Некоторые политики на Украине — «экзальтированные, кровавые клоуны» — время от времени угрожают России, «имея в виду нападение на Крым», но при таком развитии событий «для них всех там одномоментно наступит судный день». Об этом на встрече с ветеранами в Волгограде заявил зампредседателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.
По его словам, укрыться будет очень сложно. Медведев уверен, что те, о ком он говорит, понимают последствия своих заявлений.
Накануне представитель главного управления разведки Минобороны Украины Вадим Скибицкий заявил, что Киев может использовать американские РСЗО HIMARS для ударов по российским объектам в Крыму, назвав полуостров «хабом перемещения всей российской техники, боеприпасов и вооружения» на юг Украины. Кроме того, по его словам, из акватории Черноморского флота, по его словам, совершаются ракетные пуски на украинскую территорию.
А советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович заявил, что данное западным партнерам обещание не бить по целям на российской территории не распространяется на Крымский мост — он может стать объектом поражения ВСУ. «По нему идет снабжение техникой, значит, его надо поломать», — также считает Арестович.
«Как только появится первая техническая возможность, мост тут же станет этим объектом. Если есть ограничения от партнеров, потому что они видят общую картину, не бить по территории Российской Федерации — значит, не будем бить. У нас целей на территории Украины хватает», — отметил он.
В ответ на эти заявления председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас сказал, что подобные угрозы показывают необходимость «демилитаризации и денацификации» всей Украины. Теперь вот Медведев грозит судным днем. А что в реальности? Ну, взорвут они Крымский мост, что тогда? Опять пригрозим «ударом по центру принятия решений»?
Или с обеих сторон все это блеф?
— Учитывая, что украинцы регулярно наносят удары по Брянской и Белгородская областям, угроза ударов по Крыму выглядит вполне реальной, — убежден советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: — Крымский мост с открытием сухопутного коридора уже не имеет такого значения, как год назад. В Киеве всерьез рассматривают его в качестве цели?
— Это очень важный символический объект. В его строительство вложены большие средства, да и в целом он обеспечивает для России большую геополитическую устойчивость и маневренность на юге. Нужно понимать, что сухопутный коридор в Крым — это по-прежнему зона боевых действий, судьба которого ещё не очевидна. Кроме того, по Крымскому мосту осуществляется снабжение российской группировки, действующей на юге Украины. Без моста ее положение существенно осложнится.
«СП»: — А по каким объектам в самом Крыму они могут ударить? Что из там больше всего интересует?
— Прежде всего, это военные объекты, включая базу Черноморского флота в Севастополе. Крым — российская крепость на Черном море, поэтому он и является приоритетной целью, не только для Украины, но и для НАТО.
«СП»: — Если они ударят-таки по мосту, что тогда? Реально будет пропорциональная ответка, или Медведев опять щеки надувает?
— Это открытый вопрос. Удары по «центрам принятия решений» обещали давно, но до сих пор ограничивались словесными угрозами. Возможно, удар по Крымскому мосту действительно станет той «красной линией», пересечение которой вынудит Россию на жёсткий ответ. Но, честно говоря, дождаться подобного развития событий не хотелось бы.
«СП»: — И все же, какими, по-вашему, могут быть «цели возмездия»?
— Конечно же, это в первую очередь удары по правительственным зданиям в Киеве. Верховная рада, офис Зеленского, СБУ. Поражение этих объектов могло бы иметь колоссальный демонстрационный эффект. Кроме того, это удары по инфраструктуре, в первую очередь, по железным дорогам — мосты, тяговые подстанции, локомотивные депо — все то, что могло бы существенно осложнить снабжение ВСУ
— В Киеве никто всерьез не собирается ни обстреливать Крымский мост, ни наносить удары по инфраструктуре Крыма, — убежден политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Все эти заявления имеют ритуальный характер. Прежде всего, украинское политическое руководство хорошо понимает, что использование HIMARS или каких-либо иных западных артиллерийских систем, переданных Украине, для разрушения объектов гражданской инфраструктуры может вызвать внутриполитические проблемы в самих западных странах и лишить их возможности передавать Украине современные виды вооружений. Кроме того, Украина не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы заниматься ударами по нашей инфраструктуре, поскольку в несколько раз уступает России по огневой мощи и нуждается в артиллерийских орудиях и ракетах на поле боя.
«СП»: — Угрозы Крыму звучат не впервые. В них реально верят в Москве?
— Арестович и Медведев хотят продемонстрировать, что являются сторонниками войны до победного конца и не сомневаются в конечной победе. Поэтому и выступают с похожими заявлениями. Мне кажется, что это связано с тем, что оба они опасаются за свое политическое будущее и хотят создать такую ситуацию, когда их удаление из власти было бы невозможно по идеологическим соображениям. Отправить в отставку пламенного патриота, призывающего не останавливаться ни перед чем ради победы над врагом, чрезвычайно трудно. По крайней мере, до окончания боевых действий.
«СП»: - Если все же теоретически представить себе, что они ударят по мосту, последует реальная реакция или новые грозные заявления? Утремся, как с «Москвой»?
— Россия «не утерлась» с Москвой. Она просто не могла сделать в ответ ничего нового. Разрушать в качестве мести за гибель корабля объекты гражданской инфраструктуры или обстреливать жилые кварталы было бы бессмысленной жестокостью, которая могла бы вызывать осуждение в самой России. А на поле боя Россия и без того делает все, что только возможно, не останавливаясь перед массированным применением тяжелых вооружений.
«СП»: — Рассуждая гипотетически, удары по каким объектам Украины могли бы нанести наиболее сильное деморализующее воздействие на власть, армию и население Украины?
— Россия утратила возможность деморализовать политическое руководство и население Украины военными средствами. Единственным исключением является применение тактического ядерного оружия или массированные бомбардировки жилых районов в крупных городах. Но нужно учитывать, что подобные действия станут, прежде всего, подлинным подарком для американской администрации. Она сможет, наконец, добиться эмбарго на продажу российских углеводородов на мировом рынке. И в подобной ситуации ни одна влиятельная страна не станет возражать против этого.