Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Крушение F-35: Какие ошибки не должен повторять Су-57

Первая катастрофа истребителя стоимостью $130 млн. отбрасывает самолет 5-го поколения в 2006 год

24682

После того, как на прошлой неделе F-35 Lighting II Корпуса морской пехоты (КМП) США успешно разбомбил отряд талибов в Афганистане, 27 сентября 2018 года (когда состоялось фактическое «боевое крещение»), назвали самой знаменательной датой для корпорации «Локхид-Мартин», которая создала и теперь усовершенствует самолет-невидимку пятого поколения. Наконец-то, военное чудо техники показало себя в деле, пусть и в бомбежке неграмотных пуштунов, которые решили помешать разминированию.

Как известно, КМП эксплуатирует самолеты F-35 специализированной модели «В», в которых реализованы функции короткого взлета и вертикальной посадки, что позволяет истребителям базироваться на универсальных десантных кораблях USS Wasp и America Class.

По сообщениям западной прессы, боевой дебют Lighting II был осуществлен с борта корабля USS Wasp Essex. Также известно, что самолет, атаковавший афганцев, был построен еще 2014 году, но все время испытывался и, видимо, доводился до ума, что подавалось общественности, как научно-техническая модернизация.

Чтобы было понятно, о чем речь, вкратце расскажем о муках «Локхид-Мартин» по доводке и тестированию самолета. 11 апреля 2018 года завершились наиболее полные испытания, которые, по идее, должны были сигнализировать об успешности программы Lighting II.

В общей сложности, начиная с 2006 года, самолеты F-35 совершили 9 200 испытательных полетов, в которые поразили более 65 тысяч самых разных целей. Летчики налетали 17 тысяч часов. Пентагон потратил на тестирование истребителя Lighting II $ 60 млрд. В рамках этих проверок F-35B совершил более 1500 коротких взлетов и вертикальных посадок, как на суше, так и на авианесущих кораблях в море.

Первоначально в самолете-невидимке контролировалось все и вся. Во время полетов собирались и анализировались 65 тысяч параметров. Но вскоре специалисты «Локхид-Мартин» вынуждены были отказаться от такого объема информации по причине запредельной сложности её обработки. А это, в свою очередь, привело к проблемам уже на этапе заключительных испытаний. Так, даже в последней версии программного обеспечения обнаружились десятки ошибок. Например, 25-мм пушка стреляет всегда правее от прицеливания, что бы ни делали программисты и инженеры. Для кого-то это возможно смешно, но для разработчиков — очень грустно.

Но даже с такими недостатками американцы готовы были положительно оценить испытания, чтобы утвердить полномасштабное производство самолета. Однако генералы и специалисты США опять погрязли в спорах. Что бросается в глаза: наконец-то были снижены стандарты техобслуживания и упрощены изнурительные тесты перед вылетами. Судя по всему, данное решение оказалось вынужденной мерой, а не констатацией надежности истребителя.

Именно в этих условия состоялась демонстрация силы F-35 в Афганистане, хотя даже американские СМИ назвали авиаудар по Талибану* несерьезной заявкой на звание воздушного бойца. Повстанцы не имеют простейших зенитных установок, значит, вылет ничем не отличался от обычных учений.

Тем не менее, «Локхид-Мартин» незамедлительно подал удар по афганцам, как историческую веху в развитии истребителя. Да и американские военные наконец-то воспряли духом. Бомбежка была воспринята с таким восторгом, как будто пилоты уничтожили, по меньшей мере, китайский флот.

Вице-адмирал Скотт Стерни в этой связи поспешил с заявлением: «F-35B значительно усилит десантный и воздушный боевой потенциал, оперативную гибкость и тактическое превосходство… в рамках группы кораблей поддержки Wasp USS Essex, эта платформа поддержит операции на земле и в международных водах, что позволит обеспечить морское доминирование (надо полагать над РФ — авт.). И значит, повысит стабильность и безопасность в регионе».

В целом, для заокеанских политиков, в том числе и недавнего критика программы Lighting II Дональда Трампа, и, само собой, пентагоновских генералов слова «истребитель F-35 смертельно опасен для врагов Соединенных Штатов» равносильны гимну «Боже, храни Америку». Поэтому несколько раненых боевиков, которых отогнали от саперов, позволили менеджерам «Локхид-Мартин» заявить, что F-35В — к войне готов, а модели «А» и «С» доведут до ума к 2020 году.

И вдруг - такой облом. Уже через несколько часов после удара по афганцам — утром 28 сентября, другой самолет F-35 из 501-й учебной эскадрильи разбился в Южной Каролине буквально в нескольких милях от авиабазы Бофорт, принадлежащей, кстати, тоже КМП. Авиакатастрофе присвоили статус «инцидента класса «А», что означает полное разрушение летательного аппарата и получение экипажем травм, повлекших тяжелую инвалидность. Летчик катапультировался и выжил, но от машины стоимостью $130 млн. остались лишь обугленные обломки.

И моментально заокеанские СМИ окрестили последнюю пятницу сентября, как трагическую для его разработчиков, потерявших первый инновационный стелс-истребитель. В итоге для «Локхид-Мартин» получился «великий и ужасный день».

Учитывая стоимость разбившегося F-35 В в размере $130 млн., его потеря явилась самой крупной для США в 21 веке. Более того, военные до сих пор остаются в неведении в отношении причины крушения. И это притом, что по техзаданию истребитель 5-го поколения должен значительно превосходить по безопасности полетов самолеты 4-го поколения. На эту часть программы были потрачены огромные средства. Точные цифры засекречены, но эксперты называют сотни миллиардов долларов.

Горькую пилюлю американцы пытаются подсластить тем, что программа F-35, несмотря ни на что, движется вперед в своем бесконечном тестовом процессе, хотя, скорее всего, она вернулась в 2006 год. Но уроки, в том числе и для других разработчиков самолетов 5-го поколения, включая наш Су-57, должны быть извлечены из беспокойной истории Lighting II.

«Локхид-Мартин» в реальности топчется на месте, создавая иллюзию реального прогресса. Человечество, похоже, столкнулось с проблемой создания сверхсложной техники, для которой еще не созданы теоретические и практические условия. Именно поэтому истребители 4++ еще многие десятилетия останутся самой грозной машиной в воздухе.


* «Движение Талибан» решением Верховного суда РФ от 14.02.2003 года признано экстремистским, его деятельность в России запрещена.


Военные технологии: Индия приняла окончательное решение по системам С-400

Военные новости: Русский «Прометей»: Перехват в космосе и у земли гарантирован

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития

Ирина Соколинская

Эксперт по драгоценным металлам, дизайнер ювелирных изделий

Семен Гальперин

Президент «Лиги защиты врачей»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня