Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК) «Казань», построенная по модернизированному проекту 885 М «Ясень-М», выйдет на государственные испытания летом 2019 года, сообщил ТАСС источник в судостроительной отрасли. Перед передачей лодки ВМФ России в конце следующего года «Казань» проведет контрольные ракетные и торпедные стрельбы. В стрельбах будут использованы самонаводящиеся глубоководные торпеды, а также противокорабельные ракеты «Оникс» и «Калибр», которые должны поразить надводные и береговые цели.
В настоящий момент головная лодка проекта «Ясень-М» проходит заводские ходовые испытания, которые продолжаются уже два с половиной месяца.
Проектирование многоцелевой подводной лодки четвертого поколения проекта 885 «Ясень» началось в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» в конце 70-х годов. В субмарину были заложены все самые современные на тот момент технологии, прежде всего снижающие шумность лодки и улучшающие возможности обнаружения подводных целей.
Головная лодка проекта получила название «Северодвинск». Она была заложена в конце 1993 года на северодвинском судостроительном заводе «Севмаш». Однако вскоре в связи с прекращением финансирования строительство было заморожено. Возобновили его лишь в 2004-ом, но уже по частично модернизированному проекту, что было связано не в последнюю очередь с оснащением лодки современными ударными средствами — КР «Оникс» и «Калибр».
На воду «Северодвинск» был спущен в 2010 году, а принят в состав Северного флота ВМФ летом 2014 года.
Хоть лодка «Северодвинск» и относится к четвертому поколению, и имеет очень серьезное вооружение, однако конкурировать с американскими субмаринами того же самого поколения «Сивулф» («Морской волк») по ряду причин она не может. Наша уступает «американке» и по малошумности, и по дальности обнаружения подводных лодок и торпед при помощи гидроакустической станции (ГАС).
В «Сивулфе» удалось максимально снизить уровень всех полей, излучаемых лодкой, прежде всего акустических. В нем вместо винтов используется водометный движитель, применено шумопоглощающее покрытие нового поколения, внедрены в конструкцию 600 датчиков шумов, которые отслеживают акустический фон и выдают команды на исполнительные механизмы с целью его снижения. ГАС также претерпела существенные изменения по сравнению с существующими моделями станций. Но за счет стремления конструкторов сделать субмарину идеальной резко возросла ее цена. Это привело к тому, что американский бюджет смог потянуть строительство только трех «Сивулфов» вместо запланированных тридцати.
Впрочем, основу американского флота многоцелевых атомных подводных лодок составляет не «Сивулф», а «Вирджиния», также относящаяся к четвертому поколению. И вот ей по боевым возможностям не уступает даже немодернизированный «Ясень» — лодка «Северодвинск». Что касается малошумности, то при создании этих двух лодок и американские, и российские конструкторы использовали примерно одни и те же способы снижения шумов. Гребной винт в фенестроне, особое покрытие корпуса, снижение количества шумящих механизмов. Благодаря особой конструкции трубопроводов в атомном реакторе исключена необходимость использовать перекачивающие насосы. Использовано двойное демпфирование всего, что вибрирует.
Однако перед конструкторами «Малахита» была поставлена задача еще больше «подтянуть» главные характеристики многоцелевой лодки. В результате получилась модификация «Ясень-М», к которой и относится лодка «Казань». Она была спущена на воду в 2017 году. На ней усилено оборудование, прежде всего электронное. Изменены обводы, проведены мероприятия по дальнейшему снижению шумности.
Что же касается ГАС, то на лодках модернизированного проекта «Ясень-М» она создана по более прогрессивному принципу, предполагающему увеличение чувствительности и избирательности. Для этого конструкторы «Малахита» радикально изменили компоновку оборудования и вооружения. Передняя часть была освобождена от торпедных аппаратов, впервые в истории подводного флота они были смещены к центру. Освободившееся пространство было отдано под аппаратуру гидролокации, как пассивной, так и активной. Помимо носовой антенны ГАС «Иртыш-Амфора» использует еще две, расположенные по бокам лодки.
При этом возможности гидроакустических станций по обнаружению и распознаванию подводных объектов и точной их пеленгации определяются не только качеством аппаратной части, но и способами математической обработки снимаемой с антенн ГАС информации. Тут, конечно, производительность процессора существенна. А по части качества процессоров с американцами спорить непросто. Но не менее важно, насколько эффективные алгоритмы «прокручиваются» в процессоре.
Косвенное свидетельство того, что по части обработки информации на «Ясене-М» все нормально и, может быть, лучше, чем на «Вирджинии», можно получить, сравнив экипажи двух лодок. На российской лодке 90 офицеров и матросов, на американской — 134. Эта характеристика указывает на степень автоматизации процессов управления субмариной. То есть на то, насколько эффективно работает компьютер. При этом компьютер, как было сказано, занимается еще и обработкой информации, поступающей от антенн ГАС. А по части алгоритмов российские математики и программисты вполне могут дать фору своим американским коллегам. Это видно хотя бы по тому, с какими мучениями уже несколько лет подряд американцы пишут, переписывают и корректируют программы, предназначенные для управления многострадальным истребителем F-35.
Разумеется, важнейшей характеристикой многоцелевых подводных лодок, которые призваны исполнять ударные функции, является качество и количества переносимого ими вооружения. В количественном отношении «Казань» и все остальные лодки проекта «Ясень-М» опережают «Вирджинию. На ней 10 торпедных аппаратов против 4 у «американки», 30 торпед против 26 и 32 крылатые ракеты против 12.
И по качеству вооружения «Казань» лидирует, что предопределено тем скачком в области высокоточного оружия, который Россия совершила в последние годы. На лодке установлены тепловые торпеды новейшей разработки «Футляр» калибра 533 мм. Максимальная скорость торпеды — 60 узлов, дальность — 60 км. Головка самонаведения способна захватывать подводную лодку противника на расстоянии 2,5 км. У американской торпеды Mark 48 mod 6 показатели скромнее: скорость — 50 узлов, дальность — 55 км.
Ракетное вооружение «Вирджинии» фактически представлено только одним типом ракет — «Томагавками». Это популярные дозвуковые крылатые ракеты, предназначенные для нанесения ударов по наземным целям, находящимся на расстоянии до 1600 км. Их особенность состоит в том, что они хорошо защищены от электронного противодействия противника, но имеют немного шансов на прорыв противоракетной обороны, которая осуществляется при помощи современных ЗРК. Потому что «Томагавки» при невысокой скорости страдают еще и «неповоротливостью», то есть плохо маневрируют.
И довольно странно, на первый взгляд, выглядит отсутствие у «Вирджинии» противокорабельных ракет. У США только одна ПКР — уже устаревший «Гарпун». Американцы давно уже порываются заменить эту ракету более совершенной, но пока «руки не дошли». В принципе, «Вирждиния» могла бы запускать «Гарпуны» при помощи универсальных пусковых установок. Но на это не идут, потому что тогда сильно сократилось бы количество основных ракет, «Томагавков», их всего 12. Поэтому борьба и с надводными кораблями, и с подводными лодками возложена на торпедное оружие. А это не самое эффективное решение.
На лодках проектов и 885, и 885 М гораздо большее ракетное разнообразие. «Чистые» ПКР — ракеты «Оникс», развивающие скорость 2,6 М. Их перехват — дело очень непростое для ПРО надводных кораблей.
Семейство ракет «Калибр» предназначено для поражения наземных целей (дальность пуска — 2600 км), надводных кораблей (дальность — 400 км) и подводных лодок (боевой частью является самонаводящаяся мини-торпеда). Ракеты дозвуковые, однако на финальном участке их скорость возрастает до 2,9 М. Запуск производится из стандартных торпедных аппаратов калибра 533 мм.
И в заключение о габаритно-скоростных характеристиках, а также о количестве построенных лодок и запланированных к строительству.
«Ясень-М». Длина — 120 м. Ширина — 13 м. Подводное водоизмещение — 13800 т. Рабочая глубина — 520 м, предельная — 600 м. Скорость — 31 узел.
«Вирджиния». Длина — 115 м. Ширина — 10,5 м. Подводное водоизмещение — 7900 т. Рабочая глубина — 400 м, предельная — 490 м. Скорость — 34 узла.
Ну а теперь о количественном соотношении, которое на сегодняшний день может навевать лишь уныние. В ВМС США эксплуатируются 16 подводных лодок типа «Вирджиния», которые начали поступать в ВМС США в 2004 году. В российском ВМФ эксплуатируется лишь одна лодка проекта 885 — «Северодвинск». В следующем году к ней присоединится «Казань». Строятся еще пять модернизированных подводных лодок — «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск». Все они должны занять место в строю ВМФ в начале следующего десятилетия. Но к этому моменту в США построят еще минимум 8 лодок типа «Вирджиния».
Правда, у нас есть еще достаточное количество атомных многоцелевых подводных лодок других проектов, но они относятся к третьему поколению. Их 19. При этом четыре из них, проекта 971 «Щука-Б», собираются модернизировать до уровня четвертого поколения. Собственно, и некоторые лодки проектов 949А «Антей» и 945 «Барракуда» ожидают такую же модернизацию либо уже проходят ее. На обновленных лодках в обязательном порядке заменят устаревшие ракеты на «Оникс» и «Калибр», установят новые ГАС. Так что по ударному вооружению у всех атомных многоцелевых лодок будет полная унификация.
Нельзя не упомянуть и шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка». Хоть у них и существенно ниже скорость подводного хода и меньшее количество вооружения на борту, но они имеют два неоспоримых достоинства. Во-первых, это самые малошумящие лодки в мире, в связи с чем «Варшавянку» прозвали «черной дырой». Во-вторых, они вооружены очень эффективными ракетами «Калибр».
Военные новости: ВМФ России усилят новые вертолеты-амфибии
Военные технологии: На смену «Русскому дятлу» пришел «Контейнер»