Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Французский залёт: Что потеряли «Миражи» в Чёрном море

Истребители Су-27 отогнали от границ России «воздушный хлам» ВВС Франции

11057

Можно было бы предположить, что появление в небе над Чёрным морем группы военных самолётов Франции — это продолжение американских «игр» по «взламыванию» системы российской ПВО в Крыму и в целом на юге страны. Франция как-никак страна НАТО, со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, Париж ранее дразнить Москву подобным образом — полётами военных самолётов вблизи российских границ в Чёрном море — не решался. Что же произошло на этот раз?

17 февраля российские средства контроля воздушного пространства обнаружили над нейтральными водами Чёрного моря три неопознанные воздушные цели, которые приближались к государственной границе России. Обычное дело в последнее время — только за первую неделю месяца, как сообщило Минобороны РФ, российские радиолокационные станции (РЛС) сопроводили 33 самолёта 8 беспилотников у границ страны. Обычно для их «разворота в воздухе» поднимается один истребитель из состава дежурных сил ПВО. Этого достаточно, чтобы отогнать, например, американские самолёты-разведчики RC-135 или Р-8А «Посейдон». Сейчас это была группа самолётов, поэтому на «свидание» с ней вылетели два тяжёлых сверхзвуковых истребителя Су-27 из состава дислоцирующейся в Крыму 27-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО ВКС России.

«Экипажи российских истребителей идентифицировали воздушные цели как группу самолётов ВВС Франции в составе самолёта-заправщика КС-135 и двух самолётов тактической авиации „Мираж-2000“ и сопроводили их над акваторией Чёрного моря», — сообщили по этому факту в Национальном центре управления обороной РФ. При этом отмечается, что нарушения государственной границы допущено не было.

Читайте также
Разгром на море: Россия создала оружие, которое пустит авианосец США на дно Крылатыми ракетами Х-32 оснастят перспективный Ту-22М3М

«После разворота иностранных военных самолётов от границы российские истребители вернулись на аэродром базирования. Полёт российских самолётов проходил в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства», — уточнили в НЦУО.

То есть, не как в прошлогоднем случае в Средиземном море, когда российский Су-35 пролетел на дистанции менее восьми метров перед носом патрульного самолёта Р-8А «Посейдон» ВМС США, который что-то вынюхивал вблизи базы ВМФ РФ в сирийском Тартусе. Американские пилоты сочли встречу небезопасной — российский истребитель промчался «кверху брюхом» на большой скорости впереди американского разведчика и ввёл его в состояние турбулентности.

Как сообщили тогда в пресс-центре 6-го флота ВМС Соединенных Штатов, Су-35 осуществлял «перехват» в течение 42 минут, пока не добился своего. С французами сейчас поступили «гуманно» — на видео видно, что Су-27 хотя и проявляют любопытство к «Миражам» и топливозаправщику КС-135, однако опасного сближения не допускают и в страх пилотов ВВС Франции не вгоняют.

Достаточно интересен, да и непонятен состав французской авиагруппы. Надо полагать, что российские лётчики чётко идентифицировали самолёты и не могли спутать самолёт-заправщик Boeing KC-135 Stratotanker (их в составе ВВС Франции 3 единицы), например, с многофункциональным Boeing C-135FR Stratolifter (11 ед.). Обе эти воздушные машины созданы на базе американского пассажирского лайнера Boeing 367−80, однако в качестве самолёта-разведчика в ВВС Франции не используются. Для этих целей существуют также американские самолёты дальнего радиолокационного обнаружения Boeing E-3F Sentry (4 ед.) и самолёты радиоэлектронной разведки немецко-французского производства Transall C-160G Gabriel (2 ед.).

Да и не долетели бы до Чёрного моря и обратно «Миражи» с их практической дальностью полёта в 1 852 километра (перегоночная, с подвесными топливными баками -3333 км) без дозаправки в воздухе. Расстояние, например, от Парижа до Симферополя в одну сторону по прямой составляет 2 433 км. Так что присутствие в группе самолёта-заправщика вполне оправданно.

Французские многофункциональные истребители четвёртого поколения Dassault Mirage 2000 («Мираж» 2000), стоят на вооружении ВВС Франции с 1984 года. Их уже прозвали «воздушным хламом», да и сам Париж постепенно от них отказывается в пользу более совершенных «Рафалей» (Dassault Aviation Rafale), принятыми на вооружение в 2006 году.

«Миражи» до сих пор стоят на вооружении ВВС ряда стран, впрочем, и там от них стараются избавиться. Египет, например, сейчас намерен продать снятые с вооружения «Мираж-5» Пакистану, у которого есть авиазавод по восстановлению таких самолётов. А вот США приобрели у Франции в 2017 году этот списанный «хлам» в количестве 63 машин — для тренировочных полётов и имитации воздушных целей.

Собственно, дело даже не в нынешнем состоянии «Миражей», а в целесообразности их отправки за тридевять земель в Чёрное море. Выступать в качестве разведчика этот боевой истребитель вряд ли может, а с учётом нахождения в нейтральном пространстве «Миражи» Крым вряд ли могли «прослушать». Здесь можно предположить, что эти самолёты либо гнали на продажу, либо на ремонт в тот же Пакистан, ведь сама Франция Mirage не выпускает с 2007 года (последний был построен для ВВС Греции). Маршрут в Исламабад как раз частично проходит над акваторией Чёрного моря, над ним же из Парижа проложен воздушный коридор, например, в Кувейт.

Когда Индия получила от Франции в июле 2020 года первые пять истребителей Rafale, они совершили самостоятельный перелёт с заводского аэродрома в Бордо с дозаправками в воздухе и с промежуточной посадкой на авиабазе Аль-Дафра в ОАЭ. Так что, скорее всего, и «Миражи» в компании с самолётом-заправщиком выполняли какой-то дальний перелёт, не имеющий ни военных, ни разведывательных целей.

Читайте также
«Порубщик-2» сможет «вырубать» войска НАТО в воздухе, на земле и в космосе Новый российский самолет РЭБ дотянется даже до спутниковых группировок противника

Тем не менее, иностранные самолёты пролетали в непосредственной близости от российских границ и радиолокационные средства ПВО их вовремя обнаружили, а истребители Су-27 оперативно вышли на перехват, не допустив нарушения воздушного пространства (даже если французы и не собирались этого делать). О произошедшем уже наверняка проинформированы коллеги по НАТО из Соединенных Штатов, которые используют любую возможность, чтобы «почесаться» о границы России. В Крыму им есть, что противопоставить.

Это и упомянутая 27-я смешанная авиационная дивизия 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа России. В её состав входят расположенные на аэродромах Гвардейское, Бельбек и Джанкой смешанный авиационный полк вооруженный фронтовыми бомбардировщиками Су-24М и штурмовиками Су-25СМ, 38-й истребительный авиационный полк — Су-27, Су-27П, Су-27СМ и Су-30М2, а также вертолётный полк, который использует винтокрылые машины Ми-8, Ми-35М, Ка-52 и Ми-26. Ждут в Крыму и дальние истребители-перехватчики МиГ-31БМ с авиационным гиперзвуковым комплексом Х-47 «Кинжал».

Также в Крыму действует мощная система из различных радиолокационных станций, в том числе и РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Буквально на днях, 15 февраля, её успешно опробовали на гиперзвуковых целях. Шансов пролететь незамеченными у французских самолётов вблизи границ России не было никаких. В чём они лично и убедились. Не нарушили — полетели спокойно дальше.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня