать. «Российские пограничники задерживают и досматривают суда уже прямо в акватории Мариупольского и Бердянского портов, всего в нескольких километрах от линии украинского берега», — утверждает в интервью изданию «Апостроф» председатель наблюдательного совета фонда «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко.
«Россия превращает Азовское море во внутреннее море без возможности выхода из него», — заявляет эфире телеканала «112» экс-министр обороны Украины Александр Кузьмук.
«Россия, ужесточившая после захвата Киевом крымского сейнера „Норд“ досмотр судов, идущих в украинские порты на Азовском море, в качестве следующего шага может предпринять высадку десанта для создания сухопутного коридора в Крым». — говорится в сюжете украинского телеканала Zik.
На этом фоне раздаются угрозы и призывы решить проблему военным путем. Вышеупомянутый Тука утверждал, что Украина рассматривает вариант силового разблокирования судоходства в Азовском море. А глава СНБО Александр Турчинов анонсировал создание в Азовском море некой «корабельно-катерной группировки» для противостояния российским пограничникам.
При этом на Украине признают бесперспективность попыток прямого силового противостояния. «Если говорить о каком-то ответе в силовом формате, то, конечно, тут Государственной пограничной службы недостаточно, у нас ограничены наши ресурсы и даже ресурсы нашей морской охраны. Не будем делать тайну — наши катера, которые предназначены больше для патрулирования, и морально устарели, и уступают по своей мощи и возможностям морской охране Пограничной службы Российской Федерации», — заявил в эфире телеканала «UA: Перший» пресс-секретарь Государственной пограничной службы Украины полковник Олег Слободян.
Вот на таком печальном для него фоне Киев и решил апеллировать к ООН и НАТО. Однако тут есть ряд существенных препятствий, делающих предложение Туки совершенно нереализуемым.
Во-первых, практики сопровождения гражданских судов силами ООН в мире просто не существует. Даже для борьбы с сомалийскими пиратами применялись конвои только отдельных государств.
Во-вторых, Россия ничего не нарушает в Азовском море, что признает и сам Тука: досматривая суда в Азовском море Россия не нарушает, а «злоупотребляет правом», — заявил он в интервью «Апострофу».
Во-третьих, судоходство в Азовском море регулируется не международным морским правом, а законами России и Украины, поскольку является внутренним для этих стран.
В-четвертых, непреодолимым препятствием становится конвенция Монтре, которая запрещает пребывание в Черном кораблям нечерноморских стран на срок более 21 суток. Не по воздуху же перебрасывать иностранные военные корабли в Азовское море?
Стоит полагать, что вряд ли Тука не понимает таких очевидных вещей. Тогда на что рассчитано громкое заявление?
— Азовское море находится под контролем российского ВМФ, — напоминает политолог, глава экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов. — Чтобы туда попасть флоту НАТО, ему нужно пройти под Крымским мостом. Даже в прогулочных целях военному флоту это проблематично. Не говоря уже о патрулировании, к чему призывают в Киеве. Флот НАТО не может пройти дальше Одессы и румынских вод вглубь Чёрного моря. Куда им до Азова?
Просто в Киеве воздух сотрясают.
«СП»: — Может, украинским должностным лицам стоит просто перестать задерживать наши суда и грозить Крымскому мосту?
— Украина действует в провокационной тактике: сначала захватывает российские суда, потом, когда мы принимаем меры, взывает к НАТО. Это нормально для этого государства сегодня. Но утомляет даже украинских союзников. От Украины все устали.
«СП»: — Если бы Украина всерьез решилась обратиться в ООН или НАТО с таким предложением, что бы им ответили?
— На Украине прекрасно понимают всю бесперспективность затеи. Тем более — зачем идти в ООН, если НАТО не раз показывало, что мнение международного сообщества можно не учитывать? Но обращение в ООН — это такой демонстрационный ход.
«СП»: — А бывало, чтобы конвоирование на море осуществляла международная организация?
—Суть основных миссий ООН по соблюдению мира — контроль линий разграничения сухопутными войсками. Флот используется лишь для доставки частей сухопутных войск, как это было, например, на Кипре. Даже для борьбы с пиратами использовались миротворческие силы ЕС, а не ООН.
Лично я не припомню, чтобы флот в рамках миссии ООН нес какую-либо конвойную службу.
«СП»: — А если брать НАТО, чисто теоретически — кто мог бы предоставить свои корабли для таких конвоев?
— Никто. Никакого конвоя НАТО не будет в Азовском море. Это шаг к прямым военным столкновениям. Из-за глупой киевской власти НАТО на такой риск не пойдёт.
— Когда слушаешь очередной «спич» украинских политиков, почему-то на память приходит фраза из «Семнадцати мгновений весны»: «Они большие выдумщики, потому что у них нет практической работы», — иронизирует журналист из Приазовья Сергей Шведко. — Действительно, в «незалежной» столько реальных проблем, что сотрясать воздух размышлениями о чуть ли не межгалактических военных конвоях — это, мягко говоря, неэффективное времяпрепровождение.
Но нужно понимать, что все сказанное киевскими политиками, в первую очередь, адресовано внутренней аудитории. Простым гражданам нужно объяснить, почему «перемога» с захватом крымского судна «Норд» внезапно превратилась в очередную «зраду»? Когда Россия с тщательностью часовых дел мастера досматривает суда, отправляющиеся в украинские азовские порты.
«СП»: — Мы ведь там ничего не нарушаем, что признают даже в Киеве. А что бы на такое предложение ответили в ООН?
— Особо раздражает новое руководство Украины тот факт, что Россия на досмотры имеет полное право согласно договору о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. И обойти этот документ на сегодня невозможно. Поэтому никакая апелляция к ООН, НАТО или даже к ФИФА не поможет. Никакая международная организация в это дело не полезет.
«СП»: — А как насчет НАТО? Ухватились бы они за это предложение?
— Возможно, на Западе нашли бы какую-нибудь возможность обойти российско-украинский договор 2003 года, но сделать это — боязно. Вторгнуться в территориальные воды России боевыми кораблями — это настоящий «казус белли». А кому нужна Третья мировая?
Загадка для Пентагона: зачем русские ставят «растяжки» с лесками, смазанными моторным маслом?
«СП»: — Судоходство в Азовском море регулируется не международным морским правом, а законами России и Украины, поскольку является внутренним для этих стран. Есть ли способ это обойти?
— Это сделать сложновато даже технически. Во-первых, есть позиция Турции, которая для своей же безопасности выступает хранителем конвенции Монтре. Во-вторых, чтобы попасть в Азовское море, нужно прежде пройти под Крымским мостом. А в-третьих — глубина самого маленького моря максимум 14 метров, поэтому использовать большие военные корабли здесь невозможно. А маленькие — страшно.
К тому же послевоенная практика использования военных конвоев не так велика. И направлена исключительно на защиту жизненных интересов стран-организаторов.
С начала 80-х годов известны только три случая использования морских конвоев: во время Фолклендской войны, в Персидском заливе во время очередного осложнения отношений США с Ираном, а также во время второй Иракской войны 2003 года. И ключевое слово здесь — «защита жизненных интересов». А уж Украина, несмотря на огромное самомнение своей элиты, на сегодня в повестке дня мировой политики где-то в сторонке.
Так что к мечтам Туки и иже с ним стоит относиться как к очередному проявлению информационного «зазеркалья». Из этой серии стоит вспомнить, как бывший министр обороны Украины генерал Гелетей обвинял Россию в использовании атомного оружия при штурме Луганского аэропорта.
Впрочем, у таких «вбросов» есть своя логика: они играют большую роль в цементации русофобии в стране, без чего нынешний режим просто обречен.