Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Мал золотник да дорог: МиГ-35 уйдёт на экспорт

Новый истребитель пока российской армии не по карману

8142
На фото: российский многофункциональный легкий истребитель МиГ-35
На фото: российский многофункциональный легкий истребитель МиГ-35 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Бесспорный фурор на авиасалоне МАКС-2021 произвёл представленный Госкорпорацией «Ростех» однодвигательный истребитель Checkmate («Шах и мат»), созданный в инициативном порядке на базе истребителя Су-57. Когда этот «гроссмейстер» поднимется в небо, доподлинно неизвестно, обещают в 2023 году, да и будет ли он востребован в ВКС, где сейчас на вооружении стоят исключительно двухдвигательные истребители, тоже до конца не понятно. Ну, так, что-то новенькое в этом сезоне, но не более того.

Нельзя сказать, что без внимания остался и уже существующий истребитель МиГ-35, к которому активно присматриваются сейчас именно иностранные покупатели. Этот многофункциональный истребитель является результатом глубокой модификации боевых самолётов МиГ-29М/М2 и отличается улучшенными эксплуатационными характеристиками, повышенной боевой эффективностью и универсальностью. Его «звезда» взошла ещё на МАКС-2017, однако в составе ВКС имеется всего 8 серийных машин (есть ещё 6 экспериментальных). Предполагалось, что МиГ-35 станет основой всей лёгкой истребительной авиации ВКС.

Читайте также

Цена этого нового, созданного буквально с нуля (с учетом накопленного опыта) истребителя составляет порядка 45 миллионов долларов. Это даже дороже чем за один истребитель пятого поколения Су-57 (примерно 30 миллионов долларов), вероятно по этой причине Минобороны и не спешит раскошеливаться на большее количество закупок МиГ-35, предпочитая модернизацию имеющихся истребителей производству новых. А вот иностранные партнёры к этому боевому самолёту активно присматриваются, в том числе из-за цены, ведь тот же хвалёный американский F-35 стоит за 80 миллионов долларов, французские «Рафали» или шведские «Грифоны» (Saab JAS-39E Gripen Е), экспортная версия которых составляет 60 миллионов долларов за штуку.

Не удивительно, что Россия получила две иностранные заявки на поставки МиГ-35 (Египет, например, ранее подписал контракт на 50 таких российских истребителей). А сейчас, как сообщил, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев, на МАКС-2021 «заказали» полёт многоцелевого истребителя МиГ-35 с участием лётчика иностранного заказчика. Это более чем конкретный интерес и, вероятно, будет заключён ещё один контракт на поставку таких истребителей, но не с российским Минобороны.

Внимание к российским истребителям МиГ-35 (по кодификации НАТО Fulcrum-F «Точка опоры») сейчас привлечено во всём мире. На экспорт этот самолёт ещё не поставлялся, известно, что двумя годами ранее на авиасалоне МАКС-2019 был подписан контракт на поставку в ВВС Египта 50 истребителей МиГ-35. При этом 29 стран-эксплуатантов советских/российских МиГ-29 проявили заинтересованность в приобретении таких истребителей. Подобный выбор определяется ещё и тем, что там имеется вся инфраструктура подготовки техников и пилотов для самолётов такого класса, потребуется лишь незначительное время, чтобы переучить их для эксплуатации МиГ-35.

Действительно, новый многофункциональный лёгкий истребитель поколения «4++» МиГ-35 имеет внешнее сходство с знаменитым МиГ-29. Однако, это лишь при дальнем рассмотрении, при ближнем же, это совершенно другая воздушная машина. И, как высказался об этом истребителе генеральный конструктор — вице-президент ПАО «ОАК» Сергей Коротков: «Аэродинамическая компоновка самолётаМиГ-29 на сегодняшний день практически идеальна. Инновации МиГ-35 — внутри». Как и предшественник, новый истребитель обладает способностью быстро занять положение для атаки, а также в кратчайшие сроки выйти из под огня противника и занять выгодное положение для последующей атаки или выхода из боя.

Читайте также

Также известно, что МиГ-35 может применять все классы существующего сегодня авиационного вооружения, в том числе перспективные виды вооружений — гиперзвуковые ракеты Р-37М или лазерное оружие, а также средства поражения большой дальности (ракеты Х-35, Х-31 и новую Х-38), позволяющие атаковать цели противника не входя в зоны ПВО. Число точек внешней подвески у истребителя — 9, на которых возможно размещение корректируемых или неуправляемых авиабомб весом до 500 килограмм. Оснащён самолёт и скорострельной 35-мм авиационной пушкой.

Из заявленных характеристик известно, что практический потолок МиГ-35 составляет 16 000 метров, а скорость полёта на форсажном режиме достигает 2 100 км/ч при дальности полёта 3 500 метров. Два двигателя РД-33МК с общей тягой до 18 000 кгс имеют управляемый управляемый в двух плоскостях вектор тяги. Максимальная внешняя полезная нагрузка составляет 6: тонн, а взлётный вес истребителя — до 24,5 тонн. При этом, что немаловажно, минимальная длина разбега для взлёта МиГ-35 составляет всего 190 метров, что позволяет использовать его в качестве палубного истребителя на авианесущих крейсерах.

Во внутреннюю «начинку» истребителя входит многофункциональная радиолокационная станция «Жук-МЭ», которая обеспечивает выполнение задач в сложных погодных условиях, а также при постановке помех противником. На борту находится и БРЛС выявления и сопровождения воздушных и наземных целей, а также комплекс оптоэлектроники, который обеспечивает ведение воздушного боя как днём, так и ночью, в том числе с обнаружением малозаметных целей за пределами визуальной видимости. Для пилота предусмотрена новая нашлемная система целеуказания и индикации, которая дает возможность прогнозирования, отображения в режиме реального времени обстановку на щитке лётного шлема.

— Новый истребитель МиГ-35 не только вобрал в себя лучшие качества, присущие самолётам МиГ, а получил совершенно новые возможности в таком исполнении, — считает авиаконструктор Ованес Микоян, сын легендарного генерального конструктора МиГ. — Истребитель полностью соответствует стандартам ХХI века по надёжности, ремонту и обновлению, он способен не только эффективно вести воздушный бой, добиваясь превосходства над противником, но и может решать задачи по разведке, патрулированию, поражению наземных и надводных целей на больших расстояниях. При этом МиГ-35 является самодостаточной воздушной машиной, которая в меньшей степени зависит от наземных служб и может действовать как в группе, так и самостоятельно. Новый МиГ станет достойной заменой своих предшественников.

Читайте также

На сегодняшний день авиазавод «Сокол» в Нижнем Новгороде произвёл 14 истребителей МиГ-35, 8 из которых поступили на вооружение ВКС России. Здесь нужно учесть такой нюанс, что имеющиеся в авиационных полках истребители МиГ-29К, которые прошли модернизацию, свой лётный ресурс ещё не выработали и продолжают активно эксплуатироваться. Здесь спешки особой нет — эти самолёты будут заменяться постепенно, в «расход» пойдут вначале истребители более раннего выпуска, а, скажем «навороченные» истребители МиГ-29СМТ или палубные МиГ-29К/КУБ будут эксплуатироваться гораздо дольше. Сейчас МиГ-35 в большей степени рассматривается как экспортный вариант и набирает популярность за границей. Как видно, он вполне способен противостоять самым передовым европейским истребителям, а приобретение этих истребителей станет удачной сделкой не только для Венесуэлы.

Собственно, а что же, например, конкурент в виде истребителя Saab JAS-39E Gripen Е? Понятно, что в самой Швеции свой самолёт нахваливают и, как утверждал командующий ВВС этой страны Матс Хельгессон, «Гифон» сможет «уничтожать российские истребители» даже без использования технологий снижения визуальной и радиоэлектронной заметности (у Gripen их попросту нет). Главный шведский военный лётчик утверждает о способности «Грифона» скрытно выйти на дистанцию атаки благодаря умению глушить радиосигналы. «Gripen имеет одну из самых совершенных систем РЭБ из ныне существующих», — утверждает Хельгессон.

Тут, как говорится, каждый кулик своё болото хвалит, а Швеция активно продавливает свой Saab JAS-39E Gripen Е на экспорт, так что ничего удивительного в собственной оценке шведами этого истребителя нет. Однако, есть нюанс — российские истребители успешно прошли в Сирии боевое крещение в том числе с использованием радиоэлектронных средств и средств РЭБ. Хвалёные F-35 и F-22 в этих поединках проиграли, а истребители Су-35С гоняли «американцев» на дальних подступах. Был ли «протестирован» в Сирии МиГ-35 неизвестно (говорилось, что он там «засветился» весной прошлого года), однако там применялся модернизированный МиГ-29СМТ, навигационное и радиолокационное оборудование которого сопоставимо с МиГ-35. Нареканий к истребителю не возникло.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня