Украинская авиация провела учения над Азовским морем, о чем сообщила пресс-служба министерства обороны страны. На сайте ведомства сказано, что летчики «отрабатывали воздушную поддержку патрульных кораблей Военно-морских силы Украины и Государственной пограничной службы». В ходе учений военнослужащие готовились к совместному наведению вооружения на корабли условного противника.
«Реагирование с выходом на вражескую морскую цель проведено в определенное нормативом время», — говорится в сообщении. По итогам учений летчиков, моряков и военнослужащих пограничной охраны признали «готовыми к выполнению задач по назначению».
Украина уже не в первый раз отрабатывает авиационные маневры над Азовским морем. Так, с 8 по 19 октября на Украине прошли международные маневры Clear Sky 2018, объединяющие девять стран, восемь из которых являются членами НАТО. В ходе учений разбились два самолета Су-27 украинских военно-воздушных сил, их экипажи погибли. Позднее выяснилось, что одна из «сушек» была поставлена на хранение в связи с выработкой ресурса, однако в 2014 году ее расконсервировали и снова вернули в строй, даже не проведя капремонт.
Однако эти учения проходили до инцидента в Азовском море 25 ноября, когда российские пограничники задержали три украинских судна, нарушивших государственную границу РФ и не реагировавших на требования остановиться. Теперь же, в свете этого события, учения Украины выглядят более тревожно.
Кроме того, учения совпали по времени с заходом в Черное море американского эсминца «Дональд Кук» и большого десантного корабля «Форт Макгенри», который появился в акватории еще раньше. В Киеве, разумеется, назвали это знаком поддержки со стороны США, так как для России присутствие таких кораблей в акватории Черного моря якобы имеет «дестабилизирующее значение».
Возможно, своими учениями Киев решил снова привлечь внимание Запада к ситуации, о которой стали забывать. Тем более что ожидаемого эффекта она не принесла — реакция Европы была довольно сдержанной, и, несмотря на требования об освобождении моряков, новых санкций в адрес России, о которых мечтали в Киеве, не последовало. Даже военное положение Петру Порошенко пришлось свернуть всего через месяц, видимо, не без вразумления со стороны «старших товарищей».
В последний раз об украинских моряках вспоминали в ПАСЕ 24 января. Комитет по политическим вопросам и демократии призвал Россию освободить задержанных в Керченском проливе украинских моряков, поскольку они попадают под Женевскую конвенцию о военнопленных. В России на это логично ответили, что никакими военнопленными экипажи судов не являются, а являются они нарушителями государственной границы Российской Федерации и ее Уголовного кодекса, и решать их судьбу может только суд в соответствии с российским законодательством.
Стоит отметить, что в отличие от резолюции Европарламента, принятой ранее, в документе ПАСЕ нет оценки инцидента как российской агрессии и призыва к санкциям в отношении российских судов, приписанных к азовским портам.
Вопрос в том, может ли Киев пойти на новую провокацию, чтобы снова разогреть ситуацию или предпочтет не играть с огнем. Военный аналитик Иван Коновалов считает, что США вряд ли дадут добро на новую операцию перед выборами президента, которые намечены на 18 марта.
— Есть несколько факторов, которые вызвали эти учения. Первый — это остаточные явления после ноябрьской провокации, информационный шлейф которой постепенно сошел на нет. Запад так ничего и не сделал, что было очевидным. И не потому, что он не хотел ничего предпринять. Просто ситуация была настолько откровенной, украинская сторона действовала так провокационно, что при всех западных криках в защиту Украины поддерживать подобные вещи действиями — значило бы выступить против всех тех ценностей, которые они же провозглашают.
Второй фактор в том, что украинская сторона имеет какие-никакие, но военно-воздушные силы. Они утверждают, что имеют и военно-морские силы, хотя это утверждение весьма спорное. Но раз самолеты и какие-то корабли у Киева есть, они обязаны демонстрировать, что движутся по пути развития и строительства своих вооруженных сил.
Тем более, что американцы постоянно требуют от Украины хоть что-то делать со своей армией, которая уже давно стала притчей во языцех для всего мира. Теперь чтобы найти для примера полуразвалившуюся армию со слабым командованием и гигантскими размерами коррупции, больше не надо ездить в Африку. Достаточно взглянуть на украинскую армию. Так что им что-то надо делать, вот они и демонстрируют активность.
«СП»: — А возможна ли новая провокация со стороны Украины?
— Во-первых, вряд ли в этой акции может принять участие авиация. В крайнем случае, если они что-то и попытаются сделать, то с использованием военно-морских сил. Использование авиации станет нарушением воздушного пространства РФ, и со стороны России тут же последует реакция, которая приведет к понятным последствиям. С кораблями еще можно было поиграть, они попробовали и доигрались.
Во-вторых, на Украине приближаются выборы, и любую провокацию штаб Порошенко должен согласовать с американцами. Вторая такая акция может закончиться плачевно, и не заручившись поддержкой США, Киев на это не пойдет.
«СП»: — А провокация не в интересах США? После нее, к примеру, можно снова ввести военное положение…
— Военное положение, которое вводили на Украине, ни к чему особо не привело. Ну, введут его снова, а дальше-то что? Порошенко будет разгонять оппозицию, арестовывать недовольных, усиливать власть военных структур? Вряд ли западные партнеры это позволят. Во всяком случае, в первый раз ничего этого сделано не было. Эти бессмысленные действия вызывают только ухмылку в кулуарах западных политиков, которая уже давно превратилась в оскал от того, что делает украинское руководство.
Военный эксперт Владислав Шурыгин считает, что провокации в будущем вполне возможны, и к ним нужно быть готовыми.
— На эти учения стоит обращать внимание, как и на любую военную активность любой страны, находящейся за нашей границей. Если, конечно, она не является нашим союзником, и учения с нами согласованы или мы в них участвуем.
Но говорить о том, что это какое-то из ряда вон выдающееся событие не стоит. Это стандартные учения по плановой боевой подготовке на Украине. За год таких мероприятий у них проходит несколько десятков. Украина имеет достаточно большую протяженность границы по Азовскому морю и, конечно, ее авиация может там летать. Она никак не нарушает наше воздушное пространство и к нему не приближается. Конечно, если это не делается осознанно с какой-то целью. Украинские военно-воздушные силы тренируются, это естественно. Мы знаем, что они наращивают военные усилия. Но даже вся украинская авиация не является серьезной угрозой для России.
«СП»: — Возможны ли новые провокации Киева?
— Безусловно, такие провокации будут, и к ним нужно быть готовыми. Совершенно очевидно, что ноябрьская провокация была проведена в интересах Порошенко и тех сил, которые стояли за ним. Если бы эта ситуация разрешилась иначе, например, гибелью украинских военнослужащих или затоплением одного из катеров, международный «выхлоп» был бы совершенно иным.
Возможно, на это и был расчет. Люди, стоявшие за провокацией, надеялись, что у нас сдадут нервы, и мы пойдем на жесткие меры. То, что мы обошлись малой кровью, говорит только о том, что мы смогли правильно разрушить эту ситуацию. Но, безусловно, такие провокации будут и в будущем. За спиной украинцев торчат американские уши. У них большой интерес к тому, чтобы загнать Россию за Можай, разрушить историю с «Северным потоком-2» и изолировать Россию в медвежьем углу.
Новости Венесуэлы: США могут применить военную силу в Венесуэле