Президент Украины Петр Порошенко назвал инцидент, произошедший 25 ноября в Керченском проливе войной. Об этом он сообщил в интервью американскому каналу Fox News, фрагмент которого опубликовал на своей странице в Facebook.
«Господин Путин, это агрессия, господин Путин, это война. Это не шутка, не инцидент и не кризис», — заявил он. «Ваши регулярные войска под флагом РФ совершили нападение на украинское военное судно в международных водах».
Стоит отметить, что столь громкие заявления никак не соотносятся с официальными действиями Киева. Да, еще 26 ноября Порошенко ввел в ряде регионов, граничащих с Россией и Приднестровьем и имеющих выход к морю военное положение сроком на 30 дней. Однако никаких признаков особого режима в данных регионах не наблюдается. Более того, военное положение подразумевает если и не само по себе ведение войны, то хотя бы подготовку к ней, мобилизацию, однако нет и этого. Проводятся учения в приграничных областях, однако они проводились и до того, едва ли можно их связать с особым режимом.
Более того, если признать агрессией против военнослужащих Украины действия российских пограничников, логично было бы объявить России войну. Именно так поступила бы любая страна мира. Но войны нет, а военное положение есть. Вернее, есть и война — но только в словах украинского лидера.
К кому он обращает эти слова? Кто из западных зрителей способен поверить в этот бред, да и кому там вообще интересен Порошенко со своей виртуальной войной?
Надо отметить, что и среди жителей Украины, отношение к происходящему неоднозначное. Согласно исследованию, проведенному социологической группой «Рейтинг», большинство жителей Украины (58 процентов респондентов) не поддерживает решение властей о введении в ряде регионов страны военного положения на 30 суток. Поддержку властям страны по данному вопросу выразила только треть опрошенных. Против этого решения выступили. При этом 69 процентов назвали введение военного положения запоздалым решением — по их мнению, это следовало сделать еще в 2014 году.
63 процента считают, что Петр Порошенко хотел ввести военное положение по всей стране сроком на 60 дней с целью переноса президентских выборов, запланированных на 31 марта 2019 года. Эту идею поддерживают лишь 14 процентов опрошенных
Кроме того, 60 процентов респондентов верят, что введение военного положения привлечет внимание мировой общественности к конфликту между Россией и Украиной, 55 процентов — в то, что подобный шаг поспособствует введению дополнительных международных санкций против России, и лишь 31 процент считает, что это поможет улучшить обороноспособность Украины.
При этом, 58 процентов опрошенных уверены, что Россия совершила акт военной агрессии против Украины во время инцидента в Керченском проливе, и только 22 процента придерживаются противоположной точки зрения, еще 20 процентов не определились со своим мнением по этому поводу.
Выходит, что большинство украинцев верят в войну, хотя и не одобряют ее, понимая, что нужна она только Порошенко?
— В расчетах Порошенко есть и внутриполитические, и внешнеполитические цели, — уверен директор Центра информационного и общественного сотрудничества «Европа», политолог Эдуард Попов.
— На внешней арене Порошенко важно повышать градус напряженности, даже создавать её буквально с нуля. Поэтому он и использует любую возможность для этого. Внутриполитические цели Порошенко — оттеснить конкурентов, сыграв в роли лидера нации. Порошенко — эдакий украинский Сталин, критика которого после 22 июня 1941 года означала капитуляцию перед внешним врагом. Гражданам Украины навязывают Порошенко этим военным положением как безальтернативную фигуру: коней на переправе не меняют.
«СП»: — Несмотря на такие громкие слова, официальных заявлений от Киева не было. Война существует только в голове Порошенко? Ведь если есть агрессия, должны войну агрессору объявить?
— Порошенко вполне сознательно не торопится с официальными заявлениям — от имени главы государства и МИД. Это ещё впереди, это успеется. Важно всё делать по нарастающей, иначе эффект будет не тот. Не сомневаюсь, что официальные заявления, точнее, ноты об агрессии России против Украины последуют. И они станут элементом международного (то есть, западного) осуждения России. Всё «прогрессивное человечество» поддержит страдалицу-Украину, ставшую жертвой «русской агрессии». Но для этого нужно раскрутить маховик международной пропаганды. Поэтому официальные заявления украинского государства пока преждевременны. Авторы этого проекта, а они, со всей очевидностью, находятся не в Киеве, пошли по пути, отличному от «дела Скрипалей», когда всё было сделано молниеносно. Но и керченский инцидент, и «дело Скрипалей» — элементы единого плана.
«СП»: — Согласно опросам, проведенным на Украине, почти 70 процентов опрошенных назвали введение военного положения запоздалым решением — по их мнению, это следовало сделать еще в 2014 году. 58 процентов опрошенных уверены, что Россия совершила акт военной агрессии против Украины во время инцидента в Керченском проливе. То есть, украинцы верят, что они воюют с Россией или нет?
— На Украине вовсю работает план Старшего брата. Население страны превращается в зомбированную пропагандой массу. И работает эта программа очень эффективно. Ей подвержены конечно далеко не все, но всё же. Совершенно не представляю, что будет после падения нацистско-олигархического дуумвирата на Украине, как нам работать с зомбированной частью населения «незалежной». Задумываются ли у нас об этом? Если да, то работы в этом направлении пока не видно.
«СП»: — При этом большинство все же не одобряет военного положения, считая эту меру попыткой Порошенко удержаться у власти. Как это понимать? Война есть, но нужна она только Порошенко?
— Войну с Россией поддерживает явное меньшинство граждан Украины даже те, кто ненавидит «москалей». Я своими глазами видел в аэропорту Минска группу из двух десятков галичан, собирающихся на заработки в Сибирь. Для украинских патриотов из Западной Украины идеальный вариант — чтобы с «москалями» и с «российской агрессией» воевали «схидняки», а они сами ездили бы на заработки в Европу или в Россию. Но война выгодна не только Порошенко. Наиболее последовательная часть украинского патриотического общества, те, кого у нас называют радикалами или националистами, и кто на самом деле являются украинскими нацистами последовательно выступают за войну с Россией.
Для так называемого президента Порошенко война с Россией нужна как единственное средство (в виду очевидно провальной избирательной кампании) получить индульгенцию на Западе. И стать украинским Саакашвили, претензии к которому были сняты после августа 2008 года. Не случись войны с Россией Порошенко ожидает либо нацистская революция, либо скамья подсудимых по обвинению в коррупции. Однако не Порошенко играет первую скрипку в этом концерте, просто его личные интересы совпали с планами больших игроков, для которых он обычная пешка.
«СП»: — Как, по-вашему, в дальнейшем поступит Порошенко? Организует новую провокацию, чтобы продлить военное положение? Или Запад дал ему понять, что выборы ему провести придется, и Порошенко ограничится сотрясанием воздуха…
— Ситуация может развиваться по обоим сценариям и здесь многое если не всё зависит от состояния российско-западных (точнее, российско-американских) взаимоотношений. Но всё же больше шансов на то что в дальнейшем мы увидим прогрессирующую эскалацию конфликта и постоянные провокации, всё более жесткие и грубые. Цель — добиться пролития украинской крови, после чего последуют обвинения в адрес России в прямой военной агрессии.
— К сожалению, война не только в голове Порошенко, но и в Донбассе, против жителей Донбасса — тех, кто жил и живет у себя на родине, гибнет там от этой войны, теряет родных и близких, — напоминает политолог Александр Дудчак.
«СП»: — Насколько для Порошенко важно выступление на Fox news. Кто его там смотрит и слушает? К кому он обращается?
— Это один из основных информационных каналов США, связанный с республиканцами. Для Порошено важно понравиться американской аудитории, руководству США — как холопу важно понравиться хозяину.
«СП»: — Если некие действия пограничников соседнего государства расценивать как агрессию, по логике действительно надо объявлять войну. Почему не объявляет?
— Потому, что агрессией не стоит называть действия, осуществляемые в соответствии с международным правом, с нормами и правилами, которые прежде в аналогичной ситуации соблюдали и представители ВМСУ. Но не объявляют, опасаясь реальных последствий, в том числе и того, что в мире не поддержат мнение киевской власти о том, что против Украины осуществляется агрессия со стороны России.
«СП»: — Кто-то на Западе способен поверить в этот балаган? Да и есть ли там кому дело до мифических войн Порошенко?
— Если бы не Запад, на Украине всего этого балагана не было бы. Без участия США и некоторых европейский стран майдан бы и не начался. А война на Донбассе — прямое следствие «Майдана», инциденты и провокации на границе с РФ — продолжение прозападной и русофобской политики, навязанной Украине Западом. Однако Запад не однороден, и то, что американцам хорошо, немцам — чистый убыток. Из Европы уже слышны голоса, требующие от Украины не пытаться втягивать европейцев в свои мифические и реальные войны.
«СП»: — Согласно опросам, проведенным на Украине, большинство опрошенных (69 процентов) назвали введение военного положения запоздалым решением — по их мнению, это следовало сделать еще в 2014 году. То есть на Украине большинство все же верит в реальность войны.
— Опрошенные имеют в виду то, что если и вводить военное положение, то для этого были более «правдоподобные» поводы, а не провокация с катерами, в которой, к счастью, обошлось без человеческих жертв. Объявленная весной 2014 года «АТО» и была войной — против собственного народа. Это и была война реальная, а никакая не «антитеррористическая операция», при которой запрещено использовать боевую авиацию, тяжелую артиллерию и бронетехнику. Могли бы ввести военное положение, когда сами же переименовали «АТО» в «Операцию объединенных сил», но и тогда этого не сделали. И в той войне, как бы ее не называли — «АТО» или «ООС», число погибших исчисляется тысячами, но никто ранее военное положение не вводил. О реальности войны на Донбассе украинцы знают, особенно те, кто потерял там своих родных и близких. А о войне с Россией знают то, что если бы она была реальностью, то давно бы уже закончилась.
Инцидент в Керченском проливе, новости: В Кремле прокомментировали слова Порошенко о войне с Россией