Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Армии и войны / Проблемы ВПК
12 апреля 2023 17:52

F-35 — новый «летающий гроб». Сбивать не придется, он сам расшибется

За американским истребителем пятого поколения тянется шлейф катастроф и поломок

17380
На фото: истребитель F-35
На фото: истребитель F-35 (Фото: ZumaTAСС)

Менее 30 процентов истребителей F-35 способны выполнять все свои задачи, признается генерал-лейтенант Майкл Шмидт в письменных показаниях, подготовленных для слушаний в Комитете по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса. Парк «тридцать пятых» в США насчитывает более 540 машин. Часть из них, по-видимому, вообще не пригодна для полетов.

В данном контексте нелишне вспомнить, что чуть больше месяца назад Оттава объявила о заключении соглашения с американским правительством и компаниями Pratt & Whitney и Lockheed Martin, предусматривающего приобретение в интересах национальных Военно-воздушных сил 88 многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35A Lightning II. Хотя накануне Нового года еженедельник Defence News, сославшись на источники в Пентагоне, сообщил об очередной приостановке эксплуатации F-35, «самого проблемного из существующих и самого дорогого из проблемных». Причина — крушение истребителя, совершавшего вертикальную посадку на аэродром авиабазы Форт-Уэрт (Техас) в середине декабря.

А в июле прошлого года Госдеп США и DSCA (Агентство по оборонному сотрудничеству) одобрили продажу таких же «Молний-2» Германии. Занимавшая тогда пост главы оборонного ведомства ФРГ Кристина Ламбрехт и начальник штаба немецких ВВС генерал-лейтенант Инго Герхартц в обоснование своего достаточно противоречивого решения заявили о «необходимости единения внутри Североатлантического альянса и наличия в составе Люфтваффе носителя ядерного оружия как фактора, сдерживающего агрессию Российской Федерации». Абстрагируясь от маразматичности аргументов, отметим, что $8,4-миллиардный контракт предусматривает еще и поставку сопутствующего оборудования и боеприпасов.

Читайте также
Не должно остаться даже клочка земли под названием «Украина» Не должно остаться даже клочка земли под названием «Украина» Если только «инстанции, принимающие решения» не хотят выплачивать контрибуции перед тем, как отправиться в Гаагу

Кстати, ни одной из европейских компаний не представился даже призрачный шанс попасть в число производителей, между которыми и будет распределена основная часть прибыли. Максимум, на что могут надеяться союзники, — кооперация второго, а то и третьего уровня и, соответственно, не более 15% многомиллиардного финансового «пирога».

Таким образом, в ближайшие 10−15 лет военное подразделение Lockheed Martin будет в шоколаде. Что касается ВВС европейских «союзников», то для них приготовлена другая субстанция, похожая на шоколад, но с дурным запахом.

Но вернемся к истории F-35 Lightning II, позиционируемого как «супер-самолет-невидимка».

В апреле 2022 года в конструкции «Молний» была обнаружена проблема в функционировании системы аварийного покидания самолета. Как выразился представитель Martin-Baker, компании-производителя кресел, «при проведении плановой проверки выявлена аномальная работа устройства, приводимого в действие пиропатроном, установленным в сиденье». Но выявление дефекта не стало причиной приостановки эксплуатации самолетов. Лишь 19 июля, то есть через три месяца, Martin-Baker обнаружила сбой в работе производственной линии. Офис объединенной программы F-35 инициировал проверку пиропатронов на всех F-35А. Но командованию ВВС понадобилось еще 10 дней, чтобы остановить полеты «невидимок».

В целом после запуска «Молнии-2» в серию в ее конструкции обнаружен 941 критически важный дефект, «негативно сказывающийся на боевой готовности, потенциальных возможностях и техническом обслуживании». При этом на январь 2021-го как минимум 871 из них не был устранен, о чем сообщается в отчете, опубликованном испытательным управлением Пентагона. В том же документе указано, что за год устранено всего два дефекта.

Однако конструкционные недостатки и связанные с их устранением проблемы — не единственные препятствия, возникшие при реализации оцениваемой в $398 млрд программы F-35. На проект, всесторонне поддерживаемый и Конгрессом США, и командой Байдена, элементарно не хватает денег. Причем в таком количестве, что даже Пентагон вынужден признать: «гордость» американского авиапрома «погрязла в неразрешимых проблемах».

Далее только факты:

23 июня 2014 г. самый дешевый вариант ($84,3 млн) самолета F-35А из состава 58-й эскадрильи ВВС США был списан по причине возгорания силовой установки. Ущерб оценен в $50 млн.

23 сентября 2016 г. по той же причине во время взлета с аэродрома авиабазы Маунтин-Хоум (Айдахо) загорелся приписанный к 61-й эскадрилье F-35A.

27 октября 2016 г. F-35B 501-й учебной эскадрильи ударных истребителей ВМС США запросил аварийную посадку в Южной Каролине из-за неисправности приведшей к пожару электропроводки.

22 августа 2018 г. F-35А из состава упоминавшейся 58-й эскадрильи совершил аварийную посадку из-за неисправности оптико-электронной локационной системы EOTS.

В сентябре 2018 г. при дозаправке в воздухе получил критические повреждения палубный F-35C.

В апреле 2019 г. тренировочный полет F-35A 302-й эскадрильи ВВС Японии закончился крушением.

В мае 2020 г. на авиабазе Эглин (Флорида) F-35A разбился, заходя на посадку. В том же году самолеты данной серии «отличились» еще одним крушением и двумя предпосылками к летным происшествиям (одна аварийная и одна жесткая посадка).

12 марта 2021 г. F-35B, приписанный к 1-й испытательной и оценочной эскадрилье США, получил критические повреждения, стреляя из собственной пушки.

13 июля 2021 г. сразу две «Молнии» F-35B были поражены в полете молнией природной.

С осени 2021 г. истребитель-бомбардировщик пятого поколения демонстрировал миру свои способности к «прыжкам в воду». 17 октября F-35B ВМС Великобритании нырнул с палубы авианосца Queen Elizabeth в Средиземное море. А 25 января 2022 г. в Южно-Китайском море в идеальных погодных условиях «не смог приземлиться» на палубу авианосца USS Carl Vinson американский F-35C.

До сих пор специалисты Национальной комиссии по безопасности военной авиации не назвали причины крушения F-35 на ВПП авиабазы Хилл (Юта), произошедшего в октябре 2022 г.

Наконец, декабрь 2022 г. ознаменовался сразу двумя летными происшествиями: аварийной посадкой на авиабазе Кадена (Окинава) и уже упомянутым крушением на Форт-Уэрт.

Читайте также
Противоядие для натовского оружия на Украине: «Хаймарсам» и «Крапиве» мало не покажется Противоядие для натовского оружия на Украине: «Хаймарсам» и «Крапиве» мало не покажется Запад до сих пор не понял, что русские не из пугливых

Кстати, по информации Пентагона, 46 F-35 вышли из строя из-за проблем с силовой установкой. Но самое большое недоумение любого мало-мальски знакомого с авиационной спецификой человека должна вызывать названная ведомством причина проблем: «неожиданный износ».

Похоже, F-35 претендует перехватить у приснопамятного «Старфайтера» прозвище «летающий гроб». Во избежание обвинений в предвзятости приведем мнение экс-министра обороны США Патрика Шанахана. Он назвал программу F-35 провальной.

Напомним, что, кроме основного заказчика F-35 — ВВС, ВМС, Корпуса морской пехоты и Нацгвардии США, в перечень эксплуатантов поначалу вошло всего 11 стран. Из которых семь — члены НАТО (Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Италия, Польша, Дания, Германия) и четыре — государства-марионетки (Южная Корея, Япония, Австралия, Израиль).

Белый дом не захотел мириться со столь неудовлетворительным состоянием военно-технического «сотрудничества» с союзниками, а потому, после разъяснительной работы, «добровольное» желание приобрести супер-самолеты выразили Греция (20 единиц F-35A до 2028 г.), Чехия (24), Бельгия (34), Финляндия (64, начиная с 2026 г.) и даже якобы нейтральная Швейцария (36).

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня