Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Крейсер «Москва»: Запад изучает гибель корабля под микроскопом

Из черноморской трагедии напрашиваются важные выводы

72925
На фото: ракетный крейсер "Москва"
На фото: ракетный крейсер «Москва» (Фото: dpa/picture-alliance/TASS)

Чем хуже ситуация для нациков в «Азовстали», тем больше в западных СМИ публикаций о недавней резонансной потере Черноморского флота РФ. Если просуммировать все забугорные публикации по этой теме, то получится один абзац, вроде того, что написала Хоуп Ходж Сек, в недавнем прошлом главред рупора Пентагона — Military.com.

«15 апреля Россия признала, что ракетный крейсер „Москва“, ее черноморский флагман, затонул во время буксировки обратно в порт, будучи искалеченным взрывами и последующими пожарами. Украина заявила, что поразила корабль двумя противокорабельными крылатыми ракетами R-360 Neptune. Россия оспорила это заявление, однако Пентагон подтверждает версию Украины», — ерничает Сек.

Между тем, Минобороны США не сразу признало факт якобы удачной ракетной атаки «Нептунами», начав с комментариев, что «не подтверждает, но и не опровергает» и заканчивая неубедительной фразой «скорее всего, Украина ответственна за потопление». Кстати, из офиса президента (ОП) Зеленского поползли слухи, что флагман ЧФ РФ был костью в горле натовских поставок вооружений из Румынии и сильно раздражал американцев с британцами.

Район, в котором находился черноморский флагман с ЗРК С-300Ф на борту, позволял команде «Москвы» контролировать в радиусе 250−300 км территорию, на которой оказались побережье Одесской области, значительная часть Молдовы и, главное, порты и аэропорты Румынии. Янки поняли, что по этому важнейшему маршруту имевшиеся ранее поставки секретных грузов накрылись медным тазом.

Читайте также
Сын оберфюрера СС Олаф Шольц в одиночку сдерживает немецкие танки под Киевом Сын оберфюрера СС Олаф Шольц в одиночку сдерживает немецкие танки под Киевом Проблема обещанных поставок Украине старых германских Leopard 1A5 грозит самому Берлину правительственным кризисом

Собственно, поэтому, по мнению жовто-блакитных экспертов, вхожих в Генштаб ВСУ, российский крейсер выдвинулся в рискованный район, примерно 100 км от Одессы. В конце концов, «Москва» могла бить по захисникам незалежності, которые окопались в Одессе, из Севастополя, не подвергая себя опасности.

Есть мнение, что к охоте на «Москву» были привлечены лучшие мозговые центры НАТО, поскольку Генштаб ВСУ такую задачу явно не тянул. Судя по всему, янки и бритты ставили именно на плохую погоду, понимая, что «Нептунами» черноморский флагман не потопить.

Сейчас на Западе только ленивый не написал, что плохая погода была ключевым фактором для нападения на крейсер, в смысле ухудшения борьбы экипажа за выживаемость.

Здесь логично вспомнить еще одно потопление — «Генерала Бельграно», крейсера военно-морских сил Аргентины в мае 1982 года в ходе Фолклендской войны. Напомним, он подвергся атаке британской подлодки тоже в сильнейший туман, который не позволил кораблям сопровождения произвести эффективное спасение экипажа, а также критически ухудшил условия борьбы за выживаемость. Похоже, нападать в неблагоприятных погодных условиях становится визитной карточкой не только британских, но и натовских флотов.

Обратите также внимание, буквально через сутки Минобороны РФ сообщило, что рядышком с Одессой был сбит транспортный самолет, перечеркнув тем самым надежды на воздушный мост. В жовто-блакитных диванных войсках опять-таки, со ссылкой на инсайдеров из Генштаба ВСУ, стали писать о российской мобильной РЛС на Змеином. Не исключено, что янки уже готовят операцию по захвату острова с помощью бандеровских разведывательно-диверсионных групп.

Однако вернемся к атаке на «Москву». В сообщении нашего Минобороны от 14 апреля говорится: «На борту ракетного крейсера Черноморского флота после пожара взорвался боезапас. Корабль получил серьезные повреждения». И практически сразу самые разные СМИ, прежде всего забугорные, написали о воздушной активности НАТО вдоль закрытой части Черного моря, что дало экспертам пищу для размышления.

Также стало известно, что в момент возгорания с последующей детонацией поблизости летали британский самолет-разведчик RC-135 и два беспилотника: американский Global Hawk и турецкий Bayraktar TB2. Сейчас в «неньке» раскручивается история, что на «Москву» навели «Нептуны» британские спецы, взяв дистанционно на себя управление противокорабельными ракетами. А дроны вроде отвлекали бортовой ЗРК флагмана.

Такое впечатление, что эта версия специально делается приоритетной, что вызывает подозрение в хорошо спланированной дезинформации. Однако, ряд забугорных экспертов, включая Хоуп Ходж Сек, пишущей с подачи аналитиков ВМС США, считают, что инцидент с «Москвой» будет иметь важнейшие последствия не столько на спецоперацию, сколько на «глобальные военно-морские силы и риски, с которыми они столкнутся».

Дело в том, что разработки дизайнов (проектов) военных кораблей в последнее время велись не с учетом реальных военных действий, а с позиции аналитиков, опирающихся на моделирование морских сражений. Как не вспомнить в этой связи пословицу: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Джерри Хендрикс, старший научный сотрудник Института Сагамора и отставной капитан военно-морского флота, анализируя инцидент с «Москвой» проекта 1164 «Атлант», отметил, что катастрофа на флагмане ЧФ РФ станет уроком всем. Сейчас в мире очень многие военные корабли имеют надпалубное оружие, включая ракетные установки, в том числе противокорабельные.

На нашем ракетном крейсере, по мнению этого эксперта, произошел, вероятно, подрыв ракет комплекса П-500 «Базальт». Его пусковые установки выглядят как спаренные наклонные трубы, расположенные ближе к носовой части корабля. И, судя по оказавшимся в Сети фото горящего корабля, именно здесь находились катастрофические разрушения.

По мнению Хендрикс, речь может идти о «дружеском огне», но не в смысле того, что ударили свои — просто загорелись свои же боеприпасы по какой-то неизвестной причине. Если был бы удар «Нептуном», погибла бы значительная часть экипажа. Для сравнения: при потоплении крейсера «Генерал Бельграно» погибло 323 человека. А на «Москве», если и были пострадавшие, то их было немного.

«Поскольку [пусковые трубы] находятся над палубой, это делает их чрезвычайно уязвимыми для повреждений (например, в результате атаки беспилотника или по другой причине), что затем наносит ущерб собственному кораблю», — пояснил Хендрикс изданию Sandboxx.

В принципе, есть альтернативный дизайн, как у американского крейсера класса Ticonderoga, в котором пусковые установки размещены под палубой. Считается, что это позволит экипажу затопить арсенал в случае пожара, но зато резко ухудшается выживаемость в случае торпедной атаки.

С учетом мощности боеприпасов, имеющихся на бортах кораблей, зачастую нет возможности остановить катастрофическую цепную реакцию взрывов. Впрочем, на том же Ticonderoga пусковые установки противокорабельной ракеты AGM/RGM/UGM-84 Harpoon тоже размещены на палубе и чисто гипотетически являются легкой целью для ударных беспилотников.

Словом, где бы ни находись боеприпасы на кораблях, они всегда являлись целью № 1. Еще с 17-го века, когда на парусных флотах стали устанавливать пушки, крюйт-камеры, помещения для хранения пороха, были самым настоящим проклятием для военных моряков.

Читайте также
Украина: «Грузинский легион» возвращается домой в гробах Украина: «Грузинский легион» возвращается домой в гробах По негласным правилам с наёмниками в бою не церемонятся

Сейчас назрела революция в военном судостроении, уверены американские эксперты. Мало того, что новые корабли должны быть небольшими, даже класса «Голубой воды» (действующих вдали от родных берегов), они еще должны быть специализированными и распределенными.

Американские авианосцы, к примеру, являются кораблями престижа Соединенных Штатов. Но, как показывает история с «Москвой», они тоже могут стать объектом нападения беспилотников, пущенных, например, с подлодки еще до того, как та окажется в зоне ответственности авианосных ударных групп. Низколетящие ударные дроны, наверняка, смогут обмануть флотские ПВО и даже повредить взлетную палубу. Тогда какой толк от палубной авиации?

«У нас сейчас идет очень жесткий разговор о том, как мы, в отличие от концентрации вокруг АУГ, дезагрегируем наши (военно-морские) силы, распространим их по широкой океанской области, а затем сможем быстро объединиться, чтобы дать своего рода сжатый импульс летальности», — сказал Хендрикс.

Похоже, время авианосцев и крейсеров уходит. На смену идут специализированные фрегаты, действующие как одно целое в рамках больших групп кораблей. Так ли это на самом деле, судить должны профессионалы. Но ясно одно: после спецоперации, наверняка, начнется перестройка нашего флота.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня