Была ли драка между росгвардейцами в учебном центре «Тамбукан» в Ставрополье при сдаче экзамена на краповый берет или нет — не суть важно. Однако, как известно, дыма без огня не бывает и некий конфликт между коллегами имел место быть — между краповиками 604-го центра специального назначения «Витязь» и чеченскими военнослужащими, претендовавших на заветные береты. Последних обвинили в мошенничестве, мол, использовали транспортные средства во время марш-броска.
Некую пикантность «росгвардейскому скандалу» с краповыми беретами добавил один из участников состязаний — племянник главы Чечни Рамзана Кадырова Абдул-Керим Кадыров. Он является офицером охраны (воинское звание не уточняется, но в Чечне и звание генерала можно получить по «особому распоряжению») и занимает должность начальника Учебно-тренировочного центра СОБР «Терек» управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Чеченской Республике.
К слову, Абдул-Керим уже не первый раз принимал участие в сдаче экзамена на краповый берет, но безуспешно. Сошел он и на этот раз с дистанции во время марш-броска. Его оружие разрядили и усадили в машину — повезли к финишу. Собственно, этот факт и стал поводом для возмущения опытных краповиков, которые пригрозили снять береты в знак протеста.
Впрочем, краповый берет племянник Кадырова не получил — его увезли не для вручения заветного символа Росгвардии, а домой. Дядя, скорее всего, и расстроился, но на своей странице «ВКонтакте», рассказывая о тех, кто заслужили право на берет, имя племянника не упомянул. Этой чести среди чеченцев удостоились командир ОМОН регионального управления Росгвардии Анзор Бисаев, командир группы быстрого реагирования СОБР «Терек» Сайди Лорсанкаев, а также пять бойцов спецполка «Север» и спецбатальона «Юг» Грозненского соединения Росгвардии. Кадыров при этом отметил, что в Чечне теперь служат 43 обладателя краповых беретов.
Вообще, без драки за право ношения крапового берета никогда не обходится — это один из элементов сложнейшего экзамена, в который входит и контактный рукопашный бой. Так что и чеченцам, и другим претендентам пришлось сейчас не только попотеть, но и кровью умыться. И берет, в итоге, получили лишь те, кто его реально заслужил. Ну, а кто-то и домой уехал без «главного приза».
Традиция сдачи экзамена на краповый берет существует в подразделениях спецназа Росгвардии (досталась в наследство от внутренних войск МВД, как и день профессионального праздника 27 марта), отрядах полиции специального назначения МВД, спецназа Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Краповый берет может быть вручен не только за успешную сдачу экзамена, но и за мужество и отвагу, проявленные в ходе боевых действий и специальных операций, а также за особые заслуги в деле развития подразделений и частей специального назначения. Обладатель этого головного убора не получает надбавок к зарплате, его не повышают в звании. Но он всегда на передовой: первым входит в бой, ведет штурмовую группу, подает пример товарищам. Решение о присвоении или о лишении крапового берета принимается Советом краповых беретов. Экзамен проходят не более трети кандидатов, выходящих на старт.
О том, что значит российский краповый берет, знают во всех армиях мира. Даже в ВДВ, не признающих иных авторитетов, с особым почтением относится к обладателям берета цвета крови. Чтобы заслужить такой, надо пройти серьезное испытание, которое не каждому по силам. Из-за сложности такого «конкурса» от него отстранили молодых солдат-срочников, которые служат всего год, оставив это право лишь опытным контрактникам и офицерам.
— Экзамен на краповый берет проводится, как правило, два раза в год, — рассказывает ветеран Внутренних войск МВД полковник Василий Панченков. — Либо на полигоне близ деревни Новая в Подмосковье, либо на базе одного из территориальных учебных центов подготовки спецназа, как, например, сейчас в центре Росгвардии «Тамбукан». Туда со всех регионов страны прибывают спецназовцы, прошедшие на местах предварительный отбор, не менее жесткий, чем сам финальный экзамен. Получить берет трудно, но непросто его и сохранить. Необходимо соответствовать не только физически, но также морально и нравственно. Нарушившему грозит лишение.
В большинстве случаев экзамены на получение крапового берета проходили в Отдельной дивизии оперативного назначения, широко известной как дивизия имени Дзержинского — сейчас соединение Войск национальной гвардии России.
