Если на номере автомобиля в Чечне (95 регион) увидите сочетание букв КРА, можете не сомневаться в его «блатном» происхождении. Это принадлежность к некой клике/клану, которая расшифровывается как «Кадыров Рамзан Ахматович» или «Команда Рамзана Ахматовича». С такими номерами здесь можно ездить по «встречке» задним ходом с заметным превышением скорости — никто не остановит, а участники движения опасливо пропустят такого «кадыровца».
Сейчас автопарк Чеченской Республики пополнился ещё двумя автомобилями такой престижной серии — Фонд Ахмата Кадырова подарил автомобили Mercedes офицерам спецподразделений Анзору Бисаеву (командир ОМОН Росгвардии по ЧР) и Сайди Лорсанкаеву (командир группы быстрого реагирования СОБР «Терек»), которые в ходе состязаний получили право на ношение краповых беретов. Не вдаваясь в подробности самих соревнований, где были, как отмечалось, разного рода нарушения (некоторых участников подвозили на автомобилях на участке марш-броска), акцентируемся на поощрительных наградах.
Для бойцов Росгвардии и МВД — получить краповый берет, является символом особого отличия. Это даже больше, чем орден на груди. «Краповник» — значит первый и лучший, носителей такого головного убора уважают по определению. Пройти испытание на право ношения берета — уже подвиг. За это не полагается прибавка к жалованию или повышение в должности. Чеченским спецназовцам подфартило больше — помимо призового миллиона рублей досталось ещё и по дорогущему автомобилю, чествовали их практически как олимпийцев. Рамзан своих отблагодарил по-царски — росгвардейцам других регионов подобное и не снилось, хотя заслуг у иных может и побольше наберётся.
Хотя, с другой стороны, может это и пример для других руководителей субъектов Федерации, чтобы отметить заслуги выдающихся служивых людей? Вот у единственной в России женщины, удостоенной права ношения крапового берета (1996 год), Галины Филлиповны Калиниковой «Мерседеса» точно нет. Есть только пенсия прапорщика военфельдшера и скромная подработка в родном Новочеркасске Ростовской области. Вот бы тамошний губернатор Василий Юрьевич Голубев раскошелился и одарил женщину-«краповика» пусть не иномаркой, то хотя бы какой «Приорой».
Что касается самого Рамзана Кадырова, то на подарки он, как известно, человек щедрый. И автомобили дарил неоднократно. Порой дорогие, порой и не очень, но факты, как говорится, запомнились. Вот сенегальскому футболисту Аблайю Мбенге, игравшему за грозненский «Терек» (сейчас ФК «Ахмат»), и вколотившему два гола московскому «Спартаку"12 мая 2015 года, досталась за это Toyota Corolla. Двукратный чемпион мира по боевому самбо дагестанец Хабиб Нурмугамедов получил в награду за победу над Конором Макгрегором от Рамзана Mercedes W222 и звание почетного гражданина Грозного. Достался Mercedes и бойцу Александру Емельяненко выступавшего под знамёнами бойцовского клуба «Ахмат» и триумфально одолевшего американца Вирджина Цвикера. Впрочем, автомобиль у Емельяненко вскоре отобрали — его забрал глава клуба Абузайде Висмурадов, поскольку Александр нарушил спор по поводу употребления алкоголя. Кадыров на конфликтную ситуацию никак не отреагировал.
Дарил Кадыров дорогие автомобили и другим людям, в том числе родственникам, и другим «заслуженным людям», в этом списке «железных коней» есть и мотоциклы. В 2015 году он передал от лица фонда им. Ахмата-Хаджи Кадырова 16 мотоциклов «Ночным волкам», правда, из чеченского отделения этого байкерского движения. Ему и самому достался новый мотоцикл — подарок «самого легендарного мотоциклиста России и мира Хирурга», так Кадыров называет Александра Залдостанова.
Если судить по подаркам Рамзана Кадырова и его личному автопарку, производство Mercedes налажено не только в немецком Штутгарде, но и в окрестностях Грозного. К слову, в России «Мерседесы» выпускают в Нижнем Новгороде (ГАЗ) — микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic и в Набережных Челнах (КАМАЗ) — грузовики Mercedes Actros 1841 LS, а в Подмосковном Солнечногорске налажен конвейер по производству легковушек класса Е и С. В самой Чечне в почёте другие «Мерседесы» — такие на которых возят самого Кадырова.
В его «конюшне», помимо Bugatti Veyron, Lamborghini Reventon и Aston Martin One-77, присутствуют и престижные «мерины». Это Mercedes-Benz SLR McLaren Stirling Moss, Mercedes G63 AMG Sahara Edirion Mansory, Mercedes-Benz AMG GT Mansory, вероятно, что автопарк Кадырова обновляется и другими автомобилями, за ними не уследишь. К слову, в кортеже сопровождения Рамзана замечены автомобили Porshe Cayenne, BMW 530i и Lexus LX 470 — тоже достаточно дорогие «игрушки».
— Перечисленные модели «Мерседесов» Кадырова это в большей степени понты, — считает автомобильный эксперт Алексей Гусев. — Машины мощные, спортивные и скоростные, при этом неоправданно дорогие. Рамзан Ахматович может себе подобное позволить. А вот что касается подаренных им автомобилей спецназовцам, то это скорее «Мерседесы» наиболее бюджетного Е-класса, стоимость которых составляет порядка трёх миллионов рублей. Здесь можно сказать, что Кадыров поддерживает отечественного производителя — сборка машин осуществляется в Подмосковье, завод там президент Владимир Путин открывал. К слову большинство чиновников и депутатов ездят именно на российских «Мерседесах». Ну, а подарок неплохой, не всякому офицеру на такой автомобиль заработать.
В качестве отступления можно отметить, что удостоиться права ношения крапового берета (первое награждение главным символом спецназа прошло в 1993 году) смогли за эти годы около десяти тысяч человек. Ни «Мерседесов», ни даже «Жигулей» они за это не получали, здесь можно сказать, что Кадыров зародил новую традицию, правда, в отдельно взятой республике. Как-то несправедливо по отношению к другим «краповникам».
— Начнём с того, что дарёному «мерину» в ценник не смотрят, — говорит политолог Александр Зимовский. — Самое простое объяснение да, видимо, и самое верное, надо искать в словах персонального водителя товарища Саахова — товарища Джабраила: «Это старинный красивый обычай». Обычай, как известно, требует, чтобы всё было натурально. В медиа будут сопротивляться, брыкаться, даже кусаться, звать Росгвардию, кричать: «Я буду жаловаться в Кремль!», — но вы не обращайте внимания. Единственно, что в конкретном случае с одаренными «краповиками» надо оценить, это законность собственно события.
Здесь я должен сразу уточнить. Как-то СМИ создали такую картину, будто автомобили достались солдатикам, прошедшим/не прошедшим суровое мужское ристалище. Э, нет, тарапица нэнада. Транспортными средствами поощрены отнюдь не рядовые гвардейцы, а командир ГБР СОБР «Терек» Управления Росгвардии по Чеченской Республике подполковник полиции Сайди Лорсанкаев и командир ОМОН Управления Росгвардии по Чеченской Республике майор полиции Анзор Бисаев.
Дальнейшие их действия определяются приказом № 39
Далее по поводу дарителя. Дарителем «Мерседесов» выступил Региональный общественный фонд имени Ахмата Кадырова. Согласно «Положению о фонде» он обладает надлежащими правами одаривать и вообще благодетельствовать. Фонд и одаривает. Например, байкерскому клубу «Ночные Волки» фонд подарил не дешёвые мотоциклы. Поди плохо? Помогал фонд и семьям погибших псковских десантников, и паломничество в Мекку оплачивает верующим старше 60 лет, и вообще список добрых дел там большой. Поэтому и здесь с правовой точки зрения всё понятно.
Что до общественного мнения и общественного же бурления, то не надо забывать о нашей истории. Ведь ещё конунг Рюрик, создатель древнерусского государства, титуловался «кольцедаритель». Кольцедаритель есть тот, кто одаривает своих воинов-дружинников, свою ближнюю стражу изделиями из драгметаллов в виде наручных колец за боевые заслуги и массовый героизм. Вот, Беовульф, например, или Ательстан, первый король Англии, частенько этим баловались, что и отражено в сагах. Кольцедарительство вообще устойчивая традиция, зафиксированная многими хрониками германского и скандинавского эпоса. Неудивительно, что она благополучно дожила до наших времен и прочно угнездилась в менталитете.
Славный Александр Васильевич Суворов частенько получал тысчонку-другую душ от щедрот государыни императрицы Екатерины II, а уж сколько всего получил от Петра Великого минхерц Александр Данилович Меншиков — лучше не вспоминать. Тема развивалась даже на стыке монархии и развитого социализма, все мы помним про шубу с царского плеча, которую Иоанн Грозный жалует кинорежиссеру Якину.
А уже в наше легкомысленное время гордое кольцедарительство викингов трансформировалось в фольклорное «не насосала, а подарили», «анальный кредит» и другие формы скрытого и явного патронажа и непотизма.
Это говорит нам о том, что общество всё понимает насчет происхождения различных внезапных «заслуг», и не слишком по такому поводу обольщается, но и не дергается особо. С другой стороны, безнаказанный рост количества действительных членов всероссийского клуба «Божья роса» как раз и свидетельствует, что их планы и надежды не рухнут из-за безответственных устремлений очередных революционеров. Как и было сказано на заседании дискуссионного клуба «Валдай». А что не так?