Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Открытый разведчик: Как самолёт Ту-214ОН легко становится Ту-214Р

Русский «воздушный шпион» помимо «разрешёнки» теперь оснастят и «запрещёнкой»

4117
На фото: самолёт-разведчик Ту-214Р
На фото: самолёт-разведчик Ту-214Р (Фото: Rimma Sadykova/ru.wikipedia.org)
Материал комментируют:

Самолёты Ту-214ОН были оснащены специальной аппаратурой — всеми видами разрешённой аппаратурой наблюдения в рамках Договора по открытому небу (ДОН). Было выпущено два таких лайнера в 2011 и 2013 годах, однако большей частью они простаивали на земле из-за подозрительности Пентагона по поводу установки на борту «недокументированных» систем слежения. В итоге лишь один раз российский наблюдатель проинспектировал территорию США в апреле 2019 года — пролёт был осуществлён над штатами Техас, Нью-Мексико и Колорадо. После того, как 15 января 2021 года Россия вслед за Соединенными Штатами вышла из ДОН, эти самолёты вообще потеряли свою актуальность. Но как бы не так — эти Ту-214 переоборудуют в разведывательные самолёты.

Как отметили эксперты, США своим выходом из Договора, инициированным бывшим президентом Дональдом Трампом, подтолкнули Россию к такой трансформации — переделать наблюдателя в разведчика. В принципе особо и переделывать ничего не нужно, так, добавить немного «шпионских штучек». Известно, что в модификации ОН, Ту-214 имел оборудование для цифровой съемки, РЛС бокового обзора с синтезированной аппаратурой и инфракрасное оборудование.

Читайте также
ФСБ и ГРУ работают «по Болгарии» день и ночь, без праздников и выходных В Софии находят столько российских шпионов, сколько и во всем мире не сыщется

Эта летающая разведывательная лаборатория позволяет с высоты в 9−12 километров сканировать военные объекты в радиусе 250−400 километров, пеленгуя средства связи и радиосигналы, поступающие на пункты боевого управления. Вероятно, что подобные характеристики и послужили поводом для отказа их участия в инспекционных полетах над территорией США. При этом и возможности американских самолетов-разведчиков достаточно высокие. Тот же Boeing ОС-135 В способен «видеть и слышать» на несколько сотен километров.

В качестве отступления от «самолётной составляющей», напомним, что сам договор по открытому небу был подписан в 1992 году в Хельсинки с подачи именно США. Еще ранее, в 1955 году, его активно лоббировал американский президент Эйзенхауэр, однако из-за набирающей обороты «холодной войны» получить возможность контролировать друг друга с воздуха не сочли нужным обе стороны. Ни о каком доверии, позволяющем участникам договора совершать облеты территорий других государств, речи и быть не могло. Россия ратифицировала договор в 2001 году, однако свои первые наблюдательные полеты совершила лишь в 2008-м, предоставив одновременно и партнерам, а это 37 стран, включая США, возможность контролировать свою территорию на предмет непредсказуемой «агрессии».

В общем, нет уже ДОН, но самолёты-то остались и использовать их будут по профильному назначению. Они пополнят, скорее всего, имеющийся авиапарк ГРУ (ныне Главное управление Генштаба ВС РФ), в который входят в том числе два самолёта Ту-214Р. Их заказала в 2009-м и 2014 году в/ч 45807 — тот самый знаменитый «Аквариум», штаб-квартира военной разведки. Загрузка у этих самолётов приличная, один из них с регистрационным номером RF-64514 сейчас находится на российской авиабазе Хмеймим в Сирии и без дела, надо полагать, не простаивает. Не помещают в деле воздушной разведки и переоснащённые из «ОН» в «Р» два самолёта.

Самолёты-разведчики — объекты секретные и доподлинные возможности аппаратуры неизвестны. Здесь можно даже не пытать эксплуатантов. Вот и лётчик-испытатель Николай Капелькин, который обкатывал этот самолёт и представлял его на авиасалоне МАКС-2011, разводит руками: «Моё дело пилотировать машину, а не интересоваться тем, что в салоне». Понятно, что многое знает, но такова уж специфика работы — роток на замке.

Из известного можно отметить, что Ту-214Р оснащены многочастотным радиотехническим комплексом МРК-411, состоящим из нескольких радиолокационных станций с активными фазированными антенными решётками бокового и кругового обзора, который обеспечивает получение информации как в активном, так и в пассивном режиме. Аппаратура также позволяет вести перехват радиопереговоров.

Эти самолёты оснащены и оптико-волоконной системой высокого разрешения «Фракция», которая располагается в обтекателе нижней части фюзеляжа и позволяет получать в реальном масштабе времени, в видимом и инфракрасных диапазонах, изображения поверхности. Разработанная подмосковной компанией «ТПК Линкос», эта система обеспечивает сканирование огромных по площади участков, выдачу обработанной и синтезированной «картинки» на экраны операторов и в наземные штабы. А благодаря наличию георадара, этот самолёт-разведчик способен обнаруживать даже скрытые под землей или замаскированные объекты.

Ту-214Р создавался на Казанском авиационном заводе именно как комплексный радиолокационный, радиотехнический и радиоразведчик, способный также вести и визуальную разведку. Помимо этих функций самолёт способен использоваться как пункт боевого управления и наведения средств поражения на обнаруженные цели. По своим характеристикам он способен с высоты в 9−12 километров вести разведку на земле на дальность до 250 километров, обнаруживать цели в глубоком тылу противника, находясь под прикрытием своей авиации и средств ПВО. Системы радиотехнической разведки способны обнаруживать РЛС и иные излучающие объекты, идентифицировать их и определять местоположение. Аппаратура способна перехватывать и радиопереговоры противника. Самолёт имеет развитые средства передачи и приёма информации, в том числе спутниковые системы связи.

В Ту-214ОН такого полного набора разведаппаратуры, естественно, не было, ведь проведение наблюдательных полётов предполагало наличие «контролёров» страны пребывания. Поэтому и «начинка» была несколько скромнее. Сейчас ничто не мешает её дополнить, возможно, что и более современными средствами, чем у работающих Ту-214Р. Вероятно, что «ОН» получат именно такой же литер «Р», как принадлежность к разведке. Можно предположить, что самолёты разведчики будут эксплуатироваться в первую очередь в Сирии, хотя их потребностью заинтересованы во всех военных округах России.

Читайте также
США тайком вывезли треть ядерного арсенала из Европы Основное предположение — модернизация для последующего запугивания России, Китая и КНДР

Ранее воздушной разведкой в Сирии занимались самолёты Ил-20М (один из них был по ошибке сбит сирийскими силами ПВО 17 сентября 2018 года). Ил-20М — советский военный самолёт радиоэлектронной разведки на базе пассажирского самолёта Ил-18. Оборудован РЛС бокового обзора, фотоаппаратурой, ИК-сканером, оптическими датчиками, системой спутниковой связи для обмена данными в режиме реального времени. Таких воздушных машин специального назначения в российской армии осталось 14 штук (производство 1968−1976 гг.), есть и другие модификации разного предназначения на этой базе в авиации ВМФ и ВКС. Из «свежих» — Ил-22ПП «Порубщик», самолёт радиоэлектронной борьбы, которых было изготовлено три и в 2016 году они поступили на вооружение ВКС России. Предполагалось, что на смену Ил-20М должны были прийти именно Ту-214Р, однако темпы строительства последних как-то затянулись. 30 июня 2016 года Минобороны заключило контракт на строительство третьего Ту-214Р, однако до сих пор его не получило. И тут такой подарок в виде двух Ту-214ОН.

Изначально судьба столь мощного и сложного комплекса, как Ту-214Р, оказалась нелёгкой. Контракт на его создание был заключён ещё в 2002 году и два первых самолёта должны были передать ГРУ до ноября 2008 года. Однако программа затянулась и, как упоминалось, первый из них полетел в 2009 году, а второй в 2014-м. «Разведывательный долгострой» даже послужил поводом для суда — в январе 2012 года в/ч 45807 подала иск в Арбитражный суд Татарстана к казанскому авиапредприятию на 1,24 миллиарда рублей за срыв сроков исполнения заказа. В итоге истцам было присуждено выплатить 180 миллионов рублей. Будет ли суд по третьему недостроенному самолёту неизвестно, как неизвестны и сроки его поставки в войска.

О том, что «ОН» могут переделать с «Р» предполагалось и ранее, а сейчас, после выхода России из Договора по открытому небу, судьба «открытых» Ту-214 решена окончательно. В общем, спасибо товарищу Трампу за двух новых разведчиков.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня