Собственно, что мы знаем о российском истребителе пятого поколения Су-57? Его ТТХ практически досконально изучены, этот самолёт засветился на отечественных авиасалонах, дважды побывал в небе Сирии, успел упасть (24 декабря 2019 года первый серийный истребитель разбился во время испытаний), вызвал много лестных и критичных слов в свой адрес, но самолёта с практическим применением как такового не существует. В наличии — 13 таких воздушных машин, которые являются прототипами и опытными образцами. В составе ВКС пока ни одного.
Тем не менее, своё признание он получил. Вот и американский научно-популярный журнал Popular Mechanics (издаётся с 1902 года) занёс Су-57 в список имеющихся в мире истребителей пятого поколения. «Су-57, наряду с американскими F-22 Raptor, F-35 Lightning II и китайским Chengdu J-20, представляет собой истребитель пятого поколения, сочетающий в себе скорость, скрытность и современные вооружения и сенсоры», — пишет издание. Ранее американские и китайские эксперты отводили российскому истребителю лишь уровень четвертого поколения.
В самой России Су-57 больше расхваливают, чем ругают, что объясняется не только исключительно патриотизмом, но и отличными лётными качествами и наличием современных систем и вооружений. Сейчас, по идее, авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ им. Ю.А. Гагарина) должен был клепать истребители Су-57 без передыха, тем более, что есть заказ от Минобороны на постройку 76 таких самолётов. Однако с конвейера завода сходят другие «сушки» — Су-35, Су-27СМ/СКМ, Су-30МК2, истребители палубного базирования Су-33 и другая продукция. Но не Су-57, который был так ожидаем в авиационных полках.
Объяснить приостановку серийного выпуска истребителя пятого поколения одной лишь катастрофой достаточно сложно. Самолёты, даже самые совершенные, иногда падают. У того же американского F-35 целая куча проблем, которые приводят в том числе и к падениям (только в 2020 году ВВС США потеряли два таких истребителя), а местные СМИ называют его самым «неудачным и дорогим» самолётом в истории Соединенных Штатов. Тем не менее, компания Lockheed Martin Aeronautics произвела уже более 550 истребителей F-35, как для нужд собственной боевой авиации, так и на экспорт. У Китая с его истребителем пятого поколения J-20 темпы производства скромнее — 28 таких самолётов находятся в активном использовании. Но и это больше чем у России. Wèishénme? Why? А по-русски — почему?
По отношению к истребителю Су-57 действительно есть как претензии, так хвалебные отзывы. Среди первых — практически полное игнорирование стелс-технологий, обеспечивающих низкую радиолокационную заметность, а также отсутствие серийного двигателя второго этапа. Зато высокая скорость, маневренность, мощное вооружение.
Американские эксперты на портале National Interest, оценивая Су-57, отмечали, что новейший российский многофункциональный истребитель по большинству характеристик оказался предпочтительнее аналогичного самолета американского производства. Сравнивая характеристики Су-57 и F-35, специалисты пришли к выводу, что «сушка» отличается в лучшую сторону по таким показателям как дальность полета, скорость и маневренность. При этом, как и российские эксперты, американцы отмечают лучную скрытность Lightning и возможность этого истребителя в полной мере использовать концепцию «обобщения информации» и создавать интегрированную динамическую картину поля боя и передавать ее другим подразделениям в режиме реального времени.
Ещё у Су-57 есть самый, пожалуй, яркий «поклонник» — президент Владимир Путин. Хорошо памятны его слова в марте 2019 года: «Самый лучший наш самолет. Не только наш — в мире самый лучший. Сто процентов. По всем тактико-техническим данным, по оружию. Так никто летать не может, как наш самолет», — «пропиарил» Владимир Путин истребитель Су-57. И после этих слов президента дело сдвинулось с мертвой точки — истребитель пообещали поставить на поток. Но, как сейчас видно, так и не поставили.
Тут дело не только в авиакатастрофе прошлого года, и даже не в отсутствии двигателя второго этапа «Изделие 30» (его обещают поставить в серийное производство в 2023—2025 гг.), а скорее всего в том, что как в самом Минобороны, так и в руководстве ОПК отношение к производству Су-57 периодически менялось. Доводить до ума или бросить на полпути дорогую игрушку? Но деньги были вложены, Путин дал отмашку, и самолет все-таки решили пустить в серийное производство. В принципе, 76 истребителей, пусть даже и нового поколения, это не так уж и много, тем более в масштабах такой страны, как Россия (около 3600 военных летательных аппаратов и еще около тысячи на хранении — больше только в США). Однако их боевое применение изначально предполагалось в виде своеобразного воздушного спецназа, группы высокотехнологической поддержки в воздухе остальных самолетов, как истребителей, так и бомбардировщиков.
Тем временем в Минобороны считают, что в составе ВКС вполне достаточно до 2027 года иметь три авиаполка, вооруженных Су-57. При необходимости их можно будет перебрасывать для «усиления» на тот или иной участок страны, и наращивать воздушную группировку сообразуясь целесообразностью их применения. И дело не в количестве одного типа самолетов, а именно в общей боевой мощи всей воздушной группировки, где с высокими боевыми возможностями используются и другие истребители.
Вот ещё какая деталь обращает на себя внимание — по поводу нынешнего отсутствия Су-57 на вооружении ВКС сейчас особо не шумят ни сами военные, не производители, молчит даже президент. Объяснений может быть несколько. Здесь можно вспомнить слова вице-премьера Юрия Борисова (отвечает в правительстве за «оборонку») сказанные им ещё в июле 2018 года. Тогда он заявил, что Су-35 считается одним из лучших самолётов в мире, поэтому «нет смысла форсировать работы по массовому производству самолёта пятого поколения Су-57». Собственно сейчас мы это и видим — КнААЗ активно выпускает именно Су-35С, который является истребителем поколения 4++ и их на вооружении ВКС России насчитывается 90 единиц (в том числе 8 в пилотажной группе «Русские витязи»).
Дело здесь, видимо, не в «саботаже» принятого президентом решения о серийном выпуске истребителя пятого поколения Су-57 с отданием предпочтения Су-35. Последний значительно дешевле в производстве, а по своим качествам вполне удовлетворяет военных и вполне может конкурировать в небе с тем же американским F-35. При этом в ВКС России уже мечтают об истребителе шестого поколения и хотя от Су-57 не отказываются (лишних самолётов не бывает), но рассматривают его как переходную модель к новому истребителю.
Работы по созданию истребителя шестого поколения в России уже ведутся. Как сообщала «СП», для этой цели принято решение объединить конструкторские и производственные мощности самолётостроительных компаний «Сухой» и «МиГ». Об этом в начале сентября заявили индустриальный директор авиационного комплекса госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков и заместитель директора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Илья Тарасенко. Обе компании уже ведут разработки «шестерки», а объединение усилии, как можно предположить, позволит в более короткие сроки создать новый самолёт. Вероятно, что в нём будут использованы и идеи, которые сейчас заложены в Су-57.
Перспективный истребитель, который можно будет причислить уже к шестому поколению, по мнению экспертов должен обладать рядом особенностей. К ним причисляют способность выполнять боевые задачи как с помощью человека, так и без него, наличие радиофотонных радаров, передвижение на гиперзвуковых скоростях и возможность летать в околоземном пространстве — ближнем космосе. Предполагается и его оснащение лазерным оружием. То есть истребитель шестого поколения будет стремиться превзойти возможности уже существующего боевого самолёта пятого поколения.