Что пишут за рубежом об инциденте со сбитым Ил-20
Инцидент со сбитым российским самолетом Ил-20 у побережья Сирии породил множество вопросов. Один из них — что Россия предпримет для предотвращения подобных ситуаций в будущем. На самом деле, вариантов, как полагают эксперты, не так много.
В самом Израиле большинство СМИ в первые часы после трагедии писали о том, что российские военные, скорее всего, постараются оградить сирийское небо от самолетов ЦАХАЛа. Правда, никто толком не пытался объяснить, как это будет происходить. То ли Россия откажется от действующего уже почти три года договора о взаимодействии с израильскими ВВС, то ли проблему будут решать посредством сирийцев. По поводу последнего в Тель-Авиве опасались не на шутку, ибо этот сценарий предусматривает поставки С-300 для Сирийской арабской армии.
Этот план ранее уже обсуждался, и руководство РФ даже успело анонсировать передачу на безвозмездной основе этих зенитно-ракетных комплексов. Но в дело вмешался Израиль и, мотивируя тем, что для него эта сделка представляет большую опасность, пообещал сделать все, чтобы развертывание С-300, даже если они будут доставлены в арабскую республику, не состоялось. И этих угроз хватило для того, чтобы Москва от затеи отказалась. Теперь же все поменялось, ведь из-за активности ЦАХАЛ пострадали не сирийские объекты, а наш самолет.
Что пишут за рубежом об инциденте со сбитым Ил-20
Что ж, опасения Израиля не напрасны, однако пока с прогнозами они промахнулись. Россия действительно намеревается ограничить свободу действий израильских самолетов в сирийской и околосирийском небе, только иначе — закрыв все прибрежное пространство Сирии, а также создав временную бесполетную зону вокруг почти всего Кипра. Во всяком случае, кипрские и израильские СМИ пишут именно об этом. Отмечается, что это временная мера, но как у киприотов, так и у израильтян есть опасения по поводу продолжительности этих мер.
Довольно необычный сценарий развития событий. Очевидно, что такими шагами Россия реагирует на действия Израиля и пытается ограничить его возможности по нанесению ударов в Сирии, но это — не исчерпывающие меры. Южная Сирия по-прежнему остается слабозащищенной: ЦАХАЛ совершенно не нужно море, чтоб ее атаковать. К слову, большое множество иранских объектов находится именно там. Но это отдельная тема, в данном же случае интересно, насколько оправдана такая мера и способна ли Россия закрыть столь большой участок воздушного пространства.
Российский военный эксперт Алексей Леонков полагает, что у нас достаточно ресурсов для того, чтобы контролировать все воздушное пространство, как у побережья Сирии, так и вдоль границы Кипра.
— Это, конечно, остается на усмотрение российского руководства, и оно будет решать целесообразность таких действий, но при необходимости добиться этого будет возможно. Во-первых, практичнее закрывать обозначенную зону все-таки с суши, с побережья. Для этого предназначены такие зенитно-ракетные комплексы как С-400. Они у нас в Сирии есть. Плюсы базирующихся на суше систем в том, что они не нуждаются в постоянном возвращении на берег за снарядами. Их обеспечение и обслуживание намного удобнее. К тому же у них очень большой радиус действия. Фактически они могут поражать цели на расстоянии почти в полтысячи километров.
По поводу корабельных систем, то таковые тоже имеются. Например, некоторые наши суда оснащены системами Тор-М2КМ, кстати, его сухопутная версия Тор-М2 также присутствует в САР. Эти комплексы работают на значительно более коротких дистанциях и относятся к системам средней дальности. Они могут поражать цели на расстоянии до 40 километров, но их важное преимущество в том, что они могут поражать ракеты и любые другие цели, которые движутся над самой поверхностью воды, то есть им по плечу практически любая высота. Разумеется, при содействии радаров и систем РЭБ этого будет практически достаточно для обозначенных целей.
Но если создание бесполетной зоны планируется надолго, то встанет вопрос о переброске дополнительной техники в Сирию, потому как наши военные прибыли туда выполнять несколько иные задачи, и, разумеется, много ресурсов задействовано для ведения боевых действий против террористов.
Другой российский военный эксперт, попросивший не называть его фамилию, придерживается несколько иного мнения. На его взгляд, у РФ сейчас в Сирии недостаточно ресурсов для реализации такого масштабного плана.
— Из дальних ракетных систем у нас там есть комплексы С-400 на базе Хмеймим. Они способных распознать цель на расстоянии 450 километров, следовательно, сбить они ее могут где-то на расстоянии 350−400 километров. Есть еще комплекс С-300В4. По поводу кораблей. Там сейчас «Маршал Устинов», ракетный крейсер. На нем стоит военно-морской вариант системы С-300. Она тоже весьма надежна, и совершенно не устарела, хотя многие считают, что это — техника вчерашнего дня. Может, это и так, но она тоже способна поразить цели на расстоянии в несколько сотен километров. Еще у нас там есть малые ракетные корабли, но об это даже и говорить не стоит, потому что на них установлены комплексы малой дальности, а это для такой задачи не годится.
В общем, получается, что есть С-400 на базе Хмеймим, ну еще «Панцири», но это ближнего действия вооружение, и С-300В4 и С-300 на «Маршале Устинове». За «Торы» я не говорю, это немного другое, они больше предназначены для охраны конкретных стационарных объектов, да и радиус действия даже у самых последних модификаций не превышает 40−50 километров. Это хорошая техника, но на данный момент у нас в Сирии ее недостаточно — для создания бесполетной зоны должна быть соответствующая плотность. У нас всего лишь дивизион С-400. Это четыре, максимум шесть пусковых установок, ну еще и «Панцири», которые с ними сочетаются. А С-300 стоят только на «Маршале Устинове». Это очень мало, во всяком случае, для того, чтобы осуществлять устойчивый контроль обширной территории.
Почему у Москвы нет возможности наказать виновных в гибели 15 наших офицеров
Кроме того, я уверен, что никто эту бесполетную зону создавать не будет. Во-первых, это технически сложно, пускай и возможно, но политически это — необоснованный шаг. Я думаю, они могут принять решение работать по носителям. Вдобавок, одно дело сбить ракету или беспилотник, но самолет с пилотом — совсем другое.
Да, мы можем на какое-то время закрыть воздушное пространство на какой-то площади, но закрывать постоянно — это никому не нужно, это очень дорого и в целом иррационально.
Тем не менее, активность на этом направлении может существенно повлиять на желание Израиля или других сил совершать боевые вылеты.
Война в Сирии:Бывший летчик обвинил Минобороны в крушении Ил-20
Ближний Восток: Воздушный бой с Израилем: F-15 и F-16 задавят русских массой