Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Подводная битва разведок: чем отзовется британское «Эхо» у главной базы Балтфлота

Важнейшую стратегическую информацию военные России и НАТО друг у друга выхватывают буквально с морского дна

9989

В Сети появились сведения, которые, на первый взгляд, интересны лишь любителям военной истории. А именно: цветные компьютерные изображения лежащих на дне в различных районах Балтийского моря обломков гитлеровских транспортов «Вильгельм Густлофф» и «Гойя», а также британского легкого крейсера «Кассандра». Первые два в 1945 году участвовали в эвакуации попавших в окружение немецких войск из Польши и Восточной Пруссии и стали самыми серьезными жертвами советских подводных лодок за всю Великую Отечественную войну. А крейсер «Кассандра» по пути в Таллин подорвался на русских минах и затонул близ эстонского острова Сааремаа (часть Моондзунского архипелага) намного ранее — в годы Гражданской войны в России, в ночь на 6 декабря 1918 года.

Но мне представляется, что для большинства из нас все это второстепенно. Координаты названных морских воинских захоронений и ранее секретом не были. Они обозначены на любых навигационных картах. Намного важнее кто, какими гидроакустическими средствами и при каких обстоятельствах сделал эти изображения?

Читайте также
Воссоединение Крыма: Козырь, который не используется У России есть мощный аргумент против тех, кто твердит про «оккупацию» полуострова

На самом деле авторство принадлежит экипажу очень современного и технически совершенного многоцелевого британского разведывательного судна HMS Echo («Эхо»), введенного в строй Королевского военно-морского флота в 2003 году. Как официально сообщает Лондон, «суда данного класса предназначены для проведения геодезических работ в интересах подводного флота, планирования десантных операций. Также они могут использоваться как противоминные корабли для поиска мин и других подводных объектов».

Одно из немногих, «Эхо» оснащено азимутальными подруливающими устройствами, которые управляются интегрированной системой навигации, что позволяет судну несмотря на волнение моря и ветер надолго и с большой точностью «зависать» над выбранным участком дна.

Еще перед Новым годом корабль вышел в поход из английской военно-морской базы Портсмут. 4 января веб-камера, установленная на мосту через датский пролив Большой Бельт, зафиксировала проход «Эха» в Балтийское море. Куда и зачем разведывательное судно направилось далее?

Поскольку «Вильгельм Густлофф» был уничтожен подводной лодкой С-13 капитана 3 ранга Александра Маринеско на выходе из Данцигского (ныне — Гданьского) залива, стало быть, чтобы «повисеть» над его руинами, британским военным требовалось только что не тыкаться в польские берега. А затем, чтобы посетить то, что осталось от их крейсера «Кассандра» возле острова Сааремаа, вплотную подойти и к побережью Эстонии. Но ведь невозможно представить, будто дорогостоящий и достаточно продолжительный поход военного корабля-разведчика был организован исключительно в мемориальных и гуманитарных целях? Значит, «Эхо» на Балтике главным образом занималось чем-то совсем иным? И куда более важным для Британии и ее союзников?

В принципе догадаться несложно: как раз между Польшей и Эстонией лежит главная база российского Балтийского флота город Балтийск. Штаб нашего БФ — в Калининграде. Совершенно понятно, что важнейшие кабели связи оттуда по морскому дну ведут куда-то в район Кронштадта и Санкт-Петербурга. Каких-либо иных возможностей сложившаяся в тех краях политическая география сегодня просто не предусматривает.

Полагаю, вот эти самые кабели и стали главной целью похода британских моряков вплотную к российским пределам. Затонувшие корабли и суда — это так, попутное пропагандистское прикрытие тайной миссии.

Почему именно сегодня столь обострился жгучий интерес Лондона к тому, что в большом объеме несется в эти дни по закрытым каналам связи российских военных, — тоже на поверхности. В Польше, под самым боком у Балтфлота, на май-июнь 2021 года запланированы крупнейшие учения НАТО «Defender Europe 2021». По сути — беспрецедентное в послевоенной истории стратегическое развертывание войск альянса в наступательную группировку возле изолированного от остальной страны российского анклава. С организацией очень внушительных трансатлантических мостов между Америкой и Европой в воздухе и в океане.

Естественно, это не может не беспокоить политическое и военное руководство в Москве. Разумеется, оно совершенно точно заранее принимает некие ответные меры оборонительного характера. Какие именно — это прямо сейчас совершенно точно оживленно обсуждается. В том числе и по секретным подводным линиям связи «штаб Балтийского флота-Генштаб Вооруженных сил РФ».

Опыт показывает, что «снимать» такого рода сведения, непрерывной чередой круглосуточно проносящиеся по морскому и океанскому дну, иностранной технической разведке не так уж и сложно. Достаточно вспомнить секретную операцию «Айви Беллз» флотской разведки Соединенных Штатов, которая была очень успешно проведена в нашем Охотском море в начале 70-х годов прошлого века.

Тогда в этом районе по электромагнитному излучению американцы обнаружили на дне толстенный кабель, который соединял советскую базу атомных подводных лодок на Камчатке с Москвой. Пентагоном был специально разработан так называемый «кокон». По сути, семиметровой длины глубоководный аппарат с плутониевым источником питания, напичканный электроникой и шестью десятками очень чувствительных микрофонов. В 1972 году экипаж атомной подводной лодки «Хэлибат» скрытно прикрепил «кокон» к важнейшему советскому кабелю в 32 милях от побережья Камчатки.

Лишь в 1981 году Москва почти случайно узнала, что все ее переговоры с подводниками-стратегами Тихоокеанского флота становятся дословно известны Пентагону. О том, как это случилось, впоследствии рассказал бывший первый заместитель начальника разведки ТОФа контр-адмирал Анатолий Штыров: «В августе 1981 года в системе штабов Камчатской операционной зоны произошло непредвиденное, но в целом-то заурядное событие: прекратилась кабельная связь на линии Петропавловск — Магадан — Центр. Специалисты пришли к выводу: поврежден кабель, а именно его подводная часть в заливе Шелихова. Характер неисправности — нарушение изоляции и затекание. Наиболее вероятная причина — повредили рыбаки при постановке на якорь. Рыбаки — народ партизанский, на всякие там нарисованные на картах запретные зоны склонны смотреть через ноздрю.

Запросили Тихоокеанский флот. У флота кабельных судов под рукой не оказалось: одно на ремонте в Сингапуре, второе занято в каком-то районе… И так далее. Камчатская флотилия поднатужилась, снарядила в Пенжинскую губу отряд — гидрографическое судно, буксир и бот. Задача — взять кабель от побережья, поднять и перекантовать через палубу, найти и завулканизировать поврежденное место.

Читайте также
Тройка смертников: Украина, Грузия и Молдова готовятся сообща топить Черноморский флот Под «крышей» США создается новый морской альянс

Отряд вышел. В сложных штормовых условиях, укрываясь за мысами, моряки начали тяжелую, неблагодарную работу. Произошло, однако, неожиданное: обнаружив место обрыва, во время ремонта кабеля, вдруг один из водолазов заметил странный здоровый предмет, который к тому же на ощупь был тёплый".

Далее Штыров продолжает: настоящий шок командование Тихоокеанского флота испытало, когда на одной из деталей загадочного цилиндра обнаружило клеймо «Сделано в США». Так начал разматываться этот клубок, многому, надеюсь, научивший Москву.

Одним из уроков, надо полагать, стало создание в России в 2005 году сверхсекретного Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны РФ. Которое, насколько можно судить по открытым источникам, теперь и с нашей стороны занимается организацией разведопераций, подобных «Айви Беллз». Недаром любое появление исследовательских судов ГУГИ у побережья Соединенных Штатов вызывает в Вашингтоне настоящую истерику.

Взять хотя бы историю походов одного из таких — российского океанографического исследовательского судна «Янтарь», базирующегося на Кольском полуострове. С некоторых пор американцы заметили, что судно просто почти «прописалось» в Карибском море. Штатовское издание Forbes, проанализировав маршруты его переходов, высказало убеждение, что они в точности совпадают с районами, в которых проложены важнейшие для функционирования НАТО линии связи. И высказало убеждение: «Имеются подозрения, что корабль причастен к снятию информации с подводных коммуникаций и размещению подслушивающих устройств на подводных кабелях. По имеющимся на Западе данным, корабль якобы специально оборудован для выполнения подобных заданий даже на очень больших глубинах».

Читайте также

Так что и мы в этом отношении давно тоже не лыком шиты. Но вернемся к появлению британского «Эха» возле Калининграда. Надо сказать, что разведки флотов всего мира часто маскируют свои интересы под исключительно благородную мемориальную работу.

Известно, например, что в Черном море возле Ялты долгие годы шли поиски затонувшего 7 ноября 1941 года советского госпитального судна «Армения». По одной из версий торпедированного гитлеровской авиацией, по другой — по пути на Кавказ подорвавшегося на собственном хаотично выставленном минном заграждении. Во времена владычества Украины в Крыму к этим заботам неожиданно активно подключились американцы. В частности, Институт океанографии и океанологии США во главе с отставным офицером ВМС США Робертом Баллардом.

Внешне все выглядело сплошной филантропией. В 2005 году Баллард из Средиземного в Черное море за 2,5 миллиона долларов подогнал свое исследовательское судно Endeavor, оборудованное современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами. Искали, искали… Как и следовало ожидать — «Армению» тогда не нашли. Хотя морское дно возле Крыма от мыса Херсонес до мыса Меганом гости Киева из-за океана только что руками не ощупали. Как раз там, где находились и находятся сейчас важнейшие полигоны боевой подготовки Черноморского флота.

Но внешне выглядело так, будто тайна гибели «Армении» Соединенным Штатам с какого-то перепугу буквально спокойно спать не дает. В 2008 году к розыскам возле Ялты они подключили океанографическое судно Pathfinder Центра морских перевозок ВМС США. И снова на выходе — ноль. Но, как бы устав от бесплодных галсов у Ялты, на обратном пути Pathfinder по приглашению украинских властей завернул еще и в Севастопольскую бухту и недолго постоял у причалов Куриной бухты, рядом с 41-й бригадой ракетных катеров ЧФ.

Читайте также
Япония делает ставку на «камикадзе» Навального В Токио уверены, что смена режима в России поможет им решить проблему «северных территорий»

Резонно предположить, что те, кому положено в России, внимательно за всей этой возней наблюдали. А тут как раз Крым спустил с мачт украинские флаги и вернулся под державную руку Москвы. Теперь к той же поисковой работе подключилось уже упомянутое нами могучее ГУГИ Минобороны РФ. И, поскольку за дело взялось «не понарошку», а всерьез, почти тут же добилось успеха.

Весной прошлого года принадлежащее Главному управлению глубоководных исследований опытовое судно «Селигер» разглядело «Армению» на глубине 1500 метров в 15 милях от берега. Был обнаружен и поднят на поверхность судовой колокол с нанесенным на него названием судна, что полностью исключило ошибки в идентификации. «Объект стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом», — пояснил один из руководителей экспедиции.

За кадром остался только один вопрос: только ли поисками затонувшего судна был озабочен и экипаж российского «Селигера»? Или он вблизи полигонов Черноморского флота и его линий связи искал и ликвидировал следы, оставленные хорошо поработавшими в этом же районе несколькими годами раньше американскими Endeavor и Pathfinder? Ну, просто потому, что мы же, хочется надеяться, выучили уроки пентагоновской операции «Айви Беллз» в Охотском море!

Если это очень логичное, на мой взгляд, предположение соответствует истине, давайте внимательно понаблюдаем, что в ближайшие месяцы станет происходить в Балтийском море. Прежде всего — не выйдет ли в Балтику еще какое-либо исследовательское судно ГУГИ с глубоководными аппаратами на борту? И не ляжет ли на тот же курс, которым до него прошло коварное британское «Эхо»? Ну, чтобы провести на морском дне «большую приборку» после визита ушедшего по-английски, не прощаясь, непрошенного гостя?

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня