В случае возможного военного конфликта НАТО и Москвы у шведской армии достаточно потенциала, чтобы создать проблемы даже для такого крупного противника, как Россия. С соответствующим заявлением на страницах шведской газеты Dagens Nyheter выступило на днях военное руководство этой, считающейся нейтральной, скандинавской страны.
Собственно, о военных проблемах для нашей страны начал говорить главнокомандующий Военно-воздушными силами Карл-Юхан Эдстрем, которого очень напрягает, что в Арктике, на Балтике и в Черном море Москва стала чаще проводить учения, «не только более масштабные, но и более сложные». В связи с этим, по его словам, шведская армия будет использовать «уязвимые места оппонента» и отрабатывать удары по ним.
Кто этот «оппонент», догадаться нетрудно…
Командующий сухопутными войсками Карл Энгельбректсон в свою очередь призвал армию страны готовиться к действиям в стратегически важных областях, а также участвовать в совместных учениях с Финляндией. С точки зрения этого генерала, военный контингент на шведском острове Готланд уже «создает много проблем потенциальному противнику».
К слову, Готланд — самый большой остров в Балтийском море. В середине «нулевых» он был объявлен демилитаризованной зоной, после чего оттуда вывезли всех военных, а объекты военные закрыли. Однако в 2014, когда шведы вдруг стали опасаться появления на Готланде российского десанта, оборонную инфраструктуру острова решили не только восстановить, но и усилить.
Так, в августе прошлого года глава военного ведомства Швеции Петер Хультквист распорядился направить на Готланд четыре корвета, самолеты, а также подразделения сухопутных войск (о численности авиации и наземных военных ресурсов ничего не сообщалось). Шведского министра тогда тоже очень встревожили российские учения на Балтике. И почему-то волнения в Белоруссии, ситуация на Украине, в Грузии и в Крыму.
Причем настолько, что он пообещал поддерживать высокий уровень боеготовности и в будущем, дабы «подчеркнуть границы шведского суверенитета и независимости».
Можно подумать, что кто-то на них покушается.
Швеция заявила о своем нейтралитете еще в XIX веке, и почти 200 лет не участвует в крупномасштабных сражениях. Даже обе мировые войны ей удавалось этот нейтралитет формально сохранять. Формально, потому что в обоих случаях симпатизировала она все-таки Германии.
Но теперь, как отмечает Dagens Nyheter, формула — «вне альянсов в мирное время, чтобы сохранить нейтралитет во время вооруженного конфликта» — осталась в прошлом. Теперь, цитирует издание главу шведских ВМС Эву Скуг Хаслум, Стокгольм «ни при каких обстоятельствах» не может остаться в стороне от конфликта НАТО и России, поэтому «наша важная задача — продумать план действий на этот случай и подготовиться».
Прокомментировать грозные заявления шведского военного командования «СП» попросила доцента кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова Алексея Фененко:
— Все это не ново. В Швеции на протяжении последних десяти лет уже идет нагнетание антироссийских настроений. И утверждение тезиса о том, что ее главным противником является Россия.
Мы видели это в 2014 году, когда шли переговоры по соглашению о расширенном партнерстве с НАТО, согласно которому Швеция предоставляет свою территорию для войск быстрого реагирования НАТО во время учений, в случае катастроф, чрезвычайных обстоятельств и при угрозе безопасности страны.
Плюс на это наложилась известная курьезная история с поисками русской подводной лодки в шведских территориальных водах, которая в итоге оказалась сломанным метеорологическим буем.
Мы видели это в 2017 году, когда в Риксроде Швеции обсуждался вопрос о возможности отказа от политики нейтралитета. И, кстати, в 2019 со стороны шведского военного командования уже звучали похожие заявления об угрозе какого-то конфликта с Россией.
«СП»: — Какая необходимость такие опасные заявления делать?
— Все это выгодно американцам. Потому что стратегически Швеция крайне важна для РФ.
Вот если Швеция и Финляндия вступают в НАТО, то они перекрывают России акваторию Финского залива, и тогда для нас морское сообщение с Калининградом становится чрезвычайно затруднительным. Именно к этому стремятся наши, так сказать, заокеанские «друзья».
Собственно, для того и остров Готланд в последнее время активно превращается шведами в крупную военную базу.
А дальше уже встает вопрос о том, каким будет сценарий конфликта с Россией. Вот конкретно из Швеции пытаются сделать основную ударную силу на Балтике.
Речь не идет о том, что завтра будет прямая война. Но американцы рассматривают для себя несколько вариантов подобного конфликта.
Первый — какие-то волнения в Прибалтике, связанные с русским населением. И переброс туда шведских вооруженных сил. Второй вариант — это блокировка сообщения между Россией и Калининградом. А третий — какой-то конфликт между Россией и Финляндией, в который предполагается втянуть и Швецию.
То есть из Швеции предполагается сделать некое подобие прибалтийской Украины.
«СП»: — Но страна вроде как придерживается политики нейтралитета. Откажется?
— Нейтралитет Швеции уже условен. С того момента, как в 1995 году страна вступила в Европейский Союз, ее нейтралитет — это фикция. Потому что у ЕС есть (ни плохая, ни хорошая) общеевропейская политика безопасности и обороны.
То есть это уже далеко не чисто нейтральное государство.
Но Швеции вовсе не обязательно вступать в НАТО. Можно иметь договор об ассоциации с этой организацией — его текст, кстати, выработан в августе 2014, только пока не подписан.
Ну и другой вариант — с 90-х годов альянс рассматривает идею создания так называемой «Скандинавской» группы. В нее предполагается включить Швецию и Финляндию, плюс две страны НАТО — Данию и Норвегию, которые будут координировать их деятельность.
«СП»: — А насколько высок потенциал шведской армии?
— Здесь сразу вопрос — потенциал для чего? Мы все время исходим из того, что если война, то она должна быть такой, как Вторая мировая. Для такой войны, конечно, он невысок. А для региональной войны, например, для подавления выступлений русского населения в Эстонии и Латвии, потенциала вполне достаточно.
«СП»: — Мы степень этой угрозы как-то оцениваем?
— Я думаю, что пока еще мы уделяем ей недостаточно внимания. Все-таки мы пока сконцентрированы на Юго-Западном направлении. На — украинском. И часто просматриваем появление угроз на Северо-Западном направлении и на Балтике.
Что неверно. Ведь, в общем-то, еще в 2014 году Байден, будучи вице-президентом, в Бухаресте говорил, что раз Россия приобретает такой вес на Черном море, то ответом НАТО должно стать давление на Балтийском море. Американцы мыслят категорией «Междуморья». Для них Балтика и Черное море — это единый регион.
Директор по развитию Фонда содействия технологиям XXI века, военный эксперт Иван Коновалов обратил внимание на то, что риторика шведских генералов имеет простое объяснение:
— Лет десять назад, примерно с 2012 года, разного рода аналитические центры, в том числе созданные в рамках Министерства обороны Швеции, стали выпускать доклады, в которых говорилось о фактической недееспособности шведских вооруженных сил. Якобы их состояние настолько плачевно, что в полномасштабном конфликте выстоять они не способны. Максимум, на что их хватит — это на две недели.
Сейчас тон заявлений совершенно другой. И цель риторики иная.
Тогда стояла задача увеличить военный бюджет. Вернуть шведским военным некую уверенность и авторитет. Потому что армия постоянно сокращалась и фактически становилась ненужным элементов шведского государства. Служить в ней никто особо не хотел.
И вот с помощью накручивания некой такой истерии в обществе с использованием, разумеется, образа «агрессивной России» — помните, шведы устроили настоящую охоту за мифическими русскими подводными лодками, — им удалось изменить ситуацию.
Военный бюджет был увеличен. И сегодня мы слышим заявления шведских генералов, которые уверены в себе и в финансовом плане, и в плане авторитета.
Опять же, «страшная угроза извне» подпитывает дискуссию о возможном вступлении Швеции в НАТО. А за Швецией, естественно, пойдет в НАТО Финляндия. Финны в принципе никогда особо этого не хотели, но шведы могут заставить их передумать.
Вот основная причина того, что риторика шведских генералов изменилась. Ну и конечно играет роль общая атмосфера русофобии, которая, скажем так, «расплескалась» в Европе.
Такие заявления, понятно, не сбавляют, а только поднимают градус напряженности и недоверия между нашими странами. Хотя Россия не собирается ни на кого нападать. Тем более на Швецию.
И в самом деле, нам Полтавы хватило вполне…