Первый этап — марш-бросок на 12 километров. Экипировка — автомат, бронежилет, бронешлем, всего более 20 килограмм «лишнего веса». Периодически на маршруте поступают задания: выйти из-под огня условного противника, преодолеть водную преграду, эвакуировать раненого товарища с поля боя и так далее. Помимо этого — регулярные отжимания на маршруте, приседания, ходьба гуськом. Одно из главных условий — не уронить автомат.
К следующему этапу бойцы приходят с синяками и ссадинами, и кажется, что сил уже больше нет. Но это только начало. Далее начинается преодоление специальной штурмовой полосы (СШП). Бойцам необходимо пробежать по навесным лестницам, перелезть через стены, преодолеть препятствия, проползти под низко натянутой колючей проволокой и пройти в противогазах «газовую камеру». Во время прохождения СШП постоянно ведется обстрел холостыми патронами, всё в дыму, под ногами разрываются взрывпакеты. Это сложный тест — боец должен выполнить задачу, не отвлекаясь ни на что.
После преодоления полосы — контрольный экзамен, так называемая «русская рулетка». Ещё на старте каждому кандидату выдается один холостой патрон, который заряжается в магазин, но не досылается в ствол. Боец должен передернуть затвор и выстрелить в воздух. АК-12 — надежное оружие, но даже его можно довести до полного отказа. Выстрелит автомат или нет — узнать можно только в последний момент. И пройти все препятствия нужно так, чтобы любой ценой сберечь оружие в боеспособном состоянии. Оно должно стрелять.
Затем выход на огневой рубеж — спецназовцев ждёт «скоростная стрельба на фоне физического утомления». За короткое время бойцы должны поразить несколько мишеней. Иногда рядом с мишенями «террористов» появляются и мишени «заложников» — попадание в такую означает провал экзамена. Но и это ещё не финиш. Впереди — высотная подготовка. При помощи альпинистского снаряжения бойцы спускаются с учебной «высотки». По ходу движения на одном из этажей нужно поразить мишень из автомата, а на другом — выбить окно и бросить внутрь гранату. На все упражнение отводится не больше 30 секунд.
А затем на импровизированной «полосе препятствий» испытуемые должны выполнить ещё несколько акробатических упражнений. Из каждого прыжка и кувырка боец обязан встать в боевую стойку — это обязательное условие. Сразу после акробатики — «бой с тенью». С оружием и без. В основе рукопашного боя базовые ката из карате — хорошая проверка вестибулярного аппарата после головокружительных предыдущих этапов. Всё? Испытание закончилось? Как бы не так — впереди ещё 12 минут ада.
Этап, который затмевает все предшествующие — жесткий спарринг. Сначала контактный рукопашный бой друг с другом. В него может вмешаться и инструктор, если бойцы становятся неактивными. Когда претендент на берет валится с ног от усталости и пропущенных ударов в голову, ему предстоит бой со спецназовцем, уже заслужившим право носить краповый берет. Такого не увидишь даже на чемпионате мира по кикбоксингу! Кулаки, пятки только и мелькают в воздухе. Задача опытного бойца — не забить соперника, а подвести его к черте, за которой уже, казалось бы, не остаётся сил, а потом заставить вскочить и снова продолжать бой. Главное — продержаться до конца и не опускать руки.
— Какой бы ты ни был крутой спортсмен, какими бы тренированными ни были твои мышцы, экзамен на краповый берет плющит и рассыпает в прах, — рассказывал о впечатлених инструктор Никита Новиков. — Это испытание за гранью человеческих сил. Но когда всё оказывается позади, ты понимаешь, что вот только сейчас ты стал настоящим мужиком и уже представляешь себя, избитого и измочаленного, в краповом берете. Ты преклоняешь колено, разбитыми в кровь губами, сквозь слезы (мало у кого хватает сил их сдержать) произносишь: «Служу России и спецназу!» и тут же валишься без сил. К тебе подбегают товарищи, в том числе и те, с кем ты только что жестоко рубился, и обнимают, поздравляют…
Всё — теперь ты элита! Кстати, краповый берет носится с наклоном на левое ухо. Крутизна состоит ещё в том, чтобы он был выцветшим, ведь спецназовцы носят именно тот берет, который им вручили после экзамена. Чем он более потёртый — тем опытнее его обладатель